Госзаказчик не вправе отклонять заявку из-за различий в кодах ОКПД 2, напомнила апелляция
Заказчик отклонил заявку участника закупки с ограничениями допуска, поскольку в реестровой записи был указан код ОКПД 2, который не совпадал с кодом в извещении.
Контролеры решили, что этого делать не следовало. Суды с ними согласились:
- по Закону N 44-ФЗ заказчик не вправе отклонять заявку из-за различий в кодах ОКПД 2, если продукция соответствует описанию объекта закупки. Код носит информационный характер и не описывает функциональные, технические и качественные характеристики;
- код ОКПД 2, который заказчик указал в извещении, не является единственно верным. Не факт, что товар с другим кодом не удовлетворит его потребности.
Подход разделяет и ВС РФ.
Документ: Постановление 15-го ААС от 14.10.2024 по делу N А32-22259/2024
Правила проведения запроса котировок и изменения госконтрактов: проект прошел первое чтение
Планируют, что с 1 января 2025 года заказчики на постоянной основе смогут:
- проводить электронный запрос котировок без ограничений по годовому объему таких закупок. Сейчас лимит снят до 31 декабря 2026 года;
- менять по соглашению условия отдельных контрактов с единственным поставщиком, например на работы по мобилизационной подготовке. Пока эта возможность действует до 31 декабря 2024 года.
Также хотят снизить с 3 лет до 1 года минимальный срок заключения федеральных контрактов, условия которых можно изменять по решению правительства из-за форс-мажора. Аналогичное новшество коснется региональных контрактов.
Возможность изменить условия контрактов из-за форс-мажора по спецнорме Закона N 44-ФЗ планируют отменить. Речь идет о сделках, которые заключили до 1 января 2025 года.
Документ: Проект Федерального закона N 722148-8
Заказчик по Закону N 223-ФЗ предъявил особые требования к товару - суды не нашли нарушений
Заказчик приобретал тренажер с ПО для обучения сотрудников навыкам оказания первой медпомощи. Контролеры посчитали, что он ограничил конкуренцию: под характеристики предмета закупки подходит модель товара конкретного производителя.
Три инстанции с ними не согласились:
- закупку проводили среди поставщиков, а не производителей продукции. В документации закрепили, что условие о конкретном товаре рекомендательное, а не обязательное. Участник мог предложить иную эквивалентную продукцию;
- для обоснования НМЦД методом анализа рынка заказчик использовал 3 коммерческих предложения разных поставщиков - потенциальных участников закупки, которые могли бы поставить товар;
- заказчик уже приобретал аналогичный товар не у производителя, а у поставщика по итогам другого тендера. Новая закупка той же продукции нужна для доукомплектования тренажерами персонала, который обучается только на них. Если закупить другие, то сотрудникам придется их осваивать. Это приведет к дополнительным финансовым и временным затратам.
Отметим, в практике можно встретить пример, когда при сходных обстоятельствах суды увидели ограничение конкуренции.
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 16.10.2024 по делу N А75-20434/2023
Централизованные госзакупки офисного софта для федеральных нужд будут отложены до конца 2025 года
До 31 декабря 2025 года Минцифры не будет проводить централизованные закупки офисного ПО и антивирусов для федеральных органов власти, подконтрольных правительству. Сейчас это полномочие приостановлено лишь до конца 2024 года.
Поправки вступят в силу 2 ноября 2024 года.
Документ: Постановление Правительства РФ от 24.10.2024 N 1432