Как стать лучшим в работе с предпринимателями

Тип: статья

Инвестиционные паспорта муниципальных образований — явление до­вольно распространенное. Чем же так понравился сообществу предприни­мателей паспорт Сурского района? На самом деле в районе разработан не один инвестиционный паспорт, а несколько, причем в разных форматах (это и таблицы, и презентации). Эти материалы регулярно обновляются, а кроме того, у района есть общий паспорт (он называется инвестиционным атласом) и специализированный по ЖКХ (предназначен для привлечения инвесторов конкретно в эту сферу).

Помимо сведений о «паспортизации» Сурского района в Атласе муници­пальных практик даны обзоры опыта Миасского городского округа Челя­бинской области, Борского района Нижегородской области, Балаковского района Саратовской области и общий краткий обзор практик муниципаль­ных образований Ленинградской области. Изучив эти материалы, состави­тели Атласа разработали рекомендации, которые считают применимыми во всех муниципальных образованиях.

Рекомендации по составлению инвестиционного паспорта:

1. Инвестиционный паспорт представляет собой комплексный информа­ционный бюллетень, содержащий следующую информацию:

  • общая информация о муниципальном образовании;
  • параметры социально-экономического развития муниципального обра­зования;
  • нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятель­ность в муниципальном образовании;
  • перечень объектов инфраструктуры для осуществления инвестицион­ной деятельности;
  • перечень и описание свободных земельных участков для осуществления инвестиционной деятельности;
  • ключевые реализуемые инвестиционные проекты (реестр реализуемыхинвестиционных проектов);
  • контактная информация органов власти и местного самоуправления, а также организаций, участвующих в инвестиционном процессе.

2.      При разработке инвестиционного паспорта рекомендуется исходить из следующих принципов:

  • инвестиционный паспорт должен быть ориентирован на конкретную аудиторию — потенциальных инвесторов (его цель — не просто освещать ситуацию, а содействовать привлечению инвестиций);
  • при изложении следует соблюдать баланс фактов и комментариев;
  • информация должна излагаться ясным, доступным языком (следует повозможности избегать узкоспециальной или сугубо научной лексики, а в тех случаях, когда подобные термины необходимы, их значение целе­сообразно пояснять).

Инвестиционный паспорт муниципального образования может быть разработан как на русском языке, так и переведен на иностранные языки и языки национальных республик субъектов Российской Федерации.

Представленную в инвестиционном паспорте информацию целесооб­разно поддерживать в актуальном состоянии.

Инвестиционный паспорт муниципального образования целесообразно опубликовать в местных печатных СМИ и разместить на официальном интер­нет-ресурсе об инвестиционной деятельности в муниципальном образовании.

Рекомендуется также тиражирование инвестиционного паспорта на бумажном носителе для распространения на специализированных меропри­ятиях (к примеру, выставках) с участием инвесторов.

Ежегодное инвестиционное послание также содержит информацию для инвестора и увязано с муниципальной политикой развития. Оно показыва­ет, как муниципалитет видит себя в сложившейся экономической ситуации и в обозримом будущем, какие ставит для себя задачи и какого инвестора он ожидает. Составители Атласа рассматривают инвестиционное послание как еще один механизм (в дополнение к инвестиционному паспорту) для привлечения внимания инвесторов, включая инвесторов из числа предпри­нимателей своей территории.

Рекомендации по выпуску ежегодного инвестиционного послания главы муниципального образования:

1. Послание об инвестиционном климате в муниципальном образовании адресуется органам местного самоуправления, инвесторам, предпринимате­лям и лицам, проживающим на территории муниципального образования.

Инвестиционное послание может быть как отдельным документом, так и частью ежегодного послания главы муниципального образования.

В инвестиционном послании рекомендуется отражать:

  • показатели инвестиционной активности муниципального образования за прошедший период (в том числе объем и динамику привлеченных инвестиций, количество созданных высокопроизводительных рабочих мест,
  • финансово-экономические показатели реализации инвестиционных про­ектов);
  • основные направления и приоритеты в сфере привлечения инвести­ций;
  • меры поддержки, которые администрация муниципального образова­ния готова предложить существующим и потенциальным инвесторам (в том числе меры поддержки, реализуемые в муниципальном образова­нии совместно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации).

4.      Вместе с размещением инвестиционного послания в официальных пе­чатных СМИ и на интернет-ресурсе об инвестиционной деятельности в му­ниципальном образовании рекомендуется публичное выступление главы муниципального образования перед представителями бизнес-сообщества.

Как показывает областной рейтинг социально-экономического раз­вития муниципальных образований (учитываются муниципальные рай­оны и городские округа), Сурский район далеко не самый передовой муниципалитет области — он занимает четырнадцатое место. Тем не менее составители Атласа включили район в число лучших по взаимо­действию с предпринимателями. И не без оснований.

Одной из своих наиболее важных задач администрация Сурского района считает привлечение инвестиций в экономику. Решать ее, как уверены власти района, следует в рамках реализации Стратегии соци­ально-экономического развития района на период до 2020 года «путем формирования целенаправленной и комплексной инвестиционной по­литики».

Среди привлекательных для инвесторов факторов называют про­хождение через территорию федеральной трассы «Ульяновск — Са­ранск» (до Ульяновска — 122 км), наличие развитой транспортной сети, разведанных месторождений строительного и силикатного песка, гли­ны, фосфоритов и торфа, наличие лесного фонда (24% территории рай­она). Однако очевидно, что эти факторы не являются определяющими.

Основу инвестиционной привлекательности района создает систем­ная политика его властей. В 2014 году глава администрации района выпустил свое инвестиционное послание, в котором определил основ­ные направления для внешних инвестиций в экономику района (обраба­тывающее производство, сельское хозяйство, производство продуктов питания), дал установку муниципалам и бизнесу на совместную работу:

  • Цель моего послания — довести до всех основные направления деятельно­сти администрации муниципального образования по формированию благо­приятного инвестиционного климата в муниципальном образовании в 2014 году. Сегодня экономика мира и России переживает далеко не лучшие времена. Нам предрекают и падение темпов экономического роста, и сокра­щение бюджетов. Но именно в этот период, несмотря на трудности, нача­лась работа по созданию и стимулированию точек роста.

Для улучшения инвестклимата принята муниципальная программа «Формирование благоприятного инвестиционного климата в МО "Сурский район"» на 2014 — 2018 годы. Она включает в себя две подпрог­раммы: «Развитие инвестиционной привлекательности муниципально­го образования "Сурский район"» и «Развитие малого и среднего предпринимательства в Сурском районе» на 2014 — 2018 годы.

В целях привлечения инвесторов район ведет реестры инвестици­онных проектов и инвестиционных площадок, а также муниципально­го имущества района, предоставляемого в аренду предпринимателям. В программе определено, что работой по формированию благоприят­ного инвестиционного климата должны быть охвачены все поселения, все населенные пункты района. С этой целью была проведена подроб­ная инвентаризация недвижимого имущества и земельных ресурсов, находящихся как в районной, так и в поселенческой собственности. Выявленные свободные и бесхозяйные объекты включены в реестр инвестиционных площадок, представлены в инвестиционных паспор­тах и инвестиционном атласе. Все площадки подробно описаны, ин­формацию сопровождают живописные пейзажные фотографии — район старается показать себя и с эстетической стороны. Более строгая ин­формация об инвестиционном потенциале района размещена на от­дельной странице официального сайта, дополнительно сведения об ин­вестиционных площадках доступны на инвестиционной карте Ульяновской области и сайте регионального центра поддержки и со­провождения предпринимательства.

Для привлечения инвесторов в ЖКХ район разработал отдельный инвестиционный паспорт по этому направлению. В нем представлены:

  • краткая характеристика района (административная структура с указанием населенных пунктов, географические и климатические условия, численность населения с указанием количества работоспо­собного, сельского, занятого в экономике и уровня безработицы, структура занятости по отраслям);
  • инженерная инфраструктура (водоснабжение и водоотведение с указанием технических характеристик объектов, электроснабже­ние с указанием мощности сетей и электроснабжающих организа­ций, газоснабжение с реестром внутрипоселковых газопроводов и кратким изложением программы газификации на 2014 — 2016 годы, теплоснабжение с техническими характеристиками котельных);
  • основные показатели ТЭК (топливно-энергетическая характери­стика, показатели работы ресурсоснабжающей организации, учреж­дения бюджетной сферы с характеристиками энергопотребления);
  • оценка потенциала энергосбережения и повышения энергети­ческой эффективности  (информация о проведении обязательных энергетических обследований, оснащенность приборами учета ис­пользуемых ресурсов);
  • перспективы развития ЖКХ (перечень мероприятий по строи­тельству, реконструкции и модернизации объектов);
  • меры государственной поддержки инвестиционной деятельнос­ти (в соответствии с действующими областными и муниципальными НПА).

В 2014 году район вышел на последний этап внедрения Десяти стан­дартов деятельности органов местного самоуправления Ульяновской области по обеспечению благоприятного делового климата, принял рег­ламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одно­го окна». Совместно с институтами развития области Сурский район принимает планы взаимодействия на предстоящий год, в которые вклю­чает конкретные мероприятия по привлечению инвесторов на конк­ретные инвестиционные площадки или в отрасли, приоритетные для развития муниципальной экономики.

В течение 2012 — 2013 годов в районе изменился характер инвести­ций: увеличилась доля вложений малого бизнеса в создание и развитие предприятий по производству облицовочной и тротуарной плитки, глу­бокой лесопереработке, строительству и реконструкции торговых цен­тров, станций техобслуживания, в развитие туристической и культур-но-досуговой инфраструктуры.

В 2013 — 2014 годах перед районом встала новая проблема: инвестора надо не только найти, но еще и удержать. Меры по удержанию инвесто­ров на этапах определения и подготовки площадки включены в планы взаимодействия района с кредитными организациями и иными институ­тами развития Ульяновской области. Дополнительно в октябре 2014 года глава администрации района издал постановление «О некоторых мерах по повышению качества регуляторной среды для бизнеса». Документом создается персональная ответственность каждого служащего органов местного самоуправления и муниципальных учреждений за соблюдение прав предпринимателей. По каждому факту нарушений прав и закон­ных интересов предпринимателей, выявленному контрольно-надзорны­ми органами, судами или уполномоченным по защите прав предприни­мателей в Ульяновской области должна быть проведена служебная проверка. Если проверкой подтверждается факт неисполнения или не­надлежащего исполнения муниципальными служащими по их вине воз­ложенных на них служебных обязанностей, применяется весь спектр дисциплинарных взысканий, предусмотренный в Федеральном законе № 25. В случае наложения на администрацию штрафов или иных взыс­каний в связи с нарушением прав предпринимателей постановлением предписано предъявлять регрессные иски к провинившимся.

В результате реализованы очень значимые для района проекты:

  • предприятие по развитию животноводства и растениеводства ООО «Агро-Гулюшево» (объем инвестиций — 1 млрд руб.; создано 50 рабочих мест);
  • комплекс по переработке бобовых и зерновых культур и произ­водству готовых завтраков методом экструзии (объем инвестиций —75 млн руб.; создано 42 рабочих места);
  • прудовое рыбное хозяйство (1 млн руб.; 5 рабочих мест);
  • животноводческий комплекс (80 млн руб.; 25 рабочих мест);
  • автостоянка с торговым комплексом (15 млн руб.; 15 рабочих мест);
  • усадебно-туристический комплекс «Паркинское»  (13 млн руб.; 20 рабочих мест).

По программе развития малого и среднего бизнеса с 2010 года пре­доставлено более двадцати грантов жителям и юридическим лицам рай­она на развитие собственного дела. Среди получателей — ООО «Астрадамовский пищекомбинат», который строит и оборудует цеха по переработке овощей и фруктов собственного и местного производства (объем инвестиций — 3,4 млн руб., из них 1 млн руб. составляют сред­ства гранта; создано 33 рабочих места).

Поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется по четырем направлениям:

  • финансовое, в том числе предоставление субсидий (грантов) на­чинающим субъектам малого и среднего предпринимательства;
  • административное — устранение причин, препятствующих раз­витию предпринимательства в районе;
  • правовое — совершенствование законодательной базы района, регулирующей деятельность в сфере малого и среднего предприни­мательства;
  • имущественное — формирование земельных участков, выделе­ние помещений в аренду, продажа пустующих зданий для организа­ции деятельности малых и средних предпринимателей; также со­здан районный залоговый фонд.

Есть и пятое направление поддержки бизнеса — имиджево-презентационное. Район старается участвовать во всех выставках и ярмарках, форумах, конференциях и иных мероприятиях, где может представить свои условия и предложения потенциальным инвесторам, а потенциаль­ным покупателям — продукцию и услуги своих производителей.

Кроме того, созданы координационный совет и общественный совет предпринимателей Сурского района по развитию малого и среднего предпринимательства, межведомственная комиссия по устранению ад­министративных барьеров при осуществлении предпринимательской де­ятельности на территории района, рабочая группа по комплексному раз­витию территории и повышению инвестиционного потенциала района. В 2014 году во всех сельских муниципалитетах области сократилось поголовье скота на сельхозпредприятиях, но темпы снижения поголо­вья скота в Сурском районе были ниже средних по области. В 2014 году район вышел на первое место по объему инвестиций в основной капи­тал из всех источников финансирования — 141 млн руб. (что составля­ет 368% к уровню 2013 года), 52% из них — частные инвестиции в сель-хозпроизводство. Было создано 353 новых рабочих места.

по материалам журнала "Муниципальная Россия"