Ответ: Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов. Такая возможность может быть предоставлена органам власти всех уровней только в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом в соответствии со статей 4 данного Федерального закона под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Согласно части 1 статьи 2 ГК РФ оказание платных услуг относится к предпринимательской деятельности, которая является квалифицирующим признаком понятия «хозяйствующий субъект». При этом в федеральных законах органам местного самоуправления не предоставлена возможность оказывать платные услуги.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (пункт 3 статьи 50 ГК РФ). Положения части 2 статьи 41 Федерального закона предусматривают, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с указанным Законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с этим Законом.
Очевидно, что осуществление предпринимательской деятельности не может относиться к функциям управления, осуществляемым органами местного самоуправления. Публичные органы, которым придана частноправовая форма учреждения, осуществлять предпринимательскую деятельность не вправе.
В связи с изложенным органы местного самоуправления (как имеющие статус бюджетного учреждения, так и не имеющие указанного статуса) не вправе оказывать платные услуги, за исключением случаев, когда такая возможность им предоставлена федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом остальные муниципальные учреждения (здравоохранения, образования, культуры и т. п.), если им в соответствии с учредительными документами предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы, вправе ее осуществлять.
Возможно ли внесение изменений в положения Федерального закона, предусматривающих возможность введения и использования средств самообложения граждан на собрании, конференции граждан или представительным органом муниципального образования?
Ответ: В соответствии с нормой части 1 статьи 56 Федерального закона под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения.
Положения чести 2 данной статьи Федерального закона предусматривают возможность введения данных платежей исключительно на местном референдуме (сходе граждан).
В случае если указанные платежи будут устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований на всей территории муниципального образования или на его части и их уплата будет носить для граждан обязательный характер, они, в соответствии с частью 1 статьи 8 НК, приобретут признаки налога.
В этом случае вопросы введения и использования данных платежей будут решаться не путем всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан, а органом публичной власти, осуществляющим властные полномочия.
Вместе с тем положения части 5 статьи 3 и части 6 статьи 12 НК предусматривают, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено указанным НК.
Собрание и конференция граждан не могут обеспечить всеобщего равного и прямого волеизъявления всего населения муниципальных образований по вопросам введения и использования разовых платежей граждан. В соответствии со статьями 29-30 Федерального закона собрание и конференция граждан не относятся к формам непосредственного решения населением вопросов местного значения и решения, принятые на них, не носят обязательный характер.
Поэтому полагаем неправомерным введение разовых платежей для решения конкретных вопросов местного значения на собрании, конференции граждан или представительным органом муниципального образования.
Как зачисляются налоговые доходы от земельного налога?
Ответ: Согласно статьям. 61 и 61.1 БК в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от земельного налога - по нормативу 100 процентов; в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов. В соответствии со ст. 62 БК:
- в бюджеты поселений, городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах поселений, городских округов и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 100 процентов;
- в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 100 процентов.
Исходя из положений БК и Федерального закона от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов будут осуществлять распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю (для этого необходимы определенные расходы), а земельный налог и арендная плата (за земли, предоставленные для жилищного строительства) будут поступать в бюджеты исключительно поселений.
Относительно предложения о зачислении доходов от земельного налога и арендной платы за землю в бюджеты тех муниципальных образований, органы местного самоуправления которых будут осуществлять распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю, может быть дан отрицательный ответ. Передача права распоряжения земельными участками от поселений муниципальным районам не означает изъятия этих участков из собственности поселений и передачу их в собственность муниципальных районов (пункт 15 части 2, пункт 14 части 3, часть 4 статьи 50 Федерального закона). В связи с этим, а также на том основании, что арендная плата является доходом собственника имущества, сдаваемого в аренду, указанные платежи следует зачислять в бюджеты поселений.
Насколько правомерно установление и введение в действие земельного налога в течение переходного периода до 1 января 2009 года на территории вновь образованных поселений нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района, в состав которого входят указанные поселения? Могут ли федеральные органы государственной власти оказывать влияние на решение представительных органов муниципальных образований по установлению ставок земельного налога?
Ответ: Согласно части 4 статьи 12 НК земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов поселений, городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений, городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 данной статьи.
При установлении земельного налога на территориях поселений представительными органами данных поселений определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии с положениями частей 11-13 статьи 83 Федерального закона в переходный период до 1 января 2009 г. законом субъекта РФ может быть предусмотрено решение вопросов местного значения вновь образованных поселений органами местного самоуправления муниципальных районов.
В этом случае, согласно нормам статьи 7 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" земельный налог, обязательный к уплате на территории указанных поселений, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с главой 31 НК и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района, в состав которого входят указанные поселения. При этом законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что в переходный период земельный налог, обязательный к уплате на территориях указанных поселений, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов указанных поселений.
Таким образом, решение вопроса о закреплении данных налоговых полномочий за органами местного самоуправления указанных поселений в период с 1 января 2006 г. до 1 января 2009 г. относится к компетенции органов государственной власти субъектов РФ.
Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления (независимо от их территориального уровня) самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
В связи с этим федеральные органы государственной власти не вправе оказывать влияние на решение представительных органов муниципальных образований по установлению ставок земельного налога, в пределах предусмотренных НК. При этом необходимо учитывать, что представительными органами муниципальных образований и законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, могут устанавливаться налоговые льготы по уплате земельного налога, основания и порядок их применения (часть 4 статьи 12 НК).
Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно нормам части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 14 и части 3 статьи 17 Федерального закона, а также статьей 12 и 387 НК после окончания переходного периода все полномочия, в том числе налоговые по решению органами местного самоуправления поселений вопросов местного значения должны будут осуществляться ими самостоятельно с соблюдением требований, установленных Федеральными законами.
Нельзя ли законодательно урегулировать взимание земельного налога и налога на имущество физических лиц на территориях муниципальных образований вновь сформированные представительные органы которых не приняли до 1 декабря 2005 года нормативные правовые акты о земельном налоге и налоге на имущество физических лиц?
Ответ: В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.12.05. N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" в случае, если на территориях вновь образованных в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 85 Федерального закона муниципальных образований, вновь сформированные представительные органы которых не приняли до 1 декабря 2005 года нормативные правовые акты о земельном налоге и налоге на имущество физических лиц, до 1 января 2007 г. применяются нормативные правовые акты о земельном налоге и налоге на имущество физических лиц, принятые в соответствии с гл. 31 "Земельный налог" НК и Законом Российской Федерации от 09.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" представительными органами муниципальных образований, осуществлявшими на этих территориях полномочия по решению вопросов местного значения на день вступления в силу гл. 12 Федерального закона.
Вышеназванные нормативные правовые акты применяются до 1 января 2009 г. на территориях указанных муниципальных образований. Вместе с тем в случае принятия в этот период нормативных правовых актов о земельном налоге и налоге на имущество физических лиц вновь сформированными представительными органами соответствующих муниципальных образований, указанные нормативные правовые акты вступают в силу в установленном порядке. Таким образом, этот вопрос не требует дополнительного правового регулирования.