Спрашивали-отвечаем июль 2014

Тип: статья

Ответ: Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнитель­ной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъ­ектов. Такая возможность может быть предоставлена орга­нам власти всех уровней только в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом в соответствии со статей 4 данного Федерального закона под хозяйствующим субъектом пони­мается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осу­ществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Согласно части 1 статьи 2 ГК РФ оказание платных услуг относится к предпринимательской деятельности, которая является квалифицирующим признаком понятия «хозяй­ствующий субъект». При этом в федеральных законах орга­нам местного самоуправления не предоставлена возмож­ность оказывать платные услуги.

Некоммерческие организации могут осуществлять пред­принимательскую деятельность, но лишь постольку, пос­кольку это служит достижению целей, ради которых они соз­даны, и соответствует этим целям (пункт 3 статьи 50 ГК РФ). Положения части 2 статьи 41 Федерального закона пред­усматривают, что органы местного самоуправления, кото­рые в соответствии с указанным Законом и уставом муни­ципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуе­мыми для осуществления управленческих функций, и под­лежат государственной регистрации в качестве юридиче­ских лиц в соответствии с этим Законом.

Очевидно, что осуществление предпринимательской дея­тельности не может относиться к функциям управления, осу­ществляемым органами местного самоуправления. Публич­ные органы, которым придана частноправовая форма учреж­дения, осуществлять предпринимательскую деятельность не вправе.

В связи с изложенным органы местного самоуправления (как имеющие статус бюджетного учреждения, так и не имеющие указанного статуса) не вправе оказывать платные услуги, за исключением случаев, когда такая возможность им предоставлена федеральными законами, указами Прези­дента Российской Федерации, постановлениями Правитель­ства Российской Федерации. При этом остальные муници­пальные учреждения (здравоохранения, образования, куль­туры и т. п.), если им в соответствии с учредительными доку­ментами предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы, вправе ее осуществлять.

Возможно ли внесение изменений в положения Феде­рального закона, предусматривающих возможность вве­дения и использования средств самообложения граждан на собрании, конференции граждан или представитель­ным органом муниципального образования?

Ответ: В соответствии с нормой части 1 статьи 56 Федерального закона под средствами самообложения граждан понимают­ся разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения.

Положения чести 2 данной статьи Федерального закона предусматривают возможность введения данных платежей исключительно на местном референдуме (сходе граждан).

В случае если указанные платежи будут устанавливаться нормативными правовыми актами представительных орга­нов муниципальных образований на всей территории муни­ципального образования или на его части и их уплата будет носить для граждан обязательный характер, они, в соответ­ствии с частью 1 статьи 8 НК, приобретут признаки налога.

В этом случае вопросы введения и использования данных платежей будут решаться не путем всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан, а органом публичной вла­сти, осуществляющим властные полномочия.

Вместе с тем положения части 5 статьи 3 и части 6 статьи 12 НК предусматривают, что ни на кого не может быть возло­жена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК призна­ками налогов или сборов, не предусмотренные НК либо уста­новленные в ином порядке, чем это определено указанным НК.

Собрание и конференция граждан не могут обеспечить всеобщего равного и прямого волеизъявления всего насе­ления муниципальных образований по вопросам введения и использования разовых платежей граждан. В соответствии со статьями 29-30 Федерального закона собрание и конфе­ренция граждан не относятся к формам непосредственного решения населением вопросов местного значения и реше­ния, принятые на них, не носят обязательный характер.

Поэтому полагаем неправомерным введение разовых пла­тежей для решения конкретных вопросов местного значения на собрании, конференции граждан или представительным органом муниципального образования.

Как зачисляются налоговые доходы от земельного налога?

Ответ: Согласно статьям. 61 и 61.1 БК в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от земельного налога - по нормативу 100 процентов; в бюджеты муниципальных рай­онов подлежат зачислению налоговые доходы от земельно­го налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов. В соответствии со ст. 62 БК:

  • в бюджеты поселений, городских округов до разгра­ничения государственной собственности на землю посту­пают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, рас­положенных в границах поселений, городских округов и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 100 процентов;
  • в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государст­венной собственности земельных участков, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 100 процентов.

Исходя из положений БК и Федерального закона от 17 ап­реля 2006 года N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земель­ный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной ре­гистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений зако­нодательных актов Российской Федерации" органы местно­го самоуправления муниципальных районов и городских округов будут осуществлять распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственно­сти на землю (для этого необходимы определенные расхо­ды), а земельный налог и арендная плата (за земли, предо­ставленные для жилищного строительства) будут поступать в бюджеты исключительно поселений.

Относительно предложения о зачислении доходов от зе­мельного налога и арендной платы за землю в бюджеты тех муниципальных образований, органы местного самоуправ­ления которых будут осуществлять распоряжение земельны­ми участками до разграничения государственной собствен­ности на землю, может быть дан отрицательный ответ. Пере­дача права распоряжения земельными участками от поселе­ний муниципальным районам не означает изъятия этих уча­стков из собственности поселений и передачу их в собст­венность муниципальных районов (пункт 15 части 2, пункт 14 части 3, часть 4 статьи 50 Федерального закона). В связи с этим, а также на том основании, что арендная плата является доходом собственника имущества, сдаваемого в аренду, ука­занные платежи следует зачислять в бюджеты поселений.

Насколько правомерно установление и введение в дей­ствие земельного налога в течение переходного периода до 1 января 2009 года на территории вновь образованных поселений нормативными правовыми актами представи­тельного органа муниципального района, в состав кото­рого входят указанные поселения? Могут ли федеральные органы государственной власти оказывать влияние на решение представительных органов муниципальных обра­зований по установлению ставок земельного налога?

Ответ: Согласно части 4 статьи 12 НК земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК и норматив­ными правовыми актами представительных органов посе­лений, городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений, городских окру­гов, если иное не предусмотрено пунктом 7 данной статьи.

При установлении земельного налога на территориях поселений представительными органами данных поселений определяются в порядке и пределах, которые предусмотре­ны НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии с положениями частей 11-13 статьи 83 Федерального закона в переходный период до 1 января 2009 г. законом субъекта РФ может быть предусмотрено решение вопросов местного значения вновь образованных поселений органами местно­го самоуправления муниципальных районов.

В этом случае, согласно нормам статьи 7 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых зако­нодательных актов (положений законодательных актов) Рос­сийской Федерации о налогах и сборах" земельный налог, обязательный к уплате на территории указанных поселений, устанавливается, вводится в действие и прекращает дей­ствовать в соответствии с главой 31 НК и нормативными правовыми актами представительного органа муниципаль­ного района, в состав которого входят указанные поселения. При этом законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что в переходный период земельный налог, обязательный к уплате на территориях указанных поселений, устанавлива­ется, вводится в действие и прекращает действовать в соот­ветствии с законодательством РФ о налогах и сборах и нор­мативными правовыми актами представительных органов указанных поселений.

Таким образом, решение вопроса о закреплении данных налоговых полномочий за органами местного самоуправле­ния указанных поселений в период с 1 января 2006 г. до 1 ян­варя 2009 г. относится к компетенции органов государст­венной власти субъектов РФ.

Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления (независимо от их территориального уровня) самостоятельно устанавли­вают местные налоги и сборы.

В связи с этим федеральные органы государственной власти не вправе оказывать влияние на решение предста­вительных органов муниципальных образований по установ­лению ставок земельного налога, в пределах предусмотрен­ных НК. При этом необходимо учитывать, что представи­тельными органами муниципальных образований и законо­дательством о налогах и сборах в порядке и пределах, кото­рые предусмотрены НК, могут устанавливаться налоговые льготы по уплате земельного налога, основания и порядок их применения (часть 4 статьи 12 НК).

Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно нормам части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 14 и части 3 статьи 17 Федерального закона, а также статьей 12 и 387 НК после окончания переходного периода все полномочия, в том числе налоговые по реше­нию органами местного самоуправления поселений вопро­сов местного значения должны будут осуществляться ими самостоятельно с соблюдением требований, установленных Федеральными законами.

Нельзя ли законодательно урегулировать взимание зе­мельного налога и налога на имущество физических лиц на территориях муниципальных образований вновь сформи­рованные представительные органы которых не приняли до 1 декабря 2005 года нормативные правовые акты о зе­мельном налоге и налоге на имущество физических лиц?

Ответ: В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.12.05. N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законода­тельные акты Российской Федерации о налогах и сборах" в случае, если на территориях вновь образованных в соответ­ствии с п. 1 ч. 1 ст. 85 Федерального закона муниципальных образований, вновь сформированные представительные органы которых не приняли до 1 декабря 2005 года норма­тивные правовые акты о земельном налоге и налоге на иму­щество физических лиц, до 1 января 2007 г. применяются нормативные правовые акты о земельном налоге и налоге на имущество физических лиц, принятые в соответствии с гл. 31 "Земельный налог" НК и Законом Российской Феде­рации от 09.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физи­ческих лиц" представительными органами муниципальных образований, осуществлявшими на этих территориях пол­номочия по решению вопросов местного значения на день вступления в силу гл. 12 Федерального закона.

Вышеназванные нормативные правовые акты применя­ются до 1 января 2009 г. на территориях указанных муници­пальных образований. Вместе с тем в случае принятия в этот период нормативных правовых актов о земельном на­логе и налоге на имущество физических лиц вновь сформи­рованными представительными органами соответствующих муниципальных образований, указанные нормативные пра­вовые акты вступают в силу в установленном порядке. Таким образом, этот вопрос не требует дополнительного правового регулирования.