Новости в системе закупок с 27 января по 31 января 2025

Освобождение от обеспечения при совместной закупке с неизвестным объемом у СМП: разъяснения Минфина

По мнению ведомства, участник совместной закупки с неизвестным объемом среди СМП и СОНКО освобождается от обеспечения контракта (в т.ч. с учетом антидемпинговых мер), если предоставит сведения об исполнении 3 контрактов.

Речь идет о контрактах, которые участник исполнил без штрафов и пеней в течение 3 лет до даты подачи заявки (без учета правопреемства). При этом сумма цен таких сделок должна быть не меньше суммы МЗЦК всех контрактов совместной закупки.

Документ: Письмо Минфина России от 28.11.2024 N 24-06-06/119249

Суд: расторжение сделки из-за недофинансирования не освобождает госзаказчика от возмещения убытков

Контракт на реконструкцию дороги расторгли досрочно в суде по инициативе заказчика из-за недофинансирования. Поскольку для обеспечения сделки подрядчик оформил независимую гарантию, он потребовал от заказчика компенсировать затраты на ее получение.

Первая и кассационная инстанции деньги взыскали:

- подрядчик надлежаще исполнил обязанность предоставить обеспечение, когда оформил гарантию. Он получил последнюю, чтобы заключить сделку, извлечь прибыль и возместить за счет нее в том числе расходы на оформление гарантии. Контракт он начал исполнять в срок. Его расторгли не по вине подрядчика, а из-за обстоятельств, за которые он не отвечал. Затраты остались некомпенсированными;

- спорные затраты нельзя считать предпринимательским риском, поскольку предоставление обеспечения - это требование Закона N 44-ФЗ;

- заказчик инициировал расторжение сделки. Он не принял мер по своевременному получению лимитов, что помешало исполнить контракт.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Документ: Определение ВС РФ от 15.01.2025 N 303-ЭС24-21810

Больше некоммерческих организаций будет применять Закон N 223-ФЗ: проект прошел первое чтение

По проекту автономные некоммерческие организации (АНО) и общественно полезные фонды станут проводить закупки по Закону N 223-ФЗ. Новшество коснется юрлиц, учредителями которых выступают РФ, регион или муниципалитет.

Положение о закупке утвердит:

для АНО - орган, выполняющий функции и полномочия учредителя, либо коллегиальный орган (если в уставе за ним закрепили такое полномочие);

для общественно полезного фонда - высший коллегиальный орган.

Правительство, а также федеральные, региональные и муниципальные органы власти смогут разрабатывать для таких заказчиков типовые положения о закупках.

Есть и другие изменения.

Планируют, что поправки заработают с 1 января 2027 года. Разместить в ЕИС положение о закупке разрешат до 1 апреля 2027 года. Тот, кто не успеет, будет применять Закон N 44-ФЗ, пока не загрузит документ в систему.

Документ: Проект Федерального закона N 783719-8

Штрафы за уклонение от многих проверок вырастут в несколько раз - изменения прошли первое чтение

Поправки коснутся тех, кто мешает провести либо завершить контрольно-надзорное мероприятие или, например, ввести спецрежим по Закону о госконтроле, а также осуществить проверку по Закону о защите прав юрлиц и ИП. По общему правилу должностное лицо заплатит от 10 тыс. до 20 тыс. руб., а компания - от 250 тыс. до 500 тыс. руб.

Пока штрафы от 5 тыс. до 10 тыс. руб. для первых и от 20 тыс. до 50 тыс. руб. для вторых.

За повторное нарушение должностному лицу назначат штраф от 20 тыс. до 50 тыс. руб. либо его дисквалифицируют на срок от 6 мес. до года. Денежная санкция для компании составит от 500 тыс. до 1 млн руб. Сейчас период дисквалификации тот же, а штраф для должностных лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. руб., для организаций - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Поправки к КоАП РФ могут вступить в силу через 10 календарных дней после опубликования закона.

Документы: Проект Федерального закона N 736449-8

Как проводят плановые проверки организаций (контрольно-надзорные мероприятия)

Как проводят внеплановые проверки организаций (контрольно-надзорные мероприятия)

По материалам системы КонсультантПлюс