Это очень перспективная форма организации граждан для самостоятельного решения вопросов местного значения, способствующая росту гражданской активности и ответственного отношения граждан к улучшению условий жизни на местном уровне.
Общественная и государственная важность развития территориального общественного самоуправления, на мой взгляд, обусловлена рядом факторов. Во-первых, его сутью и целями, заключающимися в самоорганизации и активном участии самих граждан по месту жительства в осуществлении собственных инициатив, направленных на улучшение условий жизни на конкретной территории.
Во-вторых, территориальное общественное самоуправление способно обеспечить необходимую связь граждан и местных сообществ с органами публичной власти в интересах жителей соответствующих территорий. Без укрепления такой связи сложно преодолеть существующее во многих местах недоверие населения к муниципальной власти и даже отчуждение власти от граждан.
В-третьих, необходимость развития территориального общественного самоуправления
ПРЕЗИДЕНТ В. ПУТИН В СВОИХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ
ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТМЕЧАЛ ВАЖНОСТЬ
СОЗДАНИЯ РЕАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАСТИЯ
ГРАЖДАН В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
обусловлена его сегодняшним состоянием, наличием определенных проблем, без решения которых эта важнейшая форма народовластия не раскроет свой общественно-полезный потенциал.
Как вы знаете, наш президент Владимир Владимирович Путин в своих выступлениях по вопросам развития местного самоуправления отмечал важность создания реальных возможностей участия граждан в местном самоуправлении для решения повседневных вопросов местного значения, в том числе через территориальные общественные самоуправления.
Общественная потребность в этом сегодня большая. Территориальное общественное самоуправление выполняет роль важного связующего звена между гражданами и местной властью, необходимость в котором в современных условиях значительно возрастает.
Мы знаем опыт многих территорий, где ТОСы работают активно. Есть свои особенности в малых городах, поселениях, там, где люди буквально знают друг друга в лицо.
Чуть больших усилий требует развитие территориального общественного самоуправления в крупных городах в силу масштабов и численности жителей. Предпосылки отчуждения муниципальной власти от граждан представляются весьма значительными. Мы считаем, что госу-
КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ, БЕЗ КОТОРОГО НАСТОЯЩИЕ
ТОСЫ НЕВОЗМОЖНЫ, ЭТО НАЛИЧИЕ АКТИВНЫХ
НЕРАВНОДУШНЫХ ГРАЖДАН, ГОТОВЫХ ЛИЧНО
УЧАСТВОВАТЬ В УЛУЧШЕНИИ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ
ПО МЕСТУ СВОЕГО ПРОЖИВАНИЯ
дарственная и муниципальная поддержка создания ТОСов должна расширяться. Но при этом следует учесть, чтобы создание благоприятных условий для учреждения ТОСов не стимулировало образования чего-то искусственного. ТОСам категорически противопоказаны создание всякого рода забюрокраченных структур, формализм, заорганизованность и компанейщина. Иначе это будет уже не самоуправление, а его имитация.
Ключевое условие, без которого настоящие ТОСы невозможны, это наличие активных неравнодушных граждан, готовых лично участвовать в улучшении условий жизни по месту своего проживания. Поэтому необходимо поддерживать именно самостоятельные инициативы энтузиастов на местах, а не подменять это живое начало, являющееся сутью и основой ТОСов, разного рода мероприятиями органов власти.
Создание Общероссийской ассоциации территориального общественного самоуправления станет началом систематической работы по совершенствованию условий, в том числе законодательной базы для успешной деятельности ТОСов на благо граждан нашей страны.
По данным Министерства юстиции России, на начало этого года общее количество ТОСов составляет 30 815. При этом число ТОСов, зарегистрированных в качестве юридического лица и получивших статус некоммерческих организаций, — чуть больше 2 000. То есть большинство действующих ТОСов — свыше 93% — не зарегистрированы в качестве юридических лиц. Это зачастую препятствует участию многих из них в реализации муниципальных программ и получении поддержки органов власти.
Как показывают данные Минюста, зарегистрированные ТОСы расположены на территории субъектов Российской Федерации очень неравномерно. Более половины всех зарегистрированных ТОСов (57%) находятся в Волгоградской области. Причина этого положительного явления в том, что на протяжении более 10 лет органы госвласти Волгоградской области оказывали и оказывают всестороннюю поддержку развитию ТОСов. Особенно ярко это проявилось в тот период, когда главой региона был Николай Кириллович Максюта. О своем опыте по развитию ТОСов он даже написал книгу с оптимистичным названием «Дорогу осилит идущий». Следующий после Волгоградской области регион по численности зарегистрированных ТОСов — это Самарская область. Здесь 122 зарегистрированных ТОСа. И я надеюсь, что та поддержка, которая многие годы в Самарской области осуществлялась в территориальном общественном самоуправлении, не будет снижаться. На третьем месте находится Пермский край.
При этом в 28 субъектах Российской Федерации нет ни одного зарегистрированного ТОСа. В Москве, где сегодня живут более 12 млн человек, всего девять зарегистрированных ТОСов. Основная причина такой неравномерности, на наш взгляд, заключается в отношении органов власти на местах к созданию ТОСов и в том, какую поддержку они оказывают общественным инициативам по созданию территориального общественного самоуправления.
Вторая причина заключается в крайне недостаточной информированности граждан о такой форме непосредственного осуществления местного самоуправления, как ТОС. На общероссийских
НАМ ЕЩЕ ПРЕДСТОИТ ПРОВЕСТИ РАБОТУ
ПО РАЗРАБОТКЕ ЕДИНОЙ КОНЦЕПЦИИ
РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
каналах и радиоканалах вопросы развития территориального общественного самоуправления практически не освещаются. И здесь я хотел бы привлечь ваше внимание к телевизионному проекту Всероссийского совета местного самоуправления, который мы реализуем вместе с Общественным телевидением России. У нас есть программа «Живем в России», которая готова предоставить свой эфир для представителей ТОСов. Это площадка, которая позволит рассказать о своем опыте и поделиться наработками с коллегами.
Безусловно, важное значение имеют традиции и культура местного населения. Например, успешному развитию ТОСов в Волгоградской области способствовали сохранившиеся традиции казачьего самоуправления. На сегодняшний день во многих регионах накопился интересный положительный опыт, который мог бы быть полезен для активистов ТОСов из других регионов.
Отдельно стоит отметить активное участие ТОСов в конкурсе лучших муниципальных практик, который проводит Всероссийский совет местного самоуправления. Территориальные общественные самоуправления направили более 50 заявок на конкурс. Большинство из них представлены в специальной номинации развития территориального общественного самоуправления, но я рад тому, что есть инициативы и в сфере благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства, патриотического воспитания. Это крайне важно.
Проводимое в течение более 10 лет совершенствование федерального законодательства в сфере местного самоуправления лишь в небольшой мере затронуло правовые основы создания и деятельности территориального общественного самоуправления. Стоит отметить, что те инициативы, которые появлялись в Госдуме, в Совете Федерации не являлись системными или комплексными законопроектами, не основывались на целостном понимании дальнейших перспектив развития территориального общественного самоуправления. Думаю, нам еще предстоит провести работу по разработке единой концепции развития территориального общественного самоуправления. Недостаточная правовая урегулированность взаимоотношений между органами местного самоуправления и органами ТОС — здесь тоже нам предстоит, на мой взгляд, поработать. В этом плане заслуживает внимания предложение о том, чтобы установить в 131-м федеральном законе дополнительные гарантии реализации права граждан на осуществление территориального общественного самоуправления, в том числе гарантии рассмотрения органами местного самоуправления предложений ТОСов, гарантии участия ТОСов в подготовке планов развития соответствующих муниципальных образований.
Уверен, сообща мы найдем решение этого вопроса.
Созданная Ассоциация ТОСов объединит наиболее активных, опытных представителей этого движения, сможет вовлекать все новые и новые гражданские силы в эту работу, во взаимодействии с органами публичной власти всех уровней, со специалистами и учеными существенно повлиять на улучшение условий для развития деятельности территориального общественного самоуправления, включая совершенствование законодательной базы.