От маркетплейсов до искусственного интеллекта
Дискуссия вокруг Закона «О рекламе» развернулась в четверг, 15 мая, на заседании думского Комитета по экономической политике. Как подчеркнули депутаты, действующая редакция, принятая еще в 2006 году, и морально, и технически устарела и состоит в основном из «заплаток», которые давно перестали отвечать экономическим и политическим веяниям времени.
Как отметил в беседе с «Парламентской газетой» заместитель председателя комитета Артем Кирьянов, спорные и плохо проработанные моменты в основном касаются цифрового пространства.
«Вообще, изначально разговор шел о рекламе в видеоиграх, — пояснил парламентарий. — В видеоиграх сегодня не просто есть рекламная составляющая, она буквально в них зашита, по крайней мере во множестве из них. При этом какие-либо четкие механизмы ее регулирования по большей части отсутствуют».
Если же говорить в целом, подчеркнул собеседник издания, новую редакцию закона нужно увязать с целым рядом новых механизмов и нормативно-правовых актов, причем как существующих, так и только находящихся в разработке.
«Так, сейчас мы готовимся к рассмотрению правительственного законопроекта о платформенной экономике, который многие называют законом о маркетплейсах, — уточнил Артем Кирьянов. — Помимо прочего, в нем будут затронуты и вопросы, касающиеся рекламной деятельности маркетплейсов, вообще их места в торговой цепочке и так далее. Здесь тоже закон о рекламе должен неким образом корреспондироваться».
Кроме того, в новой редакции нужно будет затронуть вопросы распространения контента в цифровом пространстве, онлайн-взаимодействия человека с финансовыми структурами, новые формы самих финансов, в том числе криптовалюты, и многое другое.
«Отдельный блок — искусственный интеллект, — подчеркнул Артем Кирьянов. — Сегодня по нему пока что больше опасений и вопросов, чем готовых ответов. ИИ развивается очень быстро, в том числе и в негативном ключе. И его тоже нужно регулировать — в частности, в связке с рекламной деятельностью. Необходима ли маркировка рекламного контента, сделанного с использованием нейросетей? Может ли сам ИИ заниматься рекламой? Как верифицировать создаваемые им визуальные образы? Как регулировать вопросы авторского права? Это огромный пласт нерешенных вопросов и огромная работа, которая нам еще только предстоит».
Упростить условия для бизнеса
Заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин, в свою очередь, отметил, что в законе следует не только вносить новые новеллы, но и в ряде аспектов исключить и оптимизировать существующие и устаревшие.
«Нынешний закон чудовищно затрудняет работу рекламодателей и тех, кто размещает рекламу в интернете, — подчеркнул парламентарий. — Потому что сегодня они вынуждены буквально каждую запятую согласовывать отдельно, а это процесс долгий и мучительный, сопряженный с лишними финансовыми затратами и бюрократической волокитой. В результате у нас в интернете значительная часть рекламы ушла в тень: то есть она носит непрямой характер. Никто не пишет «купите», пишут, условно, «зайдите к нам на страничку». В результате возрастают масштабы манипуляций людьми, их вниманием и мнениями».
Однако, по словам Михаила Делягина, в этой части будущая работа над новой версией закона вполне может натолкнуться на сопротивление крупных маркетплейсов.
«Сейчас малый бизнес, который не может себя нормально рекламировать, по сути, загоняется в маркетплейсы и существует в их экосистеме, — отметил парламентарий. — И там он может себя продвигать, пользуясь алгоритмами самой площадки — например, при помощи баннерной рекламы. Но это все равно достаточно тяжело и сложно и не дает того простора для деятельности и развития, который давали бы простые правила размещения рекламы в интернете».
В целом, по словам Артема Кирьянова, новая редакция закона должна быть масштабной: по предварительным прикидкам, глубокой переработке может подвергнуться до 90% текста — с учетом нововведений, продиктованных изменившейся реальностью, и с учетом очистки нормативного акта от устаревших и неактуальных положений.