Сбудутся ли прогнозы?
Ситуация на валютном и сырьевом рынках не позволяет делать точные и реалистичные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочный период. Происходит постоянная корректировка прогнозов Минэкономразвития, Минфина России, Всемирного банка и Центрального банка РФ.
Всемирный банк вернулся к своему апрельскому прогнозу падения российской экономики в 2015 г. в базовом сценарии - 3,8% после улучшения оценки в июне до 2,7%.
Менее оптимистично, чем в июне, банк оценил перспективы российской экономики в 2016 г. Если ранее он ожидал ее роста на 0,7% по сравнению с падением на 0,3%, прогнозировавшимся в апреле, то сейчас он вновь ждет падения на 0,6%. В 2017 г., по мнению экспертов банка, рост ВВП останется на уровне 1,5% (в июне ожидался рост на 2,5%). Инфляция ожидается на уровне 15,5% в 2015 г., 7,5% -в 2016 г. и 5% - в 2017 г. (34-й доклад об экономике России «Сложности адаптации и трансформации экономики», 1 октября 2015 г.).
Федеральный закон от 30.09.2015 № 273-ФЗ «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации"» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) направлен на оптимальное выстраивание бюджетного процесса в этих условиях. Этот закон создает правовые основания для организации бюджетного процесса в 2016 г.
Чем грозит отказ от среднесрочного планирования?
Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ до 1 января 2016 г. приостановлено действие норм Бюджетного кодекса РФ в отношении планового периода для бюджетов бюджетной системы, за исключением прогноза социально-экономического развития, основных направлений бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной и денежно-кредитной политики. Эта вынужденная мера означает отказ от среднесрочного бюджетного планирования в ближайшей перспективе.
В то же время среднесрочное бюджетное планирование - это связующее звено между приоритетами социально-экономического развития субъекта РФ и муниципального образования и проводимой бюджетной политикой. Оно должно обеспечивать ее предсказуемость, прозрачность и преемственность.
В рамках бюджетной реформы 2008 г. Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» предусматривалось стимулирование органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления к эффективному и ответственному управлению региональными и муниципальными финансами. В этих целях Бюджетным кодексом РФ (далее - БК РФ) введена организация бюджетного процесса на основе расходных обязательств соответствующего публично-правового образования и переход всех бюджетов бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, формированию бюджетов на трехлетний период. Этот метод позволил планировать крупные проекты, установил, что планирование расходов должно происходить на основе разделения действующих и принимаемых обязательств.
Последствия принятия Федерального закона № 273-ФЗ
Важность своевременного предоставления регионам межбюджетных трансфертов трудно переоценить.
Например, в Федеральном законе от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» для повышения качества финансовых взаимоотношений с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами планировалось проиндексировать дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности территорий, скорректировать подходы к предоставлению межбюджетных субсидий, в т. ч. отменить уровень софинансирования, и определять объем обязательств регионального бюджета исходя из необходимости достижения установленных соглашением значений показателей результативности использования субсидии.
Однако предусмотренный Федеральным законом № 273-ФЗ перенос срока внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2016 г. с 1 октября на 25 октября 2015 г. повлек за собой перенос сроков рассмотрения и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. Это оказало негативное влияние на формирование и принятие бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов.
Федеральным законом № 273-ФЗ созданы также правовые основания:
- для определения законом субъекта РФ (муниципальным правовым актом) сроков внесения проектов бюджета субъекта РФ (местного бюджета) и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в законодательный (представительный) орган;
- самостоятельного принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решения о внесении проекта бюджетного прогноза на долгосрочный период одновременно с проектом бюджета субъекта РФ (местного бюджета).
Для представительного органа муниципального образования в случае утверждения им местного бюджета на 2016 г. предусматривается право принятия решения о разработке и утверждении местной администрацией среднесрочного финансового плана муниципального образования.
Предоставление права органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно утверждать некоторые параметры бюджетного процесса позволит органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления принимать оптимальные для своих территорий решения.
Изменения коснулись вопросов исполнения бюджетов. Например, при исполнении федерального бюджета в 2016 г. изменения в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями Правительства РФ после предварительного рассмотрения трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений могут быть внесены:
- в случае перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере науки, образования, культуры, здравоохранения и социального обеспечения в целях реализации решений Президента РФ по повышению оплаты труда отдельных категорий работников;
- в связи с увеличением бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ местным бюджетам сверх установленного объема бюджетных ассигнований в пределах поступлений по возврату данных бюджетных кредитов;
- в случае перераспределения бюджетных ассигнований, выделенных на субсидии бюджетам субъектов РФ на предоставление дотаций в связи с отсутствием на 1 мая 2016 г. акта Правительства РФ, устанавливающего распределение субсидий между бюджетами субъектов РФ, и (или) отсутствием на 15 августа 2016 г. заключенных соглашений между главными распорядителями средств федерального бюджета, осуществляющими предоставление субсидий, и органами государственной власти соответствующих субъектов РФ - получателями субсидий. Данный механизм перераспределения своевременно неиспользованных бюджетных средств будет действовать до конца 2016 г.
Бюджетные кредиты: что изменилось
Бюджетный кредит может быть предоставлен субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете (ст. 93.2 БК РФ).
Сегодня практика бюджетного кредитования значительно расширена.
ДЛЯ СПРАВКИ:
В Федеральном законе от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» для сокращения уровня долговой нагрузки региональных и местных бюджетов предусмотрены нормы, направленные на замещение коммерческих кредитов, взятых субъектами РФ и муниципальными образованиями, бюджетными кредитами из федерального бюджета.
Из-за значительного объема долговых обязательств субъектов РФ предоставление им бюджетных кредитов имеет важное значение.
ДЛЯ СПРАВКИ:
Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова, выступая с докладом 23 сентября 2015 г., отметила тенденцию увеличения государственного долга регионов, которая наблюдается с 2012 г. На 1 сентября 2015 г. он составил 2,116 трлн руб. Если раньше рост долга происходил за счет коммерческих кредитов, то теперь задолженность увеличивается из-за бюджетных заимствований. На доходную базу регионов повлияло решение о создании консолидированных групп налогоплательщиков. На практике это привело к перераспределению доходов между субъектами РФ.
Для помощи регионам Федеральным законом № 273-ФЗ предусматривается увеличение сроков предоставления бюджетам субъектов РФ кредитов из федерального бюджета с 3 до 5 лет. Кроме того, Правительству РФ было рекомендовано подготовить предложения по пересмотру подходов к заключению соглашений с регионами по предоставлению бюджетных кредитов исходя из обеспечения их доступности и внести их на рассмотрение трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений (постановление Государственной Думы «О проекте федерального закона № 812432-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"»).
Предельный объем долга может превысить ограничения
Федеральным законом № 273-ФЗ продлевается до 1 января 2018 г. срок действия нормы, устанавливающей, что предельный объем государственного долга субъекта РФ (муниципального долга) может превысить ограничения, установленные БК РФ.
Такие ограничения установлены в целях эффективного расходования бюджетных средств. Одно из них гласит: предельный объем государственного долга субъекта РФ (муниципального долга) на очередной финансовый год и каждый год планового периода устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в рамках определенных ограничений. По общему правилу предельный объем государственного долга субъекта РФ не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (ст. 107 БК РФ).
До 1 января 2018 г. предельный объем государственного долга субъекта РФ (муниципального долга) может превысить ограничения, установленные пп. 2 и 3 ст. 107 БК РФ, в пределах объема государственного долга субъекта РФ (муниципального долга) по бюджетным кредитам по состоянию на 1 января текущего года и (или) в случае утверждения законом субъекта РФ (нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования) о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ (местного бюджета) бюджетных кредитов, привлекаемых в текущем финансовом году в бюджет субъекта РФ (местный бюджет) от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - в пределах указанных кредитов (Федеральный закон № 273-ФЗ).
О внесении изменений в законодательство в связи с реализацией Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год»
Правовое регулирование процесса, введенное Федеральным законом № 273-ФЗ, оказалось недостаточным для эффективного бюджетного планирования с применением однолетнего бюджета. Поэтому в целях реализации поручений Президента РФ по итогам совещания 22 сентября 2015 г. по вопросам подготовки федерального бюджета на 2016 г. и выполнения социальных обязательств государства, реализации программ импортозамещения, поддержки экспорта за счет мобилизации внутренних резервов бюджета был подготовлен и принят Федеральный закон от 03.11.2015 № 301-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год"» (далее - Федеральный закон № 301-ФЗ).
Данным законом до 1 января 2016 г. приостановлено действие ряда норм БК РФ (п. 2 ст. 53, п. 2 ст. 59, п. 2 ст. 64 и п. 2 ст. 1741). В соответствии с этими нормами федеральные законы, законы субъектов РФ, муниципальные правовые акты, предусматривающие изменения законодательства о налогах и сборах и (или) приводящие к изменению доходов бюджетов, должны быть приняты до внесения в законодательный (представительный) орган проекта закона (решения) о бюджете. Данное положение позволило одновременно с проектами бюджетов внести изменения в законы субъектов РФ о налогах (нормативные правовые акты о местных налогах и сборах), а также законы (решения), регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Это послужило укреплению доходной базы бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов).
В бюджеты субъектов РФ - городов федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь будут зачисляться не только налоговые доходы:
- от федеральных налогов и сборов;
- налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих в соответствии с БК РФ зачислению в местные бюджеты и бюджеты субъектов РФ (п. 3 ст. 56 БК РФ в ред. Федерального закона от 22.10.2014 № 311-ФЗ);
но также доходы:
- от торгового сбора, подлежащего уплате на территориях этих субъектов РФ (Федеральный закон № 301 - ФЗ). Это усилит тенденцию централизации налоговых доходов и концентрации их в бюджетах субъектов РФ, а не в местных бюджетах. Предусматривается направление остатков средств федерального бюджета, образовавшихся на начало 2016 г., на увеличение объемов, установленных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год» (Федерального закона № 301-ФЗ);
- зарезервированных в федеральном бюджете на 2016 г. бюджетных ассигнований на реализацию дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, социальной поддержке граждан, поддержке бюджетов субъектов РФ и оказанию гуманитарной помощи населению иностранных государств в объеме до 150,0 млрд руб.;
- бюджетных ассигнований на предоставление бюджетам субъектов РФ субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение;
- зарезервированных в федеральном бюджете на 2016 г. бюджетных ассигнований на реализацию решений Президента РФ и Правительства РФ по обеспечению отдельных мероприятий в сфере национальной обороны, национальной безопасности, исследований и использования космического пространства и правоохранительной деятельности в пределах остатка средств, зарезервированных на указанные цели в 2015 г.
Эта норма расширяет возможности использования зарезервированных бюджетных средств с направлением их в т. ч. на поддержку регионов и муниципалитетов.
Изменения, внесенные в Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», предусматривают в случае недостижения бюджетными и автономными учреждениями показателей, установленных государственным (муниципальным) заданием, возврат ими в бюджет средств в объеме, соответствующем недостигнутым показателям.
При этом федеральными, региональными, муниципальными правовыми актами может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания соответствующими автономными учреждениями в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного (муниципального) задания. Такой же механизм возврата субсидий предусмотрен для федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъекта РФ, муниципальных бюджетных учреждений. Эти меры не будут в полной мере способствовать повышению эффективности использования бюджетных средств.
Правительству РФ поручено обеспечить планирование главными распорядителями бюджетных средств бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг. с учетом неиспользованных на 1 января 2016 г. остатков средств на счетах подведомственных им учреждений (подп. «д» п. 1 Перечня поручений Президента РФ по повышению эффективности использования бюджетных средств от 18 августа 2015 г.).
Результаты проведенных Счетной палатой РФ контрольных и экспертно-аналитических мероприятий показывают, что эта работа в настоящее время не проведена. Вместо этого устанавливается необходимость возврата указанных остатков.
ДЛЯ СПРАВКИ:
В своем заключении по Федеральному закону № 301 -ФЗ Счетная палата РФ отмечала негативную тенденцию роста неиспользованных остатков на счетах бюджетных и автономных учреждений, счетах Федерального казначейства. Остатки средств по субсидиям:
- на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по состоянию на 1 января 2013 г. - 17,4 млрд руб., на 1 января 2014 г. - 29,8 млрд руб., на 1 января 2015 г,- 36,1 млрд руб., на 1 июля 2015г.-116,0 млрд руб.;
- на иные цели по состоянию на 1 января 2013 г. -19,7 млрд руб., на 1 января 2014 г. -32,7 млрд руб., на 1 января 2015 г.- 65,0 млрд руб., на 1 июля 2015 г.-112,0 млрд руб.
Формирование таких значительных остатков указывает на необходимость более точного прогнозирования главными распорядителями бюджетных средств объемов средств на выполнение подведомственными учреждениями государственных и муниципальных заданий.
Счетная палата РФ полагает, что предложенный Правительством РФ и установленный в Федеральном законе № 301-ФЗ подход к использованию остатков средств бюджетных и автономных учреждений не учитывает отраслевые особенности ряда учреждений и может создать риски неосуществления учреждениями своей уставной деятельности в начале очередного финансового года.
Таковы основные изменения, внесенные в бюджетное и иное законодательство, в соответствии с которыми будет осуществляться бюджетный процесс в регионах и муниципалитетах.
«Бюджетное правило в 2016 г. работать не будет» - А. Силуанов
«Действие бюджетного правила в 2016 г. будет приостановлено. В 2017 г. оно вновь начнет действовать, но в модифицированном виде», - заявил глава Минфина России Антон Силуанов.
«Безусловно, лучшей практикой подготовки бюджетов является понятное и прозрачное формирование параметров для всех участников бюджетного процесса, а также для граждан и инвесторов. Безусловно, мы подготовим в следующем бюджетном цикле порядок определения расходов, который будет закреплен законодательно. Прогнозируемость и понятность для всех участников бюджета при его формировании - безусловно, это одна из наших задач. Мы такие предложения в следующем бюджетном цикле подготовим. Да, конечно, оно (правило) будет модифицировано, мы будем исходить из тех возможностей, которые у нас будут в очередном бюджетном цикле», - подчеркнул министр.
Правительство РФ временно отказалось от планирования бюджета на трехлетний период в связи со сложностью прогнозирования основных макроэкономических показателей, которые ложатся в основу бюджета.
Бюджет Российской Федерации, по сообщению председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, с учетом изменившейся экономической ситуации может быть сформирован на один год, но это не означает, что Правительство и депутаты отказываются от горизонта трехлетнего планирования. «Речь идет об оптимальном выстраивании бюджетного процесса в экстраординарных условиях, в которых сегодня находится мировая экономика. В условиях, когда нефть в течение трех дней может упасть на 20%, потом снова вырасти, потом снова упасть, говорить о точности прогноза достаточно сложно», - подчеркнул А. Макаров. «Прогнозировать доходы бюджета на трехлетку - бесперспективно. Необходимо сосредоточиться на бюджете одного года», - пояснил депутат.