16 типичных ошибок при подготовке стратегии муниципального образования

Тип: статья

Низкое качество стратегического документа уменьшает эффективность муниципального управления. Мы проанализировали 200 документов стратегического планирования муниципальных образований и выявили 16 типичных недочетов. Предлагаем рекомендации, которые помогут доработать стратегию.

Ошибка 1. Продублировали текст из региональных стратегических документов

Муниципалитеты часто дублируют в своих стратегиях положения документов стратегического планирования регионального уровня. Встречаются даже заимствования целых глав. Это снижает качество документа, он не отражает характеристики муниципального образования.

Текст стратегии должен содержать уникальную информацию о муниципальном образовании с акцентом на его преимущества

Рекомендация. Положения документов стратегического планирования вышестоящего уровня нужно учитывать при разработке муниципальной стратегии. Но ее текст должен содержать уникальную информацию о муниципальном образовании — его географическом положении, ресурсах и других особенностях. Отразите эти сведения в стратегии с акцентом на преимущества.

Ошибка 2. Не проявили самостоятельность

При подготовке методических рекомендаций муниципалитетам региональные власти зачастую жестко регламентируют требования к содержанию и структуре стратегических документов и не оставляют ОМСУ выбора. Это приводит к обезличиванию муниципальных стратегий: они становится слишком похожими.

Рекомендация. Региональные документы по разработке муниципальных стратегий часто имеют рекомендательный характер. Если какая-либо рекомендация не учитывает особенности вашего муниципального образования, не следуйте ей.

Ошибка 3. Не привлекли жителей к разработке стратегии

Если муниципалитет не привлекает население к разработке документов стратегического планирования, их значимость снижается. Это ведет к неэффективным расходам из местного бюджета на реализацию стратегии. На территории муниципального образования будут реализованы мероприятия, которые не нужны и непонятны его населению.

Рекомендация. Ведите открытый диалог с жителями через формы общественного участия. Организуйте публичные слушания и общественные обсуждения, используйте интернет-технологии. Проведите серию круглых столов для населения, бизнеса и представителей научной общественности.

Ошибка 4. Допустили технические неточности

На заметку: Используйте в стратегических документах только те сокращения, которые понятны большинству потенциальных читателей

Стратегию разрабатывают не только для муниципальных служащих, но и для местных жителей, а также потенциальных инвесторов. Опечатки, ошибки, несогласованность информации плохо влияют на имидж муниципального образования и местных властей.

Рекомендация. В крупном мунциципалитете создайте структурное подразделение, которое будет заниматься подготовкой стратегических документов. Используйте проектное управление. В малом муниципалитете поручите эту работу одному-двум сотрудникам. Профинансируйте работу привлеченных специалистов.

Ошибка 5. Проанализировали текущую ситуацию поверхностно

Когда вы анализируете текущую ситуацию в муниципальном образовании, мало констатировать факты. Выявите факторы, которые влияют на развитие ситуации, в том числе сдерживают рост экономики и отдельных показателей развития.

Рекомендация. Недостаточно изучить показатели социально-экономического развития за трехлетний период. Возьмите данные как минимум за пять лет, предшествующих году создания стратегии.

Укажите факторы, которые влияют на развитие текущей ситуации в муниципалитете. Это позволит повысить качество аналитической и статистической информации, обосновать правильность стратегического выбора муниципального образования.

Ошибка 6. Не провели грамотный SWOT-анализ

Важно запомнить: Проанализируйте показатели муниципального образования во время экономических кризисов. Это позволит выявить слабые места и возможные точки социально-экономической устойчивости

SWOT-анализ — метод стратегического планирования, который позволяет выявить сильные и слабые стороны муниципального образования, возможности и угрозы (риски). Неопытные разработчики записывают в возможности и угрозы внутренние факторы вместо внешних либо сразу указывают выводы. Кроме того, опираются на непроверенные факты, проводят SWOT-анализ в один этап.

Рекомендация. Проводите SWOT-анализ в два этапа. На первом определите сильные и слабые стороны, возможности муниципального образования и угрозы для него. Чтобы составить перечни сильных и слабых сторон, изучите внутренние факторы. Угрозы и возможности — это внешние факторы. На втором этапе проанализируйте взаимосвязи сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

Ошибка 7. Провели только SWOT-анализ

Плохо, если разработчики ограничились SWOT-анализом, а другие методы стратегического анализа не использовали.

Рекомендация. Стратегический менеджмент располагает более чем 250 инструментами стратегического анализа. Дополнительно можно использовать несложные инструменты стратегического планирования: PEST-анализ, метод «Дельфи», SNW-анализ и др.

Ошибка 8. Неверно сформулировали стратегические цели

Многие муниципалитеты ставят стратегические цели и задачи исходя из целей, которые уже сформулировали в муниципальных программах. Принцип «от стратегии к программе» не соблюдается.

Неверно формулировать цели исходя из того, насколько их достижение реально в нынешних условиях, а не из потребности улучшить социально-экономическую ситуацию. Кроме того, многие муниципалитеты разрабатывают трехуровневые системы целеполагания. Система становится сложной, а цели или задачи — непонятными и недостижимыми.

Рекомендация. Сначала определите цели стратегии, затем отразите их в муниципальных программах, а не наоборот. Целью стратегии должно быть достижение конкретного результата, выраженного в количественном показателе. Исключите из описания стратегических целей и итогов реализации стратегии слова типа «содействие», «развитие», «обеспечение» или замените их на выражения «снизить», «уменьшить», «увеличить», «обеспечить рост».

На заметку: Второй уровень стратегических целей и задач может затрагивать вопросы межмуниципального партнерства

Используйте двухуровневую систему целеполагания. Первый уровень — это уровень стратегических целей и задач, которые относятся к полномочиям муниципального образования. Второй обращен к внешней среде. Это уровень стратегических целей и задач, которые затрагивают отношения муниципалитета с исполнительными органами власти региона и другими муниципалитетами.

Ошибка 9. Не предусмотрели меры, которые позволяют повысить эффективность муниципального управления

Часто в стратегиях не предусмотрены меры, которые позволяют:

  • повысить эффективность использования муниципального имущества; 
  • улучшить качество муниципальных услуг; 
  • оптимизировать расходы при размещении муниципального заказа; 
  • повысить эффективность муниципального управления.

Рекомендация. Повысить качество муниципальных услуг поможет разработка стандартов их оказания. Проведите анализ затрат и обоснуйте их снижение при сохранении объема и качества услуг.

Проанализируйте затраты на муниципальное управление. Исходя из результатов анализа, оцените эффективность деятельности. Если нужно изменить структуру местной администрации и перераспределить полномочия внутри нее, обоснуйте такую необходимость.

Ошибка 10. Не указали, какие программы нужно разработать или привести в соответствие со стратегией

В текстах стратегий нередко отсутствует перечень муниципальных целевых программ, которые предстоит принять или пересмотреть в связи с новыми целями и задачами.

Рекомендация. Перечислите в стратегии муниципальные программы, которые примете или приведете в соответствие с целями стратегии.

Ошибка 11. Использовали непонятный показатель

В ряде стратегий присутствует такой показатель, как «валовой муниципальный продукт». Однако в тексте нет ни расчета этого показателя, ни описания его динамики. Это усложняет оценку результата реализации стратегии.

Рекомендация. Если вводите в содержание стратегии необщепринятый показатель, раскройте методику его расчета и отразите динамику.

Ошибка 12. Не учли инфляцию

Разработчики нередко указывают рост зарплат работников бюджетной сферы, не обращая внимания на темпы инфляции.

Рекомендация. Анализируйте рост зарплат работников бюджетной сферы с учетом динамики потребительских цен, в том числе цен на энергоносители, услуги транспорта и ЖКХ.

Ошибка 13. Привели избыточную информацию

На заметку: Избыточность информации снижает качество стратегии. Такой документ сложно понять и реализовать

В стратегиях вместо детального анализа нередко можно найти информацию, которая к делу не относится. Например, при описании социальной сферы авторы многих стратегий подробно описывают успехи муниципального образования в различных областях, хвастают наградами и дипломами.

Рекомендация. Не перечисляйте успехи муниципалитета в социальной сфере. Вместо этого:

  • проанализируйте социальную нагрузку на местный бюджет, объем расходов на социальную сферу в общей структуре консолидированного местного бюджета; 
  • проведите расчет стоимости муниципальных услуг на одного жителя муниципального образования; 
  • отразите степень износа материально-технической базы социальных учреждений; 
  • проведите оценку удовлетворенности жителей качеством муниципальных услуг.

Ошибка 14. Не предусмотрели раздел «Финансовое обеспечение стратегии»

Стратегия — документ, который связывает стратегическое планирование с бюджетным. Если в ней нет раздела «Финансовое обеспечение стратегии» или «Финансовая и бюджетная эффективность реализации стратегии», значимость документа снижается.

Рекомендация. Следуйте правилу: не менее 90 процентов средств местного бюджета направлять на реализацию стратегии и отражать в муниципальных программах.

Важно запомнить: Предусмотрите актуализацию стратегии в случае законодательных изменений

Ошибка 15. Не предусмотрели корректировку стратегии

Часто в разделе о реализации стратегии нет положения о необходимости ее полного или частичного пересмотра в случае кардинальных изменений в экономике или других сферах.

Рекомендация. Установите условия и порядок внесения изменений в стратегию.

Ошибка 16. Возложили ответственность на замглавы администрации

Возлагать ответственность за достижение стратегических целей на заместителя руководителя администрации — ошибка.

Рекомендация. Возложите ответственность на главу администрации, а не на его заместителя.

МАКСИМ МИРОНКОВ, замначальника отдела экономики и инвестиций администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области