Ключевая норма, определяющая жизнь муниципалитетов до 1 января 2027 года (или до принятия специальных региональных решений), заложена в Статье 91 ФЗ-33. Ее суть можно описать как «правило двойного соответствия»:
1. Полномочия – пока по-старому. Согласно ч.1 ст.91, ОМСУ продолжают осуществлять полномочия по решению вопросов местного значения, установленные статьями 14-16 старого ФЗ-131. То есть, в своей ежедневной операционной деятельности (ЖКХ, благоустройство, дороги и т.д.) муниципалитеты по-прежнему опираются на привычный перечень ВМЗ.
2. Муниципальные акты – уже по-новому. Согласно ч. 2 ст. 91 все действующие и вновь принимаемые муниципальные правовые акты должны не противоречить уже вступившим в силу нормам нового ФЗ-33. Это критически важный момент!
Таким образом, принимая сегодня любой местный нормативный правовой акт, юристы администрации и депутаты должны провести его через двойной фильтр: проверить, не выходит ли он за рамки полномочий, установленных ФЗ-131, и одновременно – не противоречит ли он общим принципам и вступившим в силу процедурам ФЗ-33. Аналогичным образом нужно поступать и при обращении к ранее принятым на местном уровне актам.
Что из ФЗ-33 уже действует и на что обратить внимание?
Несмотря на отложенное вступление в силу статьи о полномочиях (ст. 32), значительный блок новелл начинает действовать именно с 19 июня 2025 года:
Новая концепция МСУ (Ст. 1): Определение МСУ через «самоорганизацию граждан», введение термина «ВНОЖН» и, главное, закрепление вхождения ОМСУ в единую систему публичной власти (ЕСПВ) – эти концептуальные положения теперь являются частью действующего правового поля.
Новые модели формирования ОМСУ (Ст. 19): Возможность избрания главы из кандидатов от губернатора, новый состав конкурсной комиссии, механизм назначения ВРИО – все эти модели теперь легитимны. Регионы получили право принимать свои законы, устанавливающие эти модели.
Единый срок полномочий (ст. 25): Норма о пятилетнем сроке полномочий для всех выборных органов и лиц действует. Это нужно учитывать при планировании будущих избирательных кампаний.
Ревизия форм участия населения (гл. 5, ст. 42-51): Исключение из федерального закона голосования по отзыву, голосования по вопросам изменения границ и преобразования МО, а также правотворческой инициативы граждан как самостоятельной формы – это уже свершившийся факт. Положения Уставов и МНПА, регулирующие эти процедуры по правилам ФЗ-131, становятся противоречащими новому закону. Также кардинально изменена роль схода граждан (ст. 45) и повышен возрастной ценз до 18 лет для ряда форм (инициативные проекты, ТОС, публичные слушания).
Новые требования к ответственности (Ст. 28-30): Детализированные антикоррупционные требования и новые основания для досрочного прекращения полномочий вступают в силу.
Утрата силы ФЗ-131:
Согласно статье 93 ФЗ-33 с 19 июня 2025 года утрачивают силу основные содержательные главы ФЗ-131: глава 1 (общие положения), глава 2 (территориальные основы), глава 4 (наделение госполномочиями), глава 5 (формы участия), глава 6 (органы и ДЛ МСУ), глава 7 (МПА), глава 8 (экономика), глава 9 (межмуниципальное сотрудничество), нлава 10 (ответственность), глава 11 (особенности), глава 12 (переходные положения) и другие.
Сохраняет свою силу лишь Глава 3 ФЗ-131 «Вопросы местного значения» (за исключением статьи 18.1), которая и будет определять компетенцию МСУ до 1 января 2027 года.
Что стоит начать делать муниципалитетам?
Сегодняшняя дата – это не просто отметка в календаре, а сигнал к началу активной и системной работы:
1. Провести экспресс-аудит Устава и ключевых МНПА: необходимо выявить самые явные противоречия уже вступившим в силу нормам ФЗ-33, особенно в части форм участия населения и процедур ответственности, чтобы не допустить ошибок в правоприменении.
2. Спланировать полную ревизию Устава: предложенный законодателем дедлайн (01.01.2027) только кажется далеким. Разработка новой редакции, ее публичное обсуждение и государственная регистрация требуют значительного времени.
3. Активизировать мониторинг регионального законодательства: теперь именно региональные законы будут определять ключевые параметры организации МСУ на вашей территории (территориальная модель, модель формирования главы, перераспределение полномочий).