Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду
В настоящее время сформирована обширная арбитражная практика в сфере земельных и градостроительных отношений. Особую ценность при этом представляют позиции, сформулированные Высшим Арбитражным Судом РФ (далее -ВАС РФ), которые могут являться основанием для пересмотра уже состоявшихся решений, если в деле об этом сделана оговорка. То есть, принимая по ним решение, ВАС РФ, в частности, указывает, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем решении толкованием, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), если для этого нет других препятствий. Рассмотрим дела, в которых имеется такая оговорка.
Сегодня, когда муниципалитеты ищут возможности получить дополнительные доходные источники для пополнения бюджета, органы местного самоуправления часто выступают в роли арендодателей, сдающих в аренду имущество, находящееся в муниципальной собственности, в т. ч. земельные участки.
В процессе арендных отношений арендаторы часто ссылаются на то, что согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. К тому же п. 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны, а ст. 37 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) позволяет изменять вид разрешенного использования в соответствии с градостроительным регламентом без дополнительных разрешений и согласований при условии соблюдения требований технических регламентов. В то же время суды придерживаются иной позиции в этом вопросе, суть которой сводится к тому, что арендатор земельного участка не вправе самостоятельно, без согласия органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (арендодателя) менять разрешенный вид использования земельного участка.
ПРИМЕР: ООО «БАСТА» (далее - Общество), являясь арендатором земельного участка с разрешенным использованием «эксплуатация временной автостоянки», обжаловало решение Комитета по управлению имуществом Курской области (далее - Комитет) об отказе в изменении его на «строительство административно-офисного здания». Основные виды разрешенного использования в зоне расположения земельного участка включали размещение административных и офисных объектов, поэтому первоначально суды пришли к выводу, что отказ Комитета нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку препятствует извлечению обществом прибыли из планируемого к размещению на земельном участке административно-офисного здания.
Однако Президиум ВАС РФ отменил эти решения и указал, что Общество обращалось к Комитету не как к органу власти, а как к арендодателю и субъекту, уполномоченному распоряжаться спорным земельным участком, т. е. в рамках гражданских правоотношений, возникших из договора от 11.07.2011. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка. Согласно п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом согласно условиям договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества. Изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора. Общество как арендатор не вправе изменять договор в одностороннем порядке и не может обязать Комитет, выступающий арендодателем по договору аренды, изменить вид разрешенного использования арендованного земельного участка по выбору арендатора. Приняв на себя права и обязанности по указанному договору. Общество как арендатор выразило свое согласие на использование земельного участка в соответствии с одним из видов разрешенного использования, установленных Правилами для зоны Ж-4, тем самым реализовав свое право, предусмотренное п. 3 ст. 85 ЗК РФ. Воля арендатора не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка. Иное толкование положений ст. 85 ЗК РФ противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права.
В соответствии с положениями ст. 421 ГК РФ условия договора определяются сторонами. Статьи 450 и451 ГКРФ предусматривают, что договор может быть изменен посоглашению сторон либо по требованию одной из сторон в судебном порядке. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению судав исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях. Следовательно, в рассматриваемом случае у Комитета как у арендодателя отсутствует обязанность изменять вид разрешенного использования земельного участка по требованию арендатора,в т.ч.в судебном порядке (см.постановление Президиума ВАС РФ от 25.0б.2013 №1756/13).
В данном деле ВАС РФ сделал еще один очень важный вывод: используя нормы о самостоятельном выборе разрешенного использования участка, арендаторы нередко пытаются обойти закон, устанавливающий жесткие требования к способам предоставления участков.
Так, ЗК РФ установлены различный порядок и процедуры для предоставления в аренду земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей строительства и целей, не связанных со строительством. В рассматриваемом случае спорный земельный участок предоставлялся в аренду для целей, не связанных со строительством, на основании решения комитета и без проведения торгов. Как указал ВАС РФ, обращение Общества с требованием об изменении вида разрешенного использования земельного участка по существу направлено на обход процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей строительства объектов недвижимости, в т. ч. процедуры торгов для ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков.Таким образом, отказ Комитета в изменении вида разрешенного использования земельного участка является правомерным и соответствующим действующему законодательству.
Согласование места размещения объекта на земельном участке
В соответствии с п. 11 ст. 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта на земельном участке не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Однако понятие «градостроительная документация», при наличии которой земельный участок должен выставляться на торги без предварительного согласования места размещения объекта на нем, в ГрК РФ отсутствует. Президиум ВАС РФ разрешил проблему отсутствия в ГрК РФ термина «градостроительная документация», а также сформулировал понятие градостроительного плана как документа, лишь отражающего уже имеющиеся требования к земельному участку.
ПРИМЕР: 000 (далее - Общество) обжаловало отказ Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Сургута (далее - Департамент) в предоставлении земельного участка для строительства концертного зала и требовало обязать Департамент выдать Обществу акт о выборе земельного участка. Департамент сообщил Обществу о невозможности предоставления указанного участка, поскольку проектом планировки микрорайона 31Б на испрашиваемом участке предусмотрено строительство общеобразовательной школы. Постановлением администрации г. Сургута от 08.06.2007 № 1783 по результатам публичных слушаний утвержден проект планировки «Застройка микрорайона 31Б», в составе которого разработан и утвержден проект межевания территории этого микрорайона. Пунктом 3 названного постановления установлено, что с момента его опубликования в микрорайоне 31Б предварительное согласование места размещения объекта не проводится. Из проекта планировки и межевания этого микрорайона следует, что в нем запланировано строительство более 10 объектов, в т. ч. средней школы на 600 мест. Для строительства каждого объекта установлены границы земельных участков, в частности, для строительства школы предусмотрен участок площадью 3685 м2. Строительство концертного зала на территории микрорайона 31Б не предусмотрено. Испрашиваемый обществом участок для строительства концертного зала полностью налагается на участок, запланированный для строительства школы.
Вместе с тем испрашиваемый Обществом земельный участок расположен в общественно-деловой территориальной зоне, которая по Правилам землепользования и застройки предназначена для строительства коммерческих, офисных, учебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений, в т. ч. средних учебных заведений, кинотеатров и концертных залов.
Суды трех инстанций, удовлетворяя заявленные требования, признали, что Департамент обязан обеспечить выбор испрашиваемого обществом участка для строительства концертного зала и предварительно согласовать место размещения этого объекта по правилам ст. 31 ЗК РФ, поскольку планируемое Обществом строительство соответствует установленным видам разрешенного использования.
Суды отклонили ссылку Департамента на п. 11 ст. 30 ЗК РФ, указав, что для применения данной нормы необходимо наличие трех видов документации по планировке территории - проекта планировки территории, проекта межевания территории и градостроительного плана земельного участка. Поскольку для земельного участка, на котором предусмотрено строительство школы, не подготовлен градостроительный план, нет оснований полагать, что на испрашиваемом Обществом участке подлежит размещению общеобразовательная школа согласно градостроительной документации о застройке поселения, поэтому Обществу необоснованно отказано в выборе земельного участка для строительства концертного зала.
Однако Президиум ВАС РФ принял иное решение, указав, что п. 11 ст. 30 ЗК РФ предусмотрено, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонирования территорий).
Согласно ГрК РФ градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории. При этом в силу ч. 5 ст. 41 ГрК РФ при подготовке этой документации может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Президиум ВАС РФ указал, что по смыслу ст. 41-46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок. Следовательно, если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, то подлежит применению п. 11 ст. 30 ЗК РФ и предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится. Такие участки подлежат предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта, т. е. исключительно на торгах и только для строительства объекта, предусмотренного проектами планировки и межевания, в рассматриваемом случае - для строительства общеобразовательной школы (см. постановление Президиума ВАС Рфот02.07.2013 № 1633/13 по делу № А75-2235/2012).
Изменения Правил землепользования и застройки, повлекшие существенное ограничение прав собственника участка
Органы местного самоуправления часто вносят изменения в существующие Правила землепользования и застройки. В то же время следует учитывать, что изменения, внесенные в Правила землепользования и застройки и повлекшие существенное ограничение прав собственника земельного участка на выбор разрешенного использования, могут привести к требованиям собственника участка компенсации или выкупа участка.
ПРИМЕР: ООО «Полден Чериот Самара» (далее -Общество) обжаловало внесение изменений в Правила землепользования и застройки в г. Самаре (далее - Правила), так как после изменения карты зонирования два принадлежащих ему на праве собственности участка (используемые под автостоянки) не могут быть использованы в целях строительства административно-гостиничного комплекса, для которого уже получен градостроительный план. Первоначально суды пришли к выводу, что внесенные в Правила изменения не обеспечивают права и законные интересы общества как собственника земельных участков, что противоречит целям разработки Правил; при подготовке изменений в Правила, касающихся границ территориальных зон, не учтены сложившаяся планировка территории и существующее землепользование; изменения в Правила внесены без учета фактического использования обществом земельных участков, поэтому оспариваемый акт нарушает права Общества, связанные с пользованием земельными участками, а также права в сфере осуществления предпринимательской деятельности путем создания препятствий для строительства административно-гостиничного комплекса.
Президиум ВАС РФ не согласился с этими выводами и указал, что при градостроительном зонировании подобные ограничения прав собственника возможны. Изменение Правил в г. Самаре после выдачи градостроительного плана земельного участка не противоречит ст. 30,34,36 ГрК РФ и ст. 40,85 ЗК РФ.
По смыслу ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований.
Следовательно, задача органов местного самоуправления при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса. Если издание оспариваемого акта не противоречит нормам ГрК РФ, ЗК РФ, то обстоятельство, что данным актом ограничиваются права собственника земельного участка, не может служить основанием для признания его недействующим.
Так как объем ограничения права собственности общества в результате внесения изменений в Правила существенно увеличился по сравнению с ранее существовавшим, собственник земельных участков не лишен права заявлять требования применительно к п. 7 ст. 23 ЗК РФ, в т. ч. о выкупе у него земельных участков (постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 № 136/13 по делу № А55-23145/2010).
Указав, что собственник земельных участков не лишен права заявлять требования применительно к п. 7 ст. 23 ЗК РФ, в т. ч. о выкупе у него земельных участков. Президиум ВАС РФ сделал крайне важный вывод для органов местного самоуправления - разрешил применение указанной нормы по аналогии при изменении Правил землепользования и застройки, так как ст. 23 ЗК РФ регулирует только последствия установления сервитутов. В частности, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в т. ч. путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
В случаях если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установившего публичный сервитут, соразмерную плату.
Следует обратить особое внимание на это решение, так как вполне возможны попытки «пострадавших» в результате изменений зонирования лиц добиться такой платы. В связи с этим органам местного самоуправления необходимо крайне осторожно относиться к внесению изменений в Правила землепользования и застройки, которые существенно меняют возможности владельцев земельных участков.
Земельный участок с разными правами на него собственников
Довольно типичным последствием сложного развития постсоветского земельного законодательства является ситуация, когда у одного участка оказывается несколько владельцев с разными правами на него в силу того, что на участке имеется недвижимость, части которой принадлежат разным лицам. Распространены также случаи, когда помещения в здании принадлежат частным и государственным (муниципальным) организациям на праве соответственно частной собственности и хозяйственного ведения или оперативного управления. При этом если первые (частные лица) вправе претендовать в отношении участка только на право собственности или аренды, то вторые (как правило, учреждения) - на право постоянного бессрочного пользования.
В то же время Президиум ВАС РФ указал, что земельный участок не должен находиться одновременно в разных правовых режимах.
ПРИМЕР: 000 «Фабрика художественной упаковки» (далее - Фабрика) обратилось с иском к государственному учреждению культуры Владимирской области «Владимирская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького» (далее - Библиотека) и администрации г. Владимира (далее - Администрация) о признании отсутствующим зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования Библиотеки на земельный участок и обязании Администрации оформить за Библиотекой право ограниченного пользования названным земельным участком. Заявитель полагает, что спорный земельный участок, на котором расположено здание, занимаемое им и Библиотекой, не может одновременно находиться в пользовании на праве аренды у него и на праве постоянного (бессрочного) пользования у библиотеки.
Ранее весь участок был в аренде у Фабрики, но затем распоряжением главы г. Владимира право аренды на часть его было прекращено с передачей этой части на праве постоянного бессрочного пользования Библиотеке без выдела на местности, с разрешенным использованием «для содержания помещений Библиотеки». Этим же распоряжением Фабрике на праве аренды предоставлена другая часть земельного участка с разрешенным использованием «содержание производственных помещений типографии». Президиум ВАС РФ со ссылкой на ст. 36 ЗК РФ указал, что в случае если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, принадлежат на праве собственности одному лицу и на праве оперативного управления государственному или муниципальному учреждению (казенному предприятию), эти лица вправе заключить договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора, но с указанием в нем на наличие у учреждения (казенного предприятия) права безвозмездного ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на занимаемые им помещения.Таким образом, Библиотека вправе с целью реализации имеющегося у нее упомянутого права пользования земельным участком вступить в договор аренды, что не должно препятствовать Фабрике осуществлять права и обязанности арендатора земельного участка, надлежащим образом соблюдать согласованные условия договора, в т. ч. связанные с необходимостью использования земельного участка Фабрикой при эксплуатации занимаемых ею помещений. Поскольку спорный земельный участок занят зданием, в котором расположены помещения Библиотеки и Фабрики, арендная плата, уплачиваемая Фабрикой, должна определяться с учетом площади принадлежащих ей помещений (см. постановление Президиума ВАС РФ от 25.12.2012 № 10288/12 по делу № А11 -8533/2010).
О переоформлении права постоянного бессрочного пользования участком
В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ) организация, которая приобрела право постоянного бессрочного пользования вместе с приобретенной недвижимостью, должна переоформить это право путем заключения по собственному выбору договора аренды или договора купли-продажи до 1 июля 2012 г.
С организации, не выполнившей обязанности по переоформлению права постоянного бессрочного пользования участком, можно взыскать неосновательное обогащение в размере неполученной арендной платы с процентами. При этом оплата земельного налога не препятствует такому взысканию. Именно к такому выводу пришел Президиум ВАС РФ.
ПРИМЕР: Администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области (далее - Администрация) обратилась с иском к партнерству с ограниченной ответственностью «ВОЛАНЕД ИНВЕСТ ЛЛП» (далее - Партнерство) о взыскании 60879101 руб. 70 коп. неосновательного обогащения за пользование земельным участком под зданиями производственного назначения, приобретенными у приватизированного предприятия в 2008 г., и 9 945 027 руб. 05 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
У предыдущего собственника здания участок был в постоянном (бессрочном) пользовании. Права на земельный участок Партнерство не оформляло, однако после обращения Администрации 28.09.2012 в арбитражный суд с иском самостоятельно исчислило и заплатило земельный налог за 2009-2012 гг. в сумме 8 960 682 руб. с площади земельного участка, занятого принадлежащими ему зданиями. При этом в государственном кадастре недвижимости обладателем права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 333 500 м2 значится предыдущий собственник здания.
Суд первоначально пришел к выводу о том, что к Партнерству при приобретении зданий перешло право постоянного (бессрочного) пользования частью земельного участка, занятой этими зданиями и необходимой для их использования. Поэтому правом требовать взыскания с Партнерства неосновательного обогащения в размере арендной платы Администрация не обладает.
Президиум ВАС РФ не согласился с таким выводом и указал следующее. Согласно п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации платно. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
С момента государственной регистрации права собственности Партнерства на объекты недвижимости к нему на основании п. 1 ст. 35 ЗК РФ и п. 1 ст. 552 ГК РФ перешло имевшееся у правопредшественников право постоянного (бессрочного) пользования на часть земельного участка.
Исходя из содержания ст. 20 ЗК РФ Партнерство не относится к лицам, которым на таком вещном праве могут предоставляться земельные участки, поэтому оно было обязано оформить свое право путем заключения по собственному выбору договора аренды или купли-продажи. Партнерство не приобрело соответствующий земельный участок ни в собственность, ни в аренду.
Плательщиками земельного налога признаются лица, обладающие правом постоянного (бессрочного) пользования, которое зарегистрировано или возникло до введения требования о государственной регистрации вещных прав либо приобретено в порядке универсального правопреемства. Имеющееся у Партнерства право постоянного (бессрочного) пользования не было зарегистрировано, не является ранее возникшим и приобретено не в порядке универсального правопреемства. Поэтому Партнерство не может уплачивать добровольно и с него нельзя взыскать принудительно ни земельный налог, ни арендную плату.
В подобных случаях правовыми основаниями для взыскания с фактических пользователей земельных участков неосновательно сбереженных ими денежных средств являются ст. 1102 ГК РФ и ст. 35,36,65 ЗК РФ. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума ВАС РФ от 29.06.2010 № 241/10 и от 15.11.2011 № 8251/11. Вывод суда кассационной инстанции о том, что уплата Партнерством в бюджет г. Люберцы денежных средств, названных им земельным налогом, освобождает Партнерство от уплаты Администрации неосновательного обогащения, является неверным. Партнерство заплатило так называемый земельный налог за себя за четыре года пользования после обращения Администрации с иском не в ее бюджет и суммы, несопоставимые с предъявленным к взысканию неосновательным обогащением (8 960 682 руб. так называемого налога против 49155 526 руб. 71 коп. неосновательного обогащения и 6 581008 руб. 86 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами). Партнерство плательщиком земельного налога не является, заплатило не за объект налогообложения в виде земельного участка, а за произвольно определенную часть его площади, в отсутствие ее кадастровой стоимости, т. е. налоговой базы. Статья 45 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) не предусматривает исполнение обязанности по уплате налога лицами, у которых такая обязанность отсутствует, а ст. 78 НК РФ определяет правила возврата излишне уплаченных сумм налога по письменному заявлению налогоплательщика, поданному в течение трех лет с момента уплаты в качестве налога излишней суммы. В этой связи уплаченные Партнерством суммы не устраняют его неосновательное обогащение. Кроме того, у Партнерства имеется возможность потребовать их возврата, тогда как Администрация пропустит срок исковой давности на взыскание, даже если докажет нетождественность исков.
Установленные законодательством правила внесения платы за пользование землей исключают возможность землепользователя по собственному усмотрению определять, что именно он будет уплачивать (земельный налог, арендную плату или неосновательное обогащение), и самостоятельно выбирать управомоченное на получение этой платы лицо и ее размер.
Земельный налог подлежит зачислению в бюджет соответствующего поселения, а не муниципального района, контроль за его уплатой осуществляют налоговые органы, которые обладают полномочиями по принудительному взысканию неуплаченного налога обладателями зарегистрированных, ранее возникших и перешедших в порядке универсального правопреемства вещных прав на землю (ст. 10,61 Бюджетного кодекса РФ (далее-БКРФ),ст.30,31НКРФ).
Арендная плата за земельные участки уплачивается в бюджет того публичного образования, от имени которого компетентным органом заключен договор аренды. Соответственно, неуплаченная арендная плата взыскивается с неисправных арендаторов арендодателями как представителями собственника. Такая арендная плата представляет собой доход от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, относится к неналоговым доходам бюджетов, причем каждое муниципальное образование, в т. ч. муниципальный район и городское поселение, имеет свой бюджет (ст. 15,20,41 БК РФ).
Неосновательное обогащение за пользование без надлежащего оформления прав земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, взыскивается в судебном порядке по искам органов, уполномоченных от имени собственника распоряжаться соответствующими землями на основании земельного законодательства. Поэтому суммы присужденного неосновательного обогащения направляются в бюджеттого публичного образования, которое уполномочено на распоряжение землей.
Согласно ст. 1,2, п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ период выкупа по льготной цене земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческими организациями, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности и не относящихся к линейным объектам, закончился 1 июля 2012 г. (см. постановление Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 № 12790/13 по делу №А41 -44318/12).
Таким образом, в данном случае Президиум ВАС РФ встал на сторону муниципалитета, указав, что иск по настоящему делу заявлен управомоченным лицом и плата за фактическое использование Партнерством земельного участка подлежит взысканию в качестве неосновательного обогащения, что обусловлено невыполнением Партнерством обязанности по надлежащему оформлению на этот участок прав собственности или аренды.
По материалам журнала "Практика муниципального управления"