Также в стране должна появиться площадка для обмена опытом внедрения технологий ИИ между властными структурами всех уровней, а у госслужащих — компетенции управления данными для искусственного интеллекта, применения больших фундаментальных моделей, внедрения инструментов ИИ для решения рабочих задач. Такие цели ставит Правительство в утвержденном стратегическом направлении в области цифровой трансформации госуправления до 2030 года.
В опубликованном на портале кабмина документе значатся и более приземленные задачи. Так, к концу 2024 года кабмин намерен довести количество пользователей портала госуслуг до 124 миллионов. К 2030 году здесь должны оказывать 100 государственных услуг в режиме онлайн с представлением результата в момент обращения. При этом все органы местного самоуправления, равно как и все государственные и муниципальные учреждения, к этому сроку перейдут на электронный документооборот.
Искусственный, но полезный
Целью стратегического направления Правительство называет обеспечение свободного, устойчивого, безопасного информационного взаимодействия между органами государственной власти, гражданами и бизнесом. К числу приоритетных задач также относятся выстраивание технологической независимости страны и безопасности критической информационной инфраструктуры.
Для их выполнения кабмин собирается использовать самые передовые технологии, в том числе искусственный интеллект, который поможет автоматизировать типовые процессы, выполняемые федеральными и региональными чиновниками, сократив время на выполнение рутинных задач и поиск достоверных решений. Для этого работникам властных структур придется пройти обучение, чтобы у них сформировались «компетенции управления данными для искусственного интеллекта, применения больших фундаментальных моделей, применения и внедрения инструментов искусственного интеллекта для решения рабочих задач».
Методически и нормативно внедрение искусственного интеллекта в государственном управлении Минцифры должно обеспечить в тесной спайке с Минфином, Минпромторгом и Минэкономразвития к 2030 году. Также в стране должна появиться площадка для обмена опытом внедрения технологий ИИ между властными структурами всех уровней. Сами же органы госвласти тоже должны активизироваться: приоритетом выделенного на цифровизацию их деятельности финансирования они должны поставить перед собой внедрение искусственного интеллекта.
Помимо ИИ, согласно стратегическому направлению, цифровой революции в сфере госуправления поспособствуют и технологии беспроводной связи, сбора, хранения и обработки больших данных, отраслевые цифровые технологии, в том числе технологии анализа данных и машинного обучения.
Все эти технические новшества будут применены для создания витрин данных федеральных органов исполнительной власти «и обеспечения передачи данных из различных систем в рамках оказания сервисов и услуг конечным потребителям». Кроме того, предполагается внедрять отчетность цифровых процессов госуправления, «в том числе прогноза данных, сформированных с применением элементов платформы машинного обучения».
Стопроцентный охват
Внедрение технологий ИИ и машинного обучения поможет создать в стране автоматизированный безопасный канал «Типовое автоматизированное рабочее место государственного служащего». Этот сервис обеспечит коммуникацию, проектную деятельность и автоматизацию типовых процессов для всех без исключения федеральных и региональных органов госвласти.
При этом все органы местного самоуправления, равно как и все государственные и муниципальные учреждения, к 2030 году перейдут на электронный документооборот, а российские организации бюджетной сферы федерального, регионального и муниципального уровней станут передавать данные бухгалтерского учета в единую технологическую платформу системы «Электронный бюджет». Здесь же госструктуры будут начислять и заработную плату.
Что касается юрлиц, то им в помощь стандартизируют 60 процентов электронных документов, оптимизировав их заполнение.
К концу 2024 года кабмин намерен довести до 124 миллионов количество пользователей портала госуслуг, которые уже через шесть лет смогут получать здесь 100 государственных услуг в режиме онлайн с представлением результата в момент обращения.