Предпосылки для развития теневой экономики
В мае 2015 г. объемы выпуска продукции и оказания услуг в базовых отраслях экономики России (сельское хозяйство, промышленное производство, строительство, грузооборот, розничная и оптовая торговля) падали рекордными за последние шесть лет темпами. Как следует из опубликованного 1 июля 2015 г. доклада Росстата, в мае 2015 г. выпуск продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности сократился в годовом исчислении на 6,8%. Так сильно индекс не падал с сентября 2009 г. - тогда он сократился сразу на 7,6%. По данным Росстата незапланированный спад экономики составил в I квартале 2015 г. 2,2%, во II квартале - 4,6% в противовес прогнозу Минэкономразвития России на 2015 г. 2,8%.
Из 41 отрасли, по классификации Росстата, только 10 нарастили число ее сотрудников от 0,1 до 2,1 %. Это работники, занятые в производстве нефтепродукте (их число увеличилось на 2,1%), операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (рост на 1,8%), добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (на 1,7%). В системах государственного управления и обеспечения военной безопасности снижение занятости отмечается лишь на 1%.
В то же время несмотря на низкий уровень официальной безработицы (поданным Росстата, за август 2015 г. - 1 млн чел., по классификации МОТ- 4,1 млн чел., или 5,3% экономически активного населения) эксперты отмечают довольно высокий и продолжающий расти уровень скрытой безработицы - компании вынужденно отправляют работников в неоплачиваемые отпуска или сокращают рабочий день.
Для справки: В 2015 г. в более чем половине отраслей экономики свыше 10% персонала находились в неоплачиваемых отпусках или работали неполное рабочее время. Во II квартале 2015 г. самыми «безработными» были сотрудники компаний по производству автотранспорта и оборудования, 22,7% из них находились в отпусках за свой счет. При этом начиная с 2010 г. дол сотрудников, находящихся в неоплачиваемых отпусках, планомерно росла - с 4 до 7,2% в целом по России.
В этих условиях принцип: высокий уровень официальной занятости в обмен на низкую зарплату, как правило, не срабатывает. И занятость населения начинает стремительными темпами сокращаться.
Особенно остро эта проблема стоит для населения моногородов, где количество вакансий на рынке труда резко сокращается после закрытия градообразующего предприятия.
ПРИМЕР: В городе Байкальске в 2013 г. закрылся целлюлозно-бумажный комбинат, на котором работали почти все жители города. С этого момента работы в городе не стало, а там, где сохранились рабочие места, очень низкий уровень оплаты труда. В этих условиях молодые люди придумывают себе бизнес (например, катать на лодке туристов по Байкалу), пожилые занимаются собирательством, огородничеством и т. д.
Однако даже в тех моногородах, где градообразующее предприятие осуществляет свою деятельность, прослеживается явная тенденция роста самозанятости населения.
ПРИМЕР: На окраине Ульяновска находится несколько гаражных городов, 1/3 работающих граждан находится «в тени». Так, в гаражно-строительных кооперативах внизу расположены жилые помещения, а наверху мастерские «Стройматериалы», «Автозапчасти», «Ремонт двигателей». Как и в Тольятти, и в Набережных Челнах, самозанятые граждане строят свой бизнес вокруг автозавода (УАЗа).
Несмотря на то, что число вакансий на рынке труда достигает 1,1 млн чел., люди предпочитают искать работу сами, констатирует Росстат. По материалам исследования по проблемам занятости населения, которое проводила статслужба, в апреле 2015 г. 70% безработных искали работу самостоятельно.
Самозанятые граждане в России
Вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец сообщила, что по данным на август 2015 в теневой экономике нашей страны участвует не менее 36% трудоспособного населения, или 27 млн чел. По сравнению с 2014 г. их численность уменьшилась на 800 тыс. чел. Однако, по данным Роструда, еще в апреле 2015 г. в теневой экономике было занято 15 млн чел. Несмотря на расхождение в цифр очевидно, что в стране растет доля самозанятых граждан.
Кто они? Самозанятые граждане - это граждане, не находящиеся в трудовых отношениях с работодателями и не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Следовательно, за них не уплачиваются работодателями страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фон (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).
Перспективы для самозанятых. Указанное обстоятельство означает, самозанятые граждане не смогут получать трудовую пенсию, если они до ухода «в тень» не выработали в общественном секторе экономики необходимый стаж. В лучшем случае им будет обеспечена социальная пенсия. Следовательно, уровень жизни самозанятых граждан после прекращения трудовой деятельности в «теневом секторе» экономики резко снизится, у них практически не будет достаточных источников средств существования. Если к тому же учесть данные некоторых исследований, то их положение и вовсе окажется незавидным.
ПРИМЕР: Величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» установлена на 2015 г. в размере 7161 руб. А при запланированной инфляции в размере 12,2% в 2015 г. и вероятным достижением ее величины более 16% (с учетом фактического роста за I квартал 2015 г., по данным Росстата) реальная (по сравнению с минимальной) величина прожиточного минимума пенсионера будет уменьшена. Канадская правозащитная организация HelpAge International опубликовала другие неутешительные результаты исследования, а именно в каких странах лучше всего жить пожилым людям. Рейтинг Global AgeWatch, составленный вместе с Фондом ООН по вопросам населения (2014 г.), возглавила Норвегия. Россия заняла в исследовании 65-е место из 96. При этом Россия, где живет 27,6 млн чел. старше 60 лет, уступает не только странам G8 и Бразилии, но также Колумбии, Никарагуа и соседней Белоруссии! Уровень ВВП на душу населения в России оценивается в 14,7 тыс. долл. в год, однако отмечается, что почти каждый десятый пенсионер живет на доходы ниже среднего.
Значительному повышению заработной платы самозанятых граждан очевидно не будет способствовать и принятие законопроекта, подготовленного Минтрудом России в августе 2015 г., предусматривающего увеличение минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2016 г. на 11,9% до 6675 руб. При этом повышение МРОТ с 2016 г. предусматривается исходя из оценки инфляции в 2015 г. и из аналогичных оценок с 2017 г. до 7142 руб., а с 2018 г. до 7606 руб. По данным Минтруда России, повышение МРОТ коснется порядка 900 тыс. работников в 2016 г., 1,3 млн работников в 2017 г. и 1,9 млн работников в 2018 г. Из них45% работников заняты в государственных и муниципальных учреждениях и 55% работников реального сектора экономики. В то же время рост МРОТ по оценкам экспертов приведет к снижению размеров выплат «серой» заработной платы. Таким образом, самозанятых граждан ждут не самые радужные перспективы.
Хотя это касается не всех самозанятых граждан. Следует учитывать, что значительная часть этой категории граждан имеет и официальные доходы. Таким образом, наличие трудовой книжки и «белой» заработной платы вовсе не означает, что гражданин не имеет дополнительных «серых» источников доходов.
Самозанятые граждане - зло или благо для муниципалитетов?
Как уже отмечалось, за самозанятых граждан не уплачиваются работодателями страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования). Однако в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за них перечисляются средства из местных бюджетов как за неработающее население. Таким образом, рост числа самозанятых граждан увеличивает нагрузку на местные бюджеты.
Другая проблема состоит в том, что самозанятые граждане не платят никакие налоги. По данным опроса, проведенного на сайте журнала «Коммерсант - Деньги» с 9 по 16 июля 2015 г., в котором приняли участие 11 324 чел., на вопрос «У вас есть доходы, с которых вы не платите налоги?» ответили: да - 27,55%, не знаю -7,16%, нет- 65,29%. Очевидно, что данный опрос не может быть признан репрезентативным, но некоторые тенденции он все-таки обозначает.
Самозанятые граждане также не пользуются патентной системой налогообложения в качестве индивидуальных предпринимателей.
Патенты на некоторые виды деятельности появились еще в 2013 г. Они регламентируются гл. 26.5 «Патентная система налогообложения» части второй НК РФ, которая введена Федеральным законом от 25.06.2012 № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 02.12.2013).
Патенты заменили единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. В настоящее время патент можно приобрести на один или несколько видов деятельности из перечня, состоящего из 47 видов деятельности.
Среди них: ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; ремонт, чистка, окраска и пошив обуви; парикмахерские и косметические услуги; химическая чистка, крашение и услуги прачечных; изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц; ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий; ремонт мебели, услуги фотоателье, фото - и кинолабораторий; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспорт средств, машин и оборудования; оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом; оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом; ремонт жилья и др) виды деятельности.
Если бы самозанятые граждане приобретали патенты, то освобождались бы от уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических (в части доходов, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения), налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ).
Более того, в октябре 2014 г. Правительство РФ одобрило законопроект о введении патентов специально для самозанятых граждан. Документ призван упростить систему уплаты налогов и вывести эту часть рынка труда из тени. Гражданин получает возможность купить патент на свою деятельность и избавить себя от необходимости регистрации в качестве юридического лица индивидуального предпринимателя. При этом данная мера касается россиян, которые не заняты на постоянной работе, например фотографов, репетиторов, нянь, переводчиков и т. д. Однако эти меры не являются достаточно привлекательными для самозанятых граждан. Они не видят преимуществ в пpиобретении патента.
Следует отметить, что в соответствии с БК РФ в бюджеты муниципальных районов и городских округов подлежат зачислению налоговые доходы от налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения,- по нормативу 100% (ч. 2 ст. 61.1, ч. 2 ст. 61.2 БК РФ). Поэтому неприобретение патентов самозанятыми гражданами при осуществлении трудовой деятельности оборачивается снижением налоговых доходов местных бюджетов.
А рост числа самозанятых граждан в муниципальном районе, например, осложнит проблему выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений несомненно, отразится на объеме и качестве предоставляемых населению социальных услуг.
Болезненно теневая экономика отражается и на потребителях товаров луг. При этом страдают как качество (незаконный бизнес, где нет определенных стандартов, позволяет снижать качество предоставленных товаров (услуг), предоставлять их на свое усмотрение), так и стоимость товаров и услуг (постоянные расходы на взятки автоматически увеличивают их стоимость).
Как видно, расширение самозанятости населения, развитие теневой экономики не безобидно ни в экономическом, ни в социальном аспектах. Оно не выгодно ни для муниципалитетов, ни для самих самозанятых граждан. Это peгресс, возвращение к общественным отношениям позапрошлого века, тормозящим развитие рынка и инновационно-инвестиционных процессов в муниципальных образованиях и в стране в целом. Тем не менее пока в «серой зоне» экономики работать выгоднее и люди не планируют ничего надолго, самозанятые граждане будут работать нелегально, а не занимать предлагаемые рабочие места, например, на швейной фабрике с заработной платой 8 тыс. руб. в месяц.
Как бороться и какие меры будут наиболее действенны?
Антикризисный план Правительства РФ предусматривает выделение 82 млрд руб. на борьбу с безработицей, 52,2 млрд руб. будут потрачены на реализацию дополнительных мероприятий на рынке труда, в т. ч. на проведение общественных работ и обучение населения. Еще 30 млрд - на выплаты пособий для незанятых граждан. Вместе с тем эти меры вряд ли смогут кардинально повлиять на теневой сектор экономики, который продолжает расти.
По мнению специалистов, проблемы теневой экономики должны решаться путем реализации комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности и только совместными усилиями государства, муниципалитетов, общества.
Первый путь к решению этой проблемы - создание качественных рабочих мест с достойной заработной платой. Для реализации этой цели естественно, необходим экономический рост. При этом в рамках решения задач по повышению производительности труда, созданию высокопроизводительных рабочих мест не должны сохраняться рабочие места, приводящие к возникновению «работающих бедных».
Проект Минобрнауки России по разработке перечня престижных профессий, получение которых не только гарантирует получение работы, но и высокую заработную плату, также будет способствовать уменьшению численности самозанятого населения, особенно среди молодежи. В этот перечень преимущественно войдут рабочие специальности, а также инженерно-технические профессии.
Одним из направлений изменения ситуации на рынке труда в моногородах, особенно в условиях экономического кризиса, может быть создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОРов). В этих целях в 2014 г. был принят Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», который определяет правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях. Территории опережающего социально-экономического развития создаются в порядке, установленном Правительством РФ, на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ.
В течение трех лет со дня вступления в силу Федерального закона № 473-ФЗ территории опережающего социально-экономического развития могут создаваться на территориях субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ, по истечении трех лет со дня вступления в силу данного Федерального закона - на территориях остальных субъектов РФ.
В решение проблемы самозанятости населения могут внести свою посильную лепту и муниципалитеты.
ПРИМЕР: На официальном сайте г. Новосибирска размещены памятка получателям неофициальной зарплаты, типовая форма трудового договора с работодателем - физическим лицом, формация для работодателей - физических лиц, информация о негативных последствиях выплаты неофициальной зарплаты и отсутствия трудового договора. В городе работает горячая линия по вопросам неформальной занятости, легализации заработной платы и трудовых отношений. На горячую линию звонки от жителей города по вопросам нарушения трудового законодательства в части выплаты заработной платы и оформления трудовых отношений принимаются ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме субботы, воскресения. Обращение можно направить и по e-mail.
В памятке, размещенной на сайте, указано, куда еще работник может обратиться в случае, если работодатель отказывается оформить трудовой договор или выплачивать всю работную плату в соответствии с законодательством:
- в государственную инспекцию труда в Новосибирской области с заявлением о фактах нарушения работодателем трудового законодательства;
- в налоговую инспекцию в письменной форме о факте выплат «серой зарплаты» или возможной неуплате налоговым агентом (работодателем) налога на доходы физических лиц со своей зарплаты;
- в прокуратуру с заявлением, содержащим факты нарушения работодателем трудового законодательства.
Таким образом, с проявлениями теневой экономики можно и нужно бороться и желательно совместными усилиями.
по материалам журнала "Практика муниципального управления"