Открывая заседание, Председатель Государственной думы Сергей Нарышкин указал на связь эффективной работы сельской власти с условиями жизни и быта сельчан, работой сельскохозяйственных предприятий, насыщением продуктового рынка отечественными товарами с вопросами импортозамещения. Отсюда становится зримой важность умения обсуждать с жителями волнующие их вопросы, оперативно решать, для чего, в свою очередь, нужны соответствующие opraнизационные, кадровые, финансовые возможности.
Тон заседанию Совета задало выступление председателя Koмитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Президента ОКМО Виктора Кидяева, который, в частности, сказал: «Тема, выбранная для сегодняшнего обсуждения, как нельзя актуальна. В материалах слушаний, которые наш комитет провел в апреле, мы отметили, что в 131-й Федеральный закон в качестве дополнительных форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления могут быть введены сельские старосты. Этот институт имеет давнюю, еще дореволюционную историю, полагаю, что и сейчас он представляет неплохую перспективу в малонаселенной местности, отдаленных деревень.
При этом в разных субъектах Федерации институт сельских старое получил различное развитие, и я надеюсь, что и члены нашего совета, представляющие разные регионы, поделятся местным опытом. К участию жителей могут служить и территориальные общественные самоуправления. Этот институт также давно существует, он зарекомендовал себя хорошо в отдельных населенных пунктах, особенно в сельских пoceлениях, есть обширная практика и в крупных городах, где ТОСы стали наст настоящими помощниками муниципальной власти, и это очень правильно.
К сожалению, в последнее время в отношении ТОСов возникли некоторые проблемы, я имею в виду статус юридического лица. Последние изменения в Гражданском кодексе отнесли ТОСы к общественным организациям, в них, как известно, предполагается членство, а в ТОСе такого членства нет и быть не может. Полагаю, что стоит сообща поискать возможные пути решения этой проблемы.
Если просто оставить все как есть, то ТОСов с юрлицом у нас в стране будет, а нет юрлица — нет и хозяйственного взаимодействия с местной властью, а это, согласитесь, неправильно.
Есть еще один момент, по которому хотелось бы обменяться мнениями, я имею в виду самообложение. Сейчас закон допускает принятие решения по самообложению только во всем муниципальном образовании целиком, но каждый из нас знает, что, например, в сельском поселении может быть две-три деревни и даже больше, и у каждой из них есть специфические задачи. И если надо почистить колодец в одном селе, то нет смысла агитировать за это жителей другого. Есть мнение, что подобные решения можно принимать по отдельным населенным пунктам.
Вопрос самообложения интересен еще и тем, что мы знаем опыт ряда субъектов Российской Федерации, выделяющих на каждый рубль, собранный гражданами, три или четыре рубля из своего бюджета.
При этом я бы хотел особо подчеркнуть, что самообложение следует рассматривать именно как форму активного участия жителей в осуществлении местного самоуправления, в решении особо значимых задач на конкретной территории. Но ждать, что самообложение закроет дыру в бюджете муниципального образования — это большая ошибка, говорю это со знанием дела как глава района.
Уважаемые коллеги, сегодня наша общая задача — обеспечить нормальное представительство интересов жителей при принятии решений местной власти, сделать так, чтобы жители не чувствовали себя забытыми, и формы могут быть самые разные, при этом никто не снимает ответственности и с существующих институтов муниципальной власти, в частности с депутатов.
В связи с этим я бы хотел обратить внимание еще на один вопрос. Принимая в представительном органе решение, депутаты должны иметь peaльные механизмы выяснения мнений жителей по отдельным вопросам. Так механизм в законодательстве есть — это публичные слушания.
Но в последнее время стали звучать предложения о сокращении случаев, когда такие слушания требуется проводить.
Публичные слушания — это не способ принятия решения, на них да не требуется кворум, но это инструмент диалога, диалога местной власти и жителей. На этих слушаниях не только жители говорят о проблемах, но и должностные лица местного управления предлагают, как эти проблемы решать, убеждают жителей в своей правоте.
Полагаю, что мы должны внимательно подойти к этому вопросу: посмотреть практику, не допускать ситуаций, когда жители сами по себе, a pyководители сами по себе.
Заместитель министра юстиции Дмитрий Аристов выразил удовлетворение от приглашения принять участие в работе Совета, что связано, конечно, с передачей Минюсту части полномочий Минрегиона в реорганизации местного самоуправления. Он остановился на некоторых вопросах, в первую очередь доложив о развитии института территориального общественного самоуправления. По данным министерства, на начало 2015 года в 4,5 тыс. муниципалитетов (примерно каждом четвертом из существующих в стране) действовала 21 тыс. ТОСов. Особо было отмечено, что «охват территорий этим движением зачастую бывает крайне неравномерен даже в пределах соседних субъектов Федерации со сходными социально-экономическими условиями. Однако в тех регионах, где местные сообщества проявляют должную активность, где граждане реально чувствуют свою вовлеченность в дела местных сообществ, а региональные органы власти и должностные лица местного самоуправления оказывают им всяческое содействие и помощь, удается добиться неплохих результатов. Особо хотелось бы отметить Крас- нодарский край, Волгоградскую область, республики Марий-Эл, Бурятию и Кировскую область».
В качестве юридических лиц зарегистрировано 2,2 тыс. ТОС, и для проблемы с организационно-правовой формой ТОСов (обозначенной в выступлении Президента ОКМО и, заметим, не один раз поднимавшейся в МР) заместитель министра указал три возможных решения:
- выделить особенности ТОС как общественной организации в Федеральном законе «Об общественных объединениях»;
- присвоить территориальному общественному самоуправлению статус отдельной некоммерческой корпоративной организации (выведя из разряда общественных организаций) непосредственно в Гражданском кодексе с одновременным урегулированием особенностей создания и деятельности ТОС в Федеральном законе «Об общественных объединениях»;
- наделить статусом отдельной некоммерческой корпоративной организации с урегулированием имущественных вопросов в Гражданском кодексе, а остальных вопросов — в профильном ФЗ-131.
Другое направление развития гражданской активности — общественные палаты муниципальных образований. «На рассмотрение Правительства периодически поступают инициативы, предлагающие сделать обязательным создание общественных палат на муниципальном уровне. Представляется, что такая мера несколько преждевременна, никакой обязаловки, по нашему мнению, здесь быть не должно. Вместе с тем целесообразно обратить внимание на имеющийся положительный опыт создания местных общественных палат для его использования в практической работе».
Остановился докладчик и на институте старост, в различной степени распространенности существующем в 27 регионах (кроме Ленинградской области, он получил особенное распространение в Амурской, Архангельской, Орловской, Самарской областях, Республике Хакасия, Ненецком автономном округе).
В некоторых случаях в старосте видят общественного помощника главы муниципального образования либо представителя местной администрации на соответствующей территории. В Минюсте, как выясняется, предпочли бы найти в старостах представителей интересов местного сообщества — не продолжение муниципальной власти, а дополнительную форму участия граждан в осуществлении местного самоуправления и готовы обсуждать, как официально определить статус такого общественного представителя.
Касаясь темы публичных слушаний, докладчик отметил некоторые несовершенства ее законодательного регулирования: «С одной стороны, формально требуют обсуждения на публичных слушаниях акты о внесении изменений в положения уставов муниципальных образований, устанавливающих перечень вопросов местного значения, даже если они сводятся к буквальному воспроизведению положений новых федеральных законов без какой-либо вариативности. С другой — не требует публичных слушаний решение многих достаточно чувствительных вопросов. В отдельных ситуациях на слушаниях не присутствует ни глава, ни председатель представительного органа муниципального образования. Понятно, что такие слушания, скорее всего, мало интересны гражданам, они не видят отдачу от местной власти. Полагаю возможным рассмотреть вопрос о внесении в законодательство изменений об обязательности присутствия на публичных слушаниях при рассмотрении особо важных, существенных вопросов местной власти главы муниципального образования, в случае если они проводятся по его инициативе, и председателя представительного органа муниципального образования при их проведении по предложению этого органа».
Продолжая тему сельских старост, председатель Комитета по местному самоуправлению Ленинградской области Михаил Лебединский рассказал об организации государственной поддержки этого института в своем регионе. Ключевым условием выделения субсидий является предложение старостой проектов решений местных проблем. Эти проекты обсуждаются на собраниях граждан или на заседаниях общественных советов, включаются в муниципальные программы, отбор заявок для финансирования производит уполномоченный орган администрации области. Размер субсидии бюджету одного поселения может составлять от 100 тыс. до 2,5 млн руб. и выделяется на условиях софинансирования из местных бюджетов. В 2013 году на эти цели в бюджете Ленинградской области было предусмотрено 70 млн руб., в 2014 — 140 млн руб., в 2015 году — 210 млн руб. «При этом государственная поддержка старост не предполагает оплаты труда или иной компенсации затрат, связанных с их деятельностью. Эти вопросы оставлены усмотрение местных властей. Однако не стоит забывать о том, что старостами становятся люди неслучайные — это общественники.
Главным вознаграждением таким людям становится решение актуальной проблемы. Количество старост в регионе может составить более 3,5 тыс. а число членов общественных советов, не считая старост, — более 10 тыс. Таков потенциал вовлечения жителей сельской местности в непосредственное личное участие по решению вопросов местного значения. Таково количество граждан, местных активистов, которые могут напрямую включиться в работу по решению местных проблем благодаря мерам государственной поддержки».
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко полагает, что при решении вопросов развития форм участия населения в местном самоуправлении надо идти по пути ФЗ-136 и передать права их регулирования на уровень субъектов РФ. «И было бы неплохо, чтобы при рассмотрении [в Федеральном собрании] законов, касающихся ФЗ-131 и вообще вопросов местного самоуправления, на пленарном заседании дать возможность выступать не только членам комитета, но и представителям общественных организаций: Общероссийского Конгресса муниципальных образований, Всероссийского Совета местного самоуправления. И не депутатам и членам Совета Ферации, которые являются руководителями или представителями в организациях, а тем людям, которые реально представляют те организации на местах».
В интересах же финансового обеспечения местного самоуправления, как считает сенатор, следует передать администрирование, управление и сбор ряда налогов на муниципальный уровень. Финансовые власти страны много лет этому упорно сопротивляются, но сейчас и Федеральная налоговая служба признает, что собираемость при этом может повыситься, и готова оказать содействие в пересмотре законодательства.
«Голосом масс» на Совете выступил Владимир Анфиногенов, староста деревни Санино Низинского сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области, и вот что он сказал:
- Я представляю семь деревень, входящих в состав этого поселения. Мы работаем семь месяцев в качестве именно совета старост. Как показывала практика, в одиночку все-таки работать очень тяжело, а коллегиальность дает и возможность обмена знаниями с участниками, и придает значимость тем документам, которые мы готовим и с которыми обращаемся в инстанции. Объединившись в совет, мы получили возможность решать серьезные задачи. Мы считаем очень большой победой нашей, что мы добились газификации деревни Санино. То есть проекты составлены.
Возникла одна проблема, что через деревню проходят две региональные дороги, и 42 домовладениям — это почти половина деревни — грозило остаться без газа из-за того, что под региональной трассой нельзя прокладывать эти газопроводы. Допустить этого совет старост не мог. Мы совместно с администрацией в итоге добились такого решения, что эта часть региональной дороги была передана в ведение местной администрации. Как бы она стала улицей, что позволит теперь под ней проводить все коммуникации и обеспечить газом деревню, и газификация будет в 2015—2017 годах завершена.
И опять же про эти региональные трассы. Дороги были проложены таким образом, что ни тротуаров, ни пешеходных переходов, конечно, нет. Совет старост добился того, что в мае у нас прошло межведомственное обследование вот этих автомобильных дорог. По итогам будут составлены дефектные ведомости и переданы в дорожный комитет Ленинградской области.
Профессор Московской государственной юридической академии Екатерина Шугрина согласилась с тем, что потребность гармонизации законодательства о местном самоуправлении и гражданского законодательства в части совершенствования организационно-правовой формы территориального общественного самоуправления назрела. Существуют две крайности: либо ТОС встраивается в систему местного самоуправления, и тогда эти вопросы должны регулироваться законодательством о местном самоуправлении, либо органы ТОС — это разновидность общественных объединений. Эксперт считает правильным идти по срединному пути, но более правильным будет все-таки регулировать деятельность органов ТОС и их статус как юридических лиц именно законодательством о местном самоуправлении, ведь согласно законодательству о местном самоуправлении границы территориального общественного самоуправления определяются органами местного самоуправления и фиксируются соответствующим решением, и если органы ТОС рассматривать как общественные организации, то в пределах одной территории может быть сколько угодно органов ТОС. Между тем орган ТОС в пределах одной территории должен быть именно один, чтобы у него было право представительства населения соответствующей территории.
И вообще специфика ТОС (как, к примеру, возможность выступать с нормотворческими инициативами, участвовать в публичных слушаниях, в проведении каких-то опросов населения по тем или иным вопросам развития территории и т. д.) не может быть учтена достаточно адекватно законодательством о некоммерческих организациях или об общественных объединениях.
Глава Кировской городской думы Владимир Быков сообщил, что в Кирове утверждены границы 44 территориальных общественных самоуправлений, в них проживает более 56 тыс. горожан, это 11% населения.
ТОСы с 2007 года реализовали 508 проектов, построено 377 детских и спортивных площадок по месту жительства на сумму более 90 млн руб., при этом более половины составляет вклад самих жителей. В городе внедрена новая форма участия населения в осуществлении местного самоуправления — центры местной активности. Сегодня таковых открыто восемнадцать, на их базе работают городские общественные приемные, центры общественного доступа к Интернету, созданы общественные советы, организующие участие горожан в публичных слушаниях, собраниях, конкурсах и т. д.
Обсуждая вопрос организационных форм, выступающий предложил обдумать исключение возможности создания ТОС в рамках подъезда многоквартирного дома, так как при благоустройстве придомовой территории недостаточно решения ТОС одного подъезда, так что вероятны конфликты между жителями.
Глава московского внутригородского муниципального образования «Текстильщики» Александра Игнатьева выступила от имени Союза российских городов (чьим исполнительным директором она является), в котором создана рабочая группа с участием представителей ТОС. Первая проблема — отсутствие активности населения, связанная с отсутствием мотивации, может быть решена посредством привлечения органов ТОС к решению муниципальных задач на основе договорных отношений с передачей финансовых средств на их исполнение без соблюдения процедуры торгов. Кроме того, стимулирование гражданской активности возможно путем предоставления органам ТОС муниципальных преференций и путем материально-технического обеспечения деятельности ТОС из бюджета города. Вместе с тем действующим федеральным законодательством не предусмотрены расходные обязательства местного бюджета по развитию органов ТОС.
Поэтому в ФЗ-131, полагают в СРГ, в статье 16 (полномочия по развитию территориального общественного самоуправления) необходимо оговорить расходные обязательства органов МСУ по финансированию деятельности органов ТОС. Изменения требуют законы «О защите конкуренции» и «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг по обеспечению государственных и муниципальных нужд» — в части нераспространения их действия на отношения органов МСУ с ТОС.
По вопросу самообложения жителей муниципальных образований выступил заместитель министра финансов Леонид Горнин. Его актуальность растет в связи с тем, что «за последние пять лет у нас четко вычерчивается тенденция снижения доли доходов местных бюджетов как относительно и ВВП в целом, так и относительно показателей консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации... Эта тенденция подсказывает нам на цифрах, что необходимо применять дополнительные механизмы по расширению доходной части бюджетов органов местного самоуправления».
По приведенным докладчиком данным, в 2014 году механизм самообложения граждан применялся в 1454 муниципальных образованиях, что для страны — совсем немного (и этот показатель от года к году практически не меняется). Наибольший объем поступлений в 2014 году отмечен в Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Пермском крае, Кировской и Калужской областях. В основном (в 95% случаев) механизм применяется в сельских поселениях, в городских округах — крайне редко.
Невозможность установления платежей на системной основе не позволяет рассматривать введение самообложения в качестве инструмента решения основных задач, стоящих перед местными властями, поэтому Минфин «полностью поддерживает ту законодательную инициативу, которая была сформулирована Общероссийским Конгрессом муниципальных образований и Советом муниципальных образований Ленинградской области в части внесения изменений в 131-й Федеральный закон».
Депутат Госдумы Надежда Максимова добавила к прозвучавшему выступлению, что часто граждане согласны вложить свои средства во что-то, но считают несправедливым, что в одном и том же размере облагаются все, потому что и по численности, и по составу, и по объему доходов семьи разные. Поэтому целесообразно, пожалуй, применять какие-то коэффициенты. И внося изменения в статью 56 ФЗ-131, разрешая проводить референдумы о самообложении на части территории муниципальных образований, не нужно упустить из виду то, что сегодня такие референдумы назначаются представительными органами власти не только по инициативе граждан, но и по совместной инициативе представительных и исполнительных органов власти. Между тем недопустимо, чтобы такие платежи устанавливали публичные органы власти, потому что тогда они уже получают признаки налога, который в Налоговом кодексе не предусмотрен. Эту норму нужно исключить, чтобы осталось право проводить референдумы только по инициативе граждан.
Глава администрации Кингисеппского района Виктор Гешеле рассказал, что в Ленинградской области система самообложения в сельских поселениях эффективно работала годами: «В каждой деревне собирали целевые платежи, размер устанавливался сходом граждан ежегодно, причем временно проживающие дачники платили вдвое большую сумму. При необходимости средства по согласованию тратились на неотложные нужды какого-то отдельного населенного пункта. Сельские советы отчитывались за исполнение местного налога, как его называли, по каждому населенному пункту».
Затем эта система была усложнена — и механизм остановился. Главная сложность, конечно, в том, что проведение референдума равноценно проведению выборов и требует больших расходов: в среднем по Ленинградской области они составляют 100 руб. на одного избирателя. Между тем — по местной статистике — 43% граждан выражают готовность внести в виде разового платежа те же 100 руб. Для успешной реализации системы самообложения абсолютно необходима финансовая поддержка областного бюджета и желательно внесение изменений в статью 25.1 ФЗ-131, допускающих проведение схода граждан по вопросу самообложения в поселении, где сход не исполняет полномочия представительного органа (такие исключительные случаи проведения схода уже предусмотрены в законе, например, при принятии решения об изменении границ поселений, затрагивающих отдельный населенный пункт).
Глава Дмитровского района Московской области, президент Ассоциации малых и средних городов России Валерий Гавриловвыступал эмоционально:
- Я считаю, что мы должны находить решение для вовлечения всех жителей, проживающих на нашей территории, в обустройство своей жизни. Самое главное в нашей работе — человек. Когда мы человека вовлечем, и особенно если он соберет какие-то средства небольшие и сам своими руками будет делать, у него же совершенно будет другое отношение к тому месту, где он проживает. Вот я скажу, у нас институт старост работает уже много десятков лет, мы много десятков лет вели институт уличкомов в городах, старших по дому. А самая простая структура на сегодня — это общественное самоуправление, не требующее регистрации юридического лица.
Мы должны понимать, что финансовое бремя нашего населения увеличивается в связи с увеличением налогов на землю, на имущество, ввели сбор на капитальный ремонт. Но в то же время нам старосты говорят: «Мы договоримся, что эта деревня будет собирать эти деньги». И правильно, надо дать такое право отдельным сельским населенным пунктам, непосредственно каждой деревне.
О значении публичных слушаний высказалась глава Ульяновска, председатель Ульяновской городской думы Марина Беспалова, предложившая конкретные коррективы федерального законодательства. Во-первых, не регламентирована процедура организации публичных слушаний. Скажем, в Ульяновске эти нормы прописаны в уставе: создается оргкомитет, куда входят и сотрудники администрации города, и депутаты, и отраслевые структуры по рассматриваемому вопросу, экспертное сообщество, общественная палата, общественно-отраслевые советы и граждане, которые вынесли вопрос на публичное обсуждение. Однако предпочтительно вопрос либо урегулировать в законе, либо в законе же дать право органам МСУ прописывать это в своих уставах.
Полагает Марина Беспалова полезным предписать публичные слушания для всех органов власти, а не только муниципальных: «Ну вот в качестве примера могу привести город Димитровград, строительство реактора в Институте атомных реакторов. Проблемный вопрос? Все помнят 2013 год, когда у нас там взрывался арсенал. Федеральный уровень власти, не наши полномочия, не наша земля, рекультивацию не делают, а ее нужно делать на 2 метра, никто не знает, сколько там у нас еще разных боеприпасов и всего прочего. И мы — органы местного самоуправления — сами с населением разбираем эти вопросы, потому что все остальные в стороне».
Мэр Хабаровска Александр Соколов считает, что возможная полезность публичных слушаний недооценивается — кроме диалога они создают чувство сопричастности, способствуют общественно-политической стабильности и преодолению иждивенческих настроений, которые бытуют в обществе. «Одно из направлений, которое нужно серьезно развивать, — это информационное сопровождение. И у себя в городе ввели практику — крупные вопросы, связанные с общественными слушаниями, мы на городской студии телевидения прямым включением даем людям, у нас кабельное телевидение позволяет».
В Хабаровске в центре постоянного общественного обсуждения находится стратегический план устойчивого развития города. Его приняли в 2006 году, ведется ежегодный мониторинг его реализации, и на обсуждение приглашается широкая общественность. И в этом плане, полагает мэр, взаимодействие с институтами гражданского общества трудно переоценить.
Доцент Высшей школы экономики Андрей Будаев обратил общее внимание на то, что мировой тенденцией становится внедрение особого механизма участия граждан в осуществлении местного самоуправления, получившего название «гражданский бюджет»: «Смысл данной процедуры не только в том, чтобы граждане знали и контролировали, на что расходуются деньги, но и в том, чтобы вернуть прямую демократию в городское управление. Гражданский бюджет — это механизм распределения власти. Городская администрация должна согласиться предоставить жителям города возможность выбирать, как использовать весь городской бюджет или его часть».
Российская Федерация также принимает меры, направленные на вовлечение граждан в процесс принятия финансовых решений на всех уровнях. Предлагается два основных типа проектов гражданского участия в управлении бюджетом: это софинансирование гражданами и предпринимателями проектов и второй выбор гражданами приоритетов для финансирования. Программы повышения открытости бюджетов реализуются и на муниципальном уровне — к примеру действует специальный электронный портал «Публичный бюджет города Перми», который предоставляет информацию о состоянии финансовых ресурсов города помесячно, в Спасском районе Приморского края действует программа «Бюджет для граждан».
Выступающий отметил, что неизбежно повышаются требования к кадровому потенциалу глав муниципальных образований, обеспечивающих привлечение жителей в сферу расходования бюджетных средств — актуальной становится фигура лидера муниципального сообщества, обладающего политической волей по созданию открытой информационной среды.
Глава города Георгиевска Ставропольского края Людмила Козина уверена, что когда населению вопросы интересны, люди не просто формально присутствуют на публичных слушаниях, а участвуют в них. «Тогда публичные слушания проходят не один день, а на протяжении определенного периода, когда обсуждаются проекты решения, в СМИ даются разъяснения, когда собираются предложения, замечания, с их учетом разрабатываются рекомендации при публичных слушаниях. Поэтому, на наш взгляд, нам нужно совершенствовать форму участия населения в принятии органами всех уровней власти правовых актов».
Обсуждение, состоявшееся на Совете, резюмировал Степан Киричук:
По старостам. Конечно же, я поддерживаю все, что делается в Ленинградской области и в других по этим направлениям. Но есть некоторые риски и хотелось бы предостеречь коллег, чтобы это не распространилось. Все решить общественность не может. И тогда, извините, зачем выбирали муниципальных депутатов? Зачем вообще главу выбирали, зачем главу администрации назначали, если все решит общественность? Вы посмотрите, ведь вас повыгоняют из кабинетов те же старосты, которые умеют работать с населением. Но структурировать, оказать содействие, включить как можно больше людей очень важно. Важно еще то, чтобы государственная власть работала с жителями в целом и не только через муниципалитет. Иногда создается впечатление, что удобнее работать со ста старостами, или даже пусть их две тысячи, но их все равно за пять раз можно собрать и с ними поговорить. А жителей больше.
И привлекая общественность, я хотел бы, чтобы мы искали результат. Тут напоминали ту практику, которая была в Советском Союзе. Перед вами человек, который пять лет был председателем общественного совета по благоустройству в Калининском районе города Тюмени. Полномочия были, райком партии и райисполком наделили такими полномочиями, что я мог заслушивать директоров предприятий, которые там тротуары не построили или еще что-нибудь такое. Но это, по-моему, не местное самоуправление, и мы должны как-то от этого уходить. То есть давать возможность органам местного самоуправления реализовывать свои возможности.
По ТОСам. Мы вынуждены были в ОКМО создать электронный муниципальный университет. Знаете, за этот 2015 год уже из 23 регионов учатся представители. Я не ожидал этого. Мы разработали только один курс по территориально-общественному самоуправлению, и он оказался востребованным.
И по самообложению. Нельзя идти на подмену. То есть если дом построили, а к дому нет дороги, то это не самообложение, это подмена, это позор власти.
В завершение заседания Сергей Нарышкин поблагодарил всех за состоявшуюся дискуссию, отметив: «И мы, и мои коллеги депутаты и сенаторы, и руководители двух министерств — Министерства финансов и Министерства юстиции — сделали большое количество пометок, которые тоже нужно еще раз, наверное, осмыслить, может быть, дополнительно проработать. Часть есть, на мой взгляд, предложений бесспорных, которые могут и должны быть трансформированы в нормы законодательства. И давайте над этим мы поработаем».
по материалам журнала "Муниципальная Россия"