Необходима единая концепция развития территориального общественного самоуправления

Тип: статья

Это очень перспективная форма организа­ции граждан для самостоятельного решения вопросов местного значения, способствующая росту гражданской активности и ответственного отношения граждан к улучшению условий жиз­ни на местном уровне.

Общественная и государственная важность развития территориального общественного са­моуправления, на мой взгляд, обусловлена ря­дом факторов. Во-первых, его сутью и целями, заключающимися в самоорганизации и актив­ном участии самих граждан по месту жительства в осуществлении собственных инициатив, направленных на улучшение условий жизни на конкретной территории.

Во-вторых, территориальное общественное самоуправление способно обеспечить необходи­мую связь граждан и местных сообществ с органа­ми публичной власти в интересах жителей соот­ветствующих территорий. Без укрепления такой связи сложно преодолеть существующее во мно­гих местах недоверие населения к муниципаль­ной власти и даже отчуждение власти от граждан.

В-третьих, необходимость развития терри­ториального    общественного    самоуправления

ПРЕЗИДЕНТ В. ПУТИН В СВОИХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ

ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТМЕЧАЛ ВАЖНОСТЬ

СОЗДАНИЯ РЕАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАСТИЯ

ГРАЖДАН В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

обусловлена его сегодняшним состоянием, на­личием определенных проблем, без решения которых эта важнейшая форма народовластия не раскроет свой общественно-полезный потен­циал.

Как вы знаете, наш президент Владимир Вла­димирович Путин в своих выступлениях по во­просам развития местного самоуправления отме­чал важность создания реальных возможностей участия граждан в местном самоуправлении для решения повседневных вопросов местного зна­чения, в том числе через территориальные об­щественные самоуправления.

Общественная потребность в этом сегодня большая. Территориальное общественное само­управление выполняет роль важного связующе­го звена между гражданами и местной властью, необходимость в котором в современных усло­виях значительно возрастает.

Мы знаем опыт многих территорий, где ТОСы работают активно. Есть свои особенно­сти в малых городах, поселениях, там, где люди буквально знают друг друга в лицо.

Чуть больших усилий требует развитие тер­риториального общественного самоуправления в крупных городах в силу масштабов и числен­ности жителей. Предпосылки отчуждения муни­ципальной власти от граждан представляются весьма значительными. Мы считаем, что госу-

КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ, БЕЗ КОТОРОГО НАСТОЯЩИЕ

ТОСЫ НЕВОЗМОЖНЫ, ЭТО НАЛИЧИЕ АКТИВНЫХ

НЕРАВНОДУШНЫХ ГРАЖДАН, ГОТОВЫХ ЛИЧНО

УЧАСТВОВАТЬ В УЛУЧШЕНИИ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ

ПО МЕСТУ СВОЕГО ПРОЖИВАНИЯ

дарственная и муниципальная поддержка созда­ния ТОСов должна расширяться. Но при этом следует учесть, чтобы создание благоприятных условий для учреждения ТОСов не стимулирова­ло образования чего-то искусственного. ТОСам категорически противопоказаны создание всяко­го рода забюрокраченных структур, формализм, заорганизованность и компанейщина. Иначе это будет уже не самоуправление, а его имитация.

Ключевое условие, без которого настоящие ТОСы невозможны, это наличие активных не­равнодушных граждан, готовых лично участво­вать в улучшении условий жизни по месту своего проживания. Поэтому необходимо поддержи­вать именно самостоятельные инициативы эн­тузиастов на местах, а не подменять это живое начало, являющееся сутью и основой ТОСов, разного рода мероприятиями органов власти.

Создание Общероссийской ассоциации тер­риториального общественного самоуправления станет началом систематической работы по совершенствованию условий, в том числе законодательной базы для успешной деятельности ТОСов на благо граждан нашей страны.

По данным Министерства юстиции России, на начало этого года общее количество ТОСов составляет 30 815. При этом число ТОСов, зарегистрированных в качестве юридического лица и получивших статус некоммерческих организаций, — чуть больше 2 000. То есть большинство действующих ТОСов — свыше 93% — не зарегистрированы в качестве юридических лиц. Это зачастую препятствует участию многих из них в реализации муниципальных программ и получении поддержки органов власти.

Как показывают данные Минюста, зарегистрированные ТОСы расположены на территории субъектов Российской Федерации очень неравномерно. Более половины всех зарегистрированных ТОСов (57%) находятся в Волгоградской области. Причина этого положительного явления в том, что на протяжении более 10 лет органы госвласти Волгоградской области оказывали и оказывают всестороннюю поддержку развитию ТОСов. Особенно ярко это проявилось в тот период, когда главой региона был Николай Кириллович Максюта. О своем опыте по развитию ТОСов он даже написал книгу с оптимистичным названием «Дорогу осилит идущий». Следующий после Волгоградской области регион по численности зарегистрированных ТОСов — это Самарская область. Здесь 122 зарегистри­рованных ТОСа. И я надеюсь, что та поддержка, которая многие годы в Самарской области осу­ществлялась в территориальном общественном самоуправлении, не будет снижаться. На третьем месте находится Пермский край.

При этом в 28 субъектах Российской Федера­ции нет ни одного зарегистрированного ТОСа. В Москве, где сегодня живут более 12 млн чело­век, всего девять зарегистрированных ТОСов. Основная причина такой неравномерности, на наш взгляд, заключается в отношении органов власти на местах к созданию ТОСов и в том, ка­кую поддержку они оказывают общественным инициативам по созданию территориального общественного самоуправления.

Вторая причина заключается в крайне недо­статочной информированности граждан о такой форме непосредственного осуществления местно­го самоуправления, как ТОС. На общероссийских

НАМ ЕЩЕ ПРЕДСТОИТ ПРОВЕСТИ РАБОТУ

ПО РАЗРАБОТКЕ ЕДИНОЙ КОНЦЕПЦИИ

РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ

каналах и радиоканалах вопросы развития тер­риториального общественного самоуправления практически не освещаются. И здесь я хотел бы привлечь ваше внимание к телевизионному про­екту Всероссийского совета местного самоуправле­ния, который мы реализуем вместе с Обществен­ным телевидением России. У нас есть программа «Живем в России», которая готова предоставить свой эфир для представителей ТОСов. Это пло­щадка, которая позволит рассказать о своем опыте и поделиться наработками с коллегами.

Безусловно, важное значение имеют тради­ции и культура местного населения. Например, успешному развитию ТОСов в Волгоградской области способствовали сохранившиеся тради­ции казачьего самоуправления. На сегодняшний день во многих регионах накопился интересный положительный опыт, который мог бы быть по­лезен для активистов ТОСов из других регионов.

Отдельно стоит отметить активное участие ТОСов в конкурсе лучших муниципальных практик,   который   проводит   Всероссийский совет местного самоуправления. Территориальные обществен­ные самоуправления направили более 50 заявок на конкурс. Большинство из них представлены в специальной номинации развития террито­риального общественного самоуправления, но я рад тому, что есть инициативы и в сфере бла­гоустройства, жилищно-коммунального хозяй­ства, патриотического воспитания. Это крайне важно.

Проводимое в течение более 10 лет совер­шенствование федерального законодательства в сфере местного самоуправления лишь в не­большой мере затронуло правовые основы соз­дания и деятельности территориального обще­ственного самоуправления. Стоит отметить, что те инициативы, которые появлялись в Госдуме, в Совете Федерации не являлись системными или комплексными законопроектами, не осно­вывались на целостном понимании дальней­ших перспектив развития территориального общественного самоуправления. Думаю, нам еще предстоит провести работу по разработке единой концепции развития территориального общественного самоуправления. Недостаточная правовая урегулированность взаимоотношений между органами местного самоуправления и ор­ганами ТОС — здесь тоже нам предстоит, на мой взгляд, поработать. В этом плане заслуживает внимания предложение о том, чтобы установить в 131-м федеральном законе дополнительные гарантии реализации права граждан на осущест­вление территориального общественного само­управления, в том числе гарантии рассмотрения органами местного самоуправления предложе­ний ТОСов, гарантии участия ТОСов в подго­товке планов развития соответствующих муни­ципальных образований.

Уверен, сообща мы найдем решение этого вопроса.

Созданная Ассоциация ТОСов объединит наиболее активных, опытных представителей этого движения, сможет вовлекать все новые и новые гражданские силы в эту работу, во взаи­модействии с органами публичной власти всех уровней, со специалистами и учеными суще­ственно повлиять на улучшение условий для развития деятельности территориального обще­ственного самоуправления, включая совершен­ствование законодательной базы.

АЗАРОВ ДМИТРИЙ ИГОРЕВИЧ - председатель Всероссийского Совета местного самоуправления, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера