Прежде всего следует сказать, что новый Закон существенно пересматривает конструкцию определения полномочий органов местного самоуправления. В ФЗ № 33-ФЗ, в отличие от ФЗ № 131-ФЗ, не закрепляются раздельно перечни вопросов местного значения и полномочия по их решению для различных видов муниципальных образований.
- Предусмотрена конструкция в виде трех перечней полномочий:
1. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, не подлежащие перераспределению между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации (18 пунктов).
2. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, которые могут быть перераспределены законом субъекта Российской Федерации для осуществления органами государственной власти субъекта Федерации (29 пунктов). Соответствующее перераспределение законом субъекта Российской Федерации полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного органа субъекта Федерации. Указанные законы субъекта Российской Федерации могут быть приняты в отношении всех муниципальных образований либо отдельных муниципальных образований.
3. Полномочия, по которым в целях обеспечения жизнедеятельности населения законом субъекта Федерации может быть принято решение об их осуществлении органами местного самоуправления (18 пунктов). Данные полномочия являются перераспределенными для осуществления органами государственной власти субъекта Федерации в силу Федерального закона.
- Новый Федеральный закон указывает все привычные нам семь видов муниципального контроля и относит их ко второй группе полномочий, то есть полномочия органов местного самоуправления, которые могут быть перераспределены законом субъекта Российской Федерации для осуществления органами государственной власти субъекта Федерации (п. 29 ч. 2 ст. 32 ФЗ № 33-ФЗ).
- При этом, в соответствии с ч. 9 ст. 32 ФЗ № 33-ФЗ в случае, если перераспределяемые законом субъекта Российской Федерации полномочия относятся к сферам, предусматривающим осуществление муниципального контроля в соответствии с федеральным законодательством, закон субъекта Российской Федерации о перераспределении полномочий должен содержать положения о перераспределении полномочий по осуществлению соответствующего вида муниципального контроля.
- Интересная формулировка п.18 ч. 1 ст. 32 ФЗ № 33-ФЗ: к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, не подлежащим перераспределению между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, относятся осуществление муниципального контроля за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.
- Новая статья 39 «Муниципальный контроль» содержит привычное для нас регулирование и устанавливает, что организация и осуществление видов муниципального контроля регулируются законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации.
- Новые статьи в рамках определения перечня полномочий, а также статья 39 «Муниципальный контроль» вступают в силу с 1 января 2027 года (ст. 94 ФЗ № 33-ФЗ).