Очередное заседание Комитета ОКМО по сельскому хозяйству состоялось 14 июня и было посвящено теме «Развитие сельскохозяйственной кооперации: направления и механизмы». Дискуссию провел сопредседатель Комитета, академик РАН, врио руководителя Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова Александр Петриков.
Выступили замдиректора Департамента развития сельских территорий Минсельхоза России Рената Бибарсова, зампредседателя Комиссии ОП РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий Айгун Магомедов, президент и исполнительный директор Российской саморегулируемой организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов союз «Агроконтроль» Андрей Морозов и Галина Явкина, замначальника Управления – начальник отдела развития потребкооперации и мониторинга показателей малых форм хозяйствования Департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области Елена Петрякова, глава Ирбитского муниципального образования Свердловской области Алексей Никифоров, глава Скорняковского сельсовета Задонского района Липецкой области Любовь Король и другие.
Отмечено, что сельхозкооперация является важнейшим институтом сельской экономики и выполняет ряд экономических и социальных функций. Прежде всего, кооперация помогает малым формам хозяйствования, минуя различного рода посредников, приобретать производственные ресурсы и продавать продукцию. Во-вторых, кооперативы способствуют повышению занятости и доходов сельского населения. В-третьих, кооперация позволяет замедлить отток населения из сельских районов. В-четвертых, сельхозкооперативы, особенно перерабатывающие и сбытовые, увеличивают предложение на рынке, что не только замедляет продовольственную инфляцию, но и расширяет потребительский выбор. Особенно заметна роль кооперации в сохранении региональных продовольственных брендов.
По состоянию на 1 января 2019 года в стране зарегистрировано 3 768 сельскохозяйственных производственных кооператива (СПК), 5602 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК), в том числе 1235 перерабатывающих, 836 обслуживающих, 903 сбытовых, 379 снабженческих, 1024 кредитных, 1225 прочих.
В то же время кооперативное движение до сих пор не стало заметным игроком на российском рынке. Более того, в 2013–2018 годах количество производственных кооперативов уменьшилось с 5331 до 3768 единиц (на 29,3).
Участники пришли к выводу о том, что тому есть два взаимосвязанные причины: комплекс недоверия сельхозпроизводителей друг к другу и государству и низкий уровень информированности о действующих механизмах поддержки сельской кооперации.
В частности, Минсельхоз России приступил к реализации программы поддержки К(Ф)Х, по которой предоставляется грант в 3 млн рублей. Однако, если К(Ф)Х объявляет о своем намерении создать кооператив или вступить в уже действующий, то сумма гранта может возрасти до 4 млн рублей – с тем, чтобы до 1 млн рублей заявитель мог внести в фонд кооператива.
В то же время Минсельхоз и другие участники заседания отметили, что ключевая роль в развитии различных форм кооперации на селе принадлежит сельским органам местного самоуправления. Муниципалитеты могут выступить и информаторами, и медиаторами перед своими жителями. Кроме того, сельское поселение может привлечь дополнительную организационную, методическую, правовую и инвестиционную поддержку с районного и регионального уровней, что особенно актуально для создания новых производств переработки сельхозпродукции кооператива.
По итогам заседания был принят за основу проект Резолюции, в котором даны рекомендации по поддержке и стимулированию кооперативного движения в адрес Минэкономразвития России, Минсельхоза России, комитетов по финансовому рынку и по аграрным вопросам Госдумы ФС РФ, ассоциациям и союзам сельскохозяйственных кооперативов, региональным законодателям и органам местного самоуправления.
Как запустить механизмы сельхозкооперации?
19.06.2019
19.06.2019