К тому же, местное самоуправление, как самый приближенный к населению уровень власти, напрямую, в режиме 24/7, контактирующий с жителями городов и весей, призванный решать самые неотложные вопросы и проблемы, еще и не привыкло устраивать пышные празднества в честь 21 апреля. Тем не менее не говорить об этом дне нельзя. Поскольку уровень деятельности местных органов напрямую влияет на социальное самочувствие населения. А повод поговорить на тему МСУ очень подходящий.
Государственная Дума приняла, Президент России подписал Федеральный закон от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ, который направлен на дальнейшее развитие положений Конституции Российской Федерации о единой системе публичной власти. Закон вступает в силу через 90 дней после официального опубликования – 19 июня 2025г., отдельные статьи начнут действовать с 1 января 2027 года.
Одним из ключевых нововведений закона является развитие одноуровневой системы организации местного самоуправления. Что и явилось ранее предметом острых дискуссий и критики (в Якутии, в том числе). По №33-ФЗ одноуровневая система предусмотрена в трех видах муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ, внутригородское муниципальное образование города федерального значения. При этом появилась возможность сохранения двухуровневой системы (сельские или городские поселения и муниципальные районы) для субъектов РФ, имеющих социально-экономические, исторические, национальные и иные особенности. Республика Саха (Якутия) как раз имеет такие особенности.
Если муниципальный или городской округ уже были сформированы в границах более одного поселения на момент вступления в силу закона, то в административных центрах таких поселений сформируют территориальные органы, входящие в структуру местной администрации. Напомню, образование муниципальных и городских округов было определено №87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (его еще называют законом о муниципальных округах). К его реализации наша республика не приступала.
Власть на уровне вытянутой руки
Закон сохранил один из основных постулатов местного самоуправления - доступность для населения. Критерием определения границ муниципального образования остается транспортная доступность до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования. Будет учитываться специфика территорий с низкой плотностью населения, отдаленных и труднодоступных местностей. Что опять близко к условиям территории Якутии.
Важно отметить сохранение положений №131-ФЗ о структуре местного самоуправления: остается 5-тилетний срок полномочий депутатов, главы муниципального образования, представительный орган избирается на муниципальных выборах. А вот способов избрания главы муниципального образования стало 4: прямые выборы; выборы представительным органом из состава депутатов; представительным органом из числа кандидатов по конкурсу; и избрание из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта РФ. Последний способ как раз обеспечит реализацию конституционного принципа единства системы публичной власти, продекларированной законом.
Среди новелл закона можно отметить следующие. Глава муниципального образования может возглавлять местную администрацию, но не вправе исполнять полномочия председателя представительного органа. Законом субъекта могут быть установлены гарантии замещения главой муниципального образования государственной должности в субъекте РФ (финансирование расходов на такие гарантии будет за счет субъекта). В Якутии эта должность может быть приравнена к статусу министра.
Но, без сомнения, как я отметила выше, одним из главных особенностей принятого закона стало появление возможности у регионов самим определять, какой будет власть на местах.
Самый обсуждаемый проект
В свое время законопроект Крашенникова-Клишаса, внесенный 16 декабря 2022г. на рассмотрение Государственной Думы и предполагавший коренную перестройку действующей системы местного самоуправления, явился, пожалуй, самым спорным. И в нашей республике он бурно обсуждался на различных площадках, в том числе с участием депутатов Госдумы от Якутии. Мнения были как «за», так и «против». Переход на одноуровневую систему самоуправления воспринимался многими экспертами очень критично. Особенно, с учетом территориальных особенностей Якутии. Завершающим стало рассмотрение законопроекта на расширенном заседании Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению парламента Якутии.
Напомню, в Ил Тумэн поступило более 150 предложений в рамках первого чтения и порядка 50 предложений в виде поправок в рамках второго чтения. В итоге профильным комитетом были разработаны 9 поправок к законопроекту. Среди них, пожалуй, одним из важных явилось предложение, чтобы решения о преобразовании, установлении изменений границ муниципальных образований принимал сам субъект РФ. Было отмечено, что субъекты РФ должны принимать непосредственное участие в разработке и принятии федеральных законов, касающихся столиц субъектов РФ, районов Крайнего Севера с ограниченными сроками завоза грузов, ТОСЭР и Арктической зоны.
Мнение якутских парламентариев
Принятие нового закона о местном самоуправлении стало предметом обсуждения на первом круглом столе, состоявшемся в городе Якутске. Как отметили в парламентской газете «были обсуждены контуры предстоящего общественного обсуждения и законодательной работы» (газета «Ил Тумэн» от 11 апреля 2025г.). Значит, еще будут обсуждения по сути закона.
Какие выводы можно сделать по итогам прошедшего первого круглого стола.
1.№33-ФЗ удовлетворяет интересы республики.
2.У субъектов достаточно полномочий по регулированию системы МСУ.
3.Реализация нового закона будет обсуждена с участием населения республики.
4.До конца 2025 года будет принят республиканский закон.
5.Озвучена позиция Ил Дархана Якутии А.С.Николаева о сохранении оправдавшей себя двухуровневой системы МСУ.
6. Уточнено, что муниципальные образования не являются административно-территориальными единицами, но их границы могут совпадать.
7. Основной вопрос – разграничение полномочий. При этом, регионы получают право перераспределять некоторые полномочия.
8. На муниципальном уровне должны остаться те полномочия, с которыми этот уровень может справится и имеются средства в местном бюджете.
9. Контрольно-счетные органы не должны требовать у муниципалитетов исполнения полномочий, не относящихся к их зоне ответственности.
10. В Якутии закрепят одну из двух систем: одноуровневое или двухуровневое местное самоуправление.
Спикер якутского парламента Алексей Еремеев отметил, что разнородности в республике не будет: - Будет либо полностью одноуровневая, либо двухуровневая. Потому что при разных системах у нас не будет возможности поддерживать муниципалитеты с точки зрения бюджетной обеспеченности.
Что регионы?
Об этом писали «Ведомости», их процитировала парламентская газета, и я пойду по этому пути. 20 субъектов РФ перешли на одноуровневую организацию местной власти. 18 регионов не планируют отказываться от двух уровней местного самоуправления. Это Татарстан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея, Алтай, Башкирия, Калмыкия, Крым, Мордовия, Якутия, Чечня, Воронежская, Липецкая, Ростовская, Саратовская, Свердловская и Челябинская области, Ненецкий автономный округ. Наверняка, многие отметили резкую критику нового ФЗ Главой Республики Татарстан Р.Н.Миннихановым. От республики были внесены свои предложения по законопроекту, в том числе по сохранению двухуровневой системы МСУ.
В таких реалиях страна встретила День местного самоуправления. Муниципальная реформа набрала обороты: на федеральном уровне принят новый закон, в регионах предстоит огромная работа по его реализации, начиная от разработки и принятия региональных, а потом и муниципальных нормативных правовых актов и заканчивая их претворением в жизнь на местах. От того, какую форму местного самоуправления выберут законодатели, зависит не только структура органов власти на местах, но и качественная жизнь сообщества – жителей муниципалитетов. И вот чтобы результат реформы отвечал требованиям и чаяниям граждан, очень важно провести эту работу сообща: общественные обсуждения законов должны пройти не для «галочки» (потому что так требует закон), а должны иметь реальный отклик и активное участие граждан. И здесь ответственность лежит не только на руководителях органов власти и депутатах, но и на плечах самих граждан.
В подтверждение этой мысли хочу процитировать слова нашего Президента В.В. Путина: «Местное самоуправление - это школа ответственности граждан. В то же время это - «профессионально-политическое училище», которое формирует ключевые компетенции начинающего политика: способность договориться с разными социальными и профессиональными группами, понятно доносить свои идеи до людей, защищать права и интересы своих избирателей».
Пользуясь случаем, поздравляю всех нас с Днем местного самоуправления. Днем самой приближенной к народу власти, до которой, по образному выражению Президента России В.В.Путина, можно дотянуться рукой. Это праздник, прежде всего, жителей наших городов, сел, поселков - главных субъектов МСУ. Именно население избирает на определенный срок своих представителей – главу, депутатов. И таким образом, непосредственно или через их представительство, участвует в решении вопросов местного значения.