В настоящее время положения кодекса регулируют проведение органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок, ревизий, обследований по уже свершившимся фактам финансово-хозяйственной деятельности (последующий контроль). Законопроектом предусмотрено расширение методов финансового контроля, которое обосновано необходимостью идентифицировать риски, управлять ими для предупреждения нарушений. Это позволит формировать выводы и предложения о совершенствовании процесса управления общественными финансами в части повышения законности и эффективности использования.
К действующим методам государственного (муниципального) финансового контроля (проверка, ревизия и обследование) добавляются новые. Для органов контроля - анализ, для органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля - наблюдение, для федерального казначейства - бюджетный мониторинг в системе внутреннего государственного финансового контроля. Порядок и условия мониторинга будут установлены правительством, требования к соглашениям по вопросам взаимодействия федерального казначейства и объектов контроля - Минфином.
При выявлении нарушений в ходе анализа объекту контроля направляются предписания. В случае неустранения бюджетного нарушения органы контроля направляют уведомления о применении бюджетных мер принуждения. При выявлении рисков или признаков нарушений в ходе наблюдения формируется предостережение в адрес объекта контроля.
В случае принятия документ вступит в силу после официального опубликования, при этом положения закона о контрольном мониторинге вступят в силу с 1 января 2025 года.
С принятием законопроекта казначейство сможет следить за расходованием госсредств с 2025 года, для этого разработан новый инструмент при проведении аудиторской проверки участников бюджетного процесса - наблюдение, отметил член комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Алексей Говырин ("Единая Россия"). "Наблюдение даст возможность нового качественного анализа бюджетных операций в государственном секторе. По итогам наблюдения казначейство будет направлять предостережение, рекомендации и мотивированное мнение. То есть выявлять риски, признаки нарушений, в качестве предложения будет давать рекомендации, как повысить эффективность деятельности объекта контроля - органа или подведомственной организации в определенных направлениях", - отметил он.