Индикаторы риска. Что нового в связи с изменениями законодательства и что нужно в связи с этим делать

Тип: статья

1. Понятия и требования к содержанию индикатора риска не изменились.
Индикатором риска является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2. Появилась новая статья 61.1. ФЗ 248. Введена норма, в соответствии с которой при выявлении индикатора риска должностное лицо КНО направляет уполномоченному должностному лицу КНО мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия (ч. 2 ст. 61.1 ФЗ 248).

Важные пояснения:

  •  Кто является уполномоченным должностным лицом? Кому направлять мотивированное представление? Уполномоченным должностным лицом является руководитель (заместитель руководителя) контрольного (надзорного) органа или иное должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченное в соответствии с положением о виде контроля на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (ч. 4 ст. 45 ФЗ 248). 
  •  Кто утверждает форму мотивированного представления? Сам контрольный (надзорный) орган, учитывая, что такая форма Минэкономразвития не утверждена (ч. 3 ст. 21 ФЗ 248).
  •  Контрольным (надзорным) органом обеспечивается организация постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) (ч. 5 ст. 22 ФЗ 248).

Таким образом, учитывая нормы ч. 5 ст. 22, ч. 2 ст. 61.1. ФЗ 248, контрольный орган должен обеспечить мониторинг информации, необходимой для выявления индикаторов риска, фиксацию такой информации и процедуру принятия решения о возможном проведении КНМ. При этом ФЗ 248 предусматривает обязательное направление мотивированного представления при выявлении индикатора риска, не допуская условий и (или) свободного усмотрения инспектора. В свою очередь наличие информации об индикаторе является основанием для принятия решения о проведении КНМ со взаимодействием (п. 7 ч. 1 ст. 57 ФЗ 248).

3. Протоколом Минэкономразвития России от 21.08.2025 г. № 50-Д24 одобрены Методические рекомендации по разработке индикаторов риска (https://disk.yandex.ru/i/EqnueBvRKWiA-w) (подготовлены Центром стратегических разработок), включающие в себя описание этапов разработки индикаторов, требования к их содержанию и иное. 

4. В соответствии с указанной методикой рекомендуется утверждать индикаторы риска с приложением порядка расчета и (или) применения индикатора риска (паспорт индикатора), который является документом, систематизирующим основную информацию об индикаторе риска и обеспечивающим прозрачность его применения.

  •  Форма паспорта индикатора риска приведена в тексте указанных методических рекомендаций.
  •  Закон не содержит требований об обязательном утверждении паспортов по индикаторам, которые были утверждены ранее.

5. 28 августа 2025 опубликован Приказ (http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202508280005) Минстроя РФ от 20.05.2025 № 301/пр "Об утверждении типовых индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля". В этой части ранее утвержденные индикаторы риска подлежат приведению в соответствие с вновь утвержденными типовыми. 

Алексей Пахомов, руководитель проектного офиса Союза российских городов "Муниципальный контроль" руководитель федерального проекта «МУНКОНТРОЛЬ.РФ» (https://t.me/munkontrol), эксперт ВШГУ РАНХиГС