Инвестиционные паспорта муниципальных образований — явление довольно распространенное. Чем же так понравился сообществу предпринимателей паспорт Сурского района? На самом деле в районе разработан не один инвестиционный паспорт, а несколько, причем в разных форматах (это и таблицы, и презентации). Эти материалы регулярно обновляются, а кроме того, у района есть общий паспорт (он называется инвестиционным атласом) и специализированный по ЖКХ (предназначен для привлечения инвесторов конкретно в эту сферу).
Помимо сведений о «паспортизации» Сурского района в Атласе муниципальных практик даны обзоры опыта Миасского городского округа Челябинской области, Борского района Нижегородской области, Балаковского района Саратовской области и общий краткий обзор практик муниципальных образований Ленинградской области. Изучив эти материалы, составители Атласа разработали рекомендации, которые считают применимыми во всех муниципальных образованиях.
Рекомендации по составлению инвестиционного паспорта:
1. Инвестиционный паспорт представляет собой комплексный информационный бюллетень, содержащий следующую информацию:
- общая информация о муниципальном образовании;
- параметры социально-экономического развития муниципального образования;
- нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность в муниципальном образовании;
- перечень объектов инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности;
- перечень и описание свободных земельных участков для осуществления инвестиционной деятельности;
- ключевые реализуемые инвестиционные проекты (реестр реализуемыхинвестиционных проектов);
- контактная информация органов власти и местного самоуправления, а также организаций, участвующих в инвестиционном процессе.
2. При разработке инвестиционного паспорта рекомендуется исходить из следующих принципов:
- инвестиционный паспорт должен быть ориентирован на конкретную аудиторию — потенциальных инвесторов (его цель — не просто освещать ситуацию, а содействовать привлечению инвестиций);
- при изложении следует соблюдать баланс фактов и комментариев;
- информация должна излагаться ясным, доступным языком (следует повозможности избегать узкоспециальной или сугубо научной лексики, а в тех случаях, когда подобные термины необходимы, их значение целесообразно пояснять).
Инвестиционный паспорт муниципального образования может быть разработан как на русском языке, так и переведен на иностранные языки и языки национальных республик субъектов Российской Федерации.
Представленную в инвестиционном паспорте информацию целесообразно поддерживать в актуальном состоянии.
Инвестиционный паспорт муниципального образования целесообразно опубликовать в местных печатных СМИ и разместить на официальном интернет-ресурсе об инвестиционной деятельности в муниципальном образовании.
Рекомендуется также тиражирование инвестиционного паспорта на бумажном носителе для распространения на специализированных мероприятиях (к примеру, выставках) с участием инвесторов.
Ежегодное инвестиционное послание также содержит информацию для инвестора и увязано с муниципальной политикой развития. Оно показывает, как муниципалитет видит себя в сложившейся экономической ситуации и в обозримом будущем, какие ставит для себя задачи и какого инвестора он ожидает. Составители Атласа рассматривают инвестиционное послание как еще один механизм (в дополнение к инвестиционному паспорту) для привлечения внимания инвесторов, включая инвесторов из числа предпринимателей своей территории.
Рекомендации по выпуску ежегодного инвестиционного послания главы муниципального образования:
1. Послание об инвестиционном климате в муниципальном образовании адресуется органам местного самоуправления, инвесторам, предпринимателям и лицам, проживающим на территории муниципального образования.
Инвестиционное послание может быть как отдельным документом, так и частью ежегодного послания главы муниципального образования.
В инвестиционном послании рекомендуется отражать:
- показатели инвестиционной активности муниципального образования за прошедший период (в том числе объем и динамику привлеченных инвестиций, количество созданных высокопроизводительных рабочих мест,
- финансово-экономические показатели реализации инвестиционных проектов);
- основные направления и приоритеты в сфере привлечения инвестиций;
- меры поддержки, которые администрация муниципального образования готова предложить существующим и потенциальным инвесторам (в том числе меры поддержки, реализуемые в муниципальном образовании совместно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации).
4. Вместе с размещением инвестиционного послания в официальных печатных СМИ и на интернет-ресурсе об инвестиционной деятельности в муниципальном образовании рекомендуется публичное выступление главы муниципального образования перед представителями бизнес-сообщества.
Как показывает областной рейтинг социально-экономического развития муниципальных образований (учитываются муниципальные районы и городские округа), Сурский район далеко не самый передовой муниципалитет области — он занимает четырнадцатое место. Тем не менее составители Атласа включили район в число лучших по взаимодействию с предпринимателями. И не без оснований.
Одной из своих наиболее важных задач администрация Сурского района считает привлечение инвестиций в экономику. Решать ее, как уверены власти района, следует в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития района на период до 2020 года «путем формирования целенаправленной и комплексной инвестиционной политики».
Среди привлекательных для инвесторов факторов называют прохождение через территорию федеральной трассы «Ульяновск — Саранск» (до Ульяновска — 122 км), наличие развитой транспортной сети, разведанных месторождений строительного и силикатного песка, глины, фосфоритов и торфа, наличие лесного фонда (24% территории района). Однако очевидно, что эти факторы не являются определяющими.
Основу инвестиционной привлекательности района создает системная политика его властей. В 2014 году глава администрации района выпустил свое инвестиционное послание, в котором определил основные направления для внешних инвестиций в экономику района (обрабатывающее производство, сельское хозяйство, производство продуктов питания), дал установку муниципалам и бизнесу на совместную работу:
- Цель моего послания — довести до всех основные направления деятельности администрации муниципального образования по формированию благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании в 2014 году. Сегодня экономика мира и России переживает далеко не лучшие времена. Нам предрекают и падение темпов экономического роста, и сокращение бюджетов. Но именно в этот период, несмотря на трудности, началась работа по созданию и стимулированию точек роста.
Для улучшения инвестклимата принята муниципальная программа «Формирование благоприятного инвестиционного климата в МО "Сурский район"» на 2014 — 2018 годы. Она включает в себя две подпрограммы: «Развитие инвестиционной привлекательности муниципального образования "Сурский район"» и «Развитие малого и среднего предпринимательства в Сурском районе» на 2014 — 2018 годы.
В целях привлечения инвесторов район ведет реестры инвестиционных проектов и инвестиционных площадок, а также муниципального имущества района, предоставляемого в аренду предпринимателям. В программе определено, что работой по формированию благоприятного инвестиционного климата должны быть охвачены все поселения, все населенные пункты района. С этой целью была проведена подробная инвентаризация недвижимого имущества и земельных ресурсов, находящихся как в районной, так и в поселенческой собственности. Выявленные свободные и бесхозяйные объекты включены в реестр инвестиционных площадок, представлены в инвестиционных паспортах и инвестиционном атласе. Все площадки подробно описаны, информацию сопровождают живописные пейзажные фотографии — район старается показать себя и с эстетической стороны. Более строгая информация об инвестиционном потенциале района размещена на отдельной странице официального сайта, дополнительно сведения об инвестиционных площадках доступны на инвестиционной карте Ульяновской области и сайте регионального центра поддержки и сопровождения предпринимательства.
Для привлечения инвесторов в ЖКХ район разработал отдельный инвестиционный паспорт по этому направлению. В нем представлены:
- краткая характеристика района (административная структура с указанием населенных пунктов, географические и климатические условия, численность населения с указанием количества работоспособного, сельского, занятого в экономике и уровня безработицы, структура занятости по отраслям);
- инженерная инфраструктура (водоснабжение и водоотведение с указанием технических характеристик объектов, электроснабжение с указанием мощности сетей и электроснабжающих организаций, газоснабжение с реестром внутрипоселковых газопроводов и кратким изложением программы газификации на 2014 — 2016 годы, теплоснабжение с техническими характеристиками котельных);
- основные показатели ТЭК (топливно-энергетическая характеристика, показатели работы ресурсоснабжающей организации, учреждения бюджетной сферы с характеристиками энергопотребления);
- оценка потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности (информация о проведении обязательных энергетических обследований, оснащенность приборами учета используемых ресурсов);
- перспективы развития ЖКХ (перечень мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов);
- меры государственной поддержки инвестиционной деятельности (в соответствии с действующими областными и муниципальными НПА).
В 2014 году район вышел на последний этап внедрения Десяти стандартов деятельности органов местного самоуправления Ульяновской области по обеспечению благоприятного делового климата, принял регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна». Совместно с институтами развития области Сурский район принимает планы взаимодействия на предстоящий год, в которые включает конкретные мероприятия по привлечению инвесторов на конкретные инвестиционные площадки или в отрасли, приоритетные для развития муниципальной экономики.
В течение 2012 — 2013 годов в районе изменился характер инвестиций: увеличилась доля вложений малого бизнеса в создание и развитие предприятий по производству облицовочной и тротуарной плитки, глубокой лесопереработке, строительству и реконструкции торговых центров, станций техобслуживания, в развитие туристической и культур-но-досуговой инфраструктуры.
В 2013 — 2014 годах перед районом встала новая проблема: инвестора надо не только найти, но еще и удержать. Меры по удержанию инвесторов на этапах определения и подготовки площадки включены в планы взаимодействия района с кредитными организациями и иными институтами развития Ульяновской области. Дополнительно в октябре 2014 года глава администрации района издал постановление «О некоторых мерах по повышению качества регуляторной среды для бизнеса». Документом создается персональная ответственность каждого служащего органов местного самоуправления и муниципальных учреждений за соблюдение прав предпринимателей. По каждому факту нарушений прав и законных интересов предпринимателей, выявленному контрольно-надзорными органами, судами или уполномоченным по защите прав предпринимателей в Ульяновской области должна быть проведена служебная проверка. Если проверкой подтверждается факт неисполнения или ненадлежащего исполнения муниципальными служащими по их вине возложенных на них служебных обязанностей, применяется весь спектр дисциплинарных взысканий, предусмотренный в Федеральном законе № 25. В случае наложения на администрацию штрафов или иных взысканий в связи с нарушением прав предпринимателей постановлением предписано предъявлять регрессные иски к провинившимся.
В результате реализованы очень значимые для района проекты:
- предприятие по развитию животноводства и растениеводства ООО «Агро-Гулюшево» (объем инвестиций — 1 млрд руб.; создано 50 рабочих мест);
- комплекс по переработке бобовых и зерновых культур и производству готовых завтраков методом экструзии (объем инвестиций —75 млн руб.; создано 42 рабочих места);
- прудовое рыбное хозяйство (1 млн руб.; 5 рабочих мест);
- животноводческий комплекс (80 млн руб.; 25 рабочих мест);
- автостоянка с торговым комплексом (15 млн руб.; 15 рабочих мест);
- усадебно-туристический комплекс «Паркинское» (13 млн руб.; 20 рабочих мест).
По программе развития малого и среднего бизнеса с 2010 года предоставлено более двадцати грантов жителям и юридическим лицам района на развитие собственного дела. Среди получателей — ООО «Астрадамовский пищекомбинат», который строит и оборудует цеха по переработке овощей и фруктов собственного и местного производства (объем инвестиций — 3,4 млн руб., из них 1 млн руб. составляют средства гранта; создано 33 рабочих места).
Поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется по четырем направлениям:
- финансовое, в том числе предоставление субсидий (грантов) начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства;
- административное — устранение причин, препятствующих развитию предпринимательства в районе;
- правовое — совершенствование законодательной базы района, регулирующей деятельность в сфере малого и среднего предпринимательства;
- имущественное — формирование земельных участков, выделение помещений в аренду, продажа пустующих зданий для организации деятельности малых и средних предпринимателей; также создан районный залоговый фонд.
Есть и пятое направление поддержки бизнеса — имиджево-презентационное. Район старается участвовать во всех выставках и ярмарках, форумах, конференциях и иных мероприятиях, где может представить свои условия и предложения потенциальным инвесторам, а потенциальным покупателям — продукцию и услуги своих производителей.
Кроме того, созданы координационный совет и общественный совет предпринимателей Сурского района по развитию малого и среднего предпринимательства, межведомственная комиссия по устранению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности на территории района, рабочая группа по комплексному развитию территории и повышению инвестиционного потенциала района. В 2014 году во всех сельских муниципалитетах области сократилось поголовье скота на сельхозпредприятиях, но темпы снижения поголовья скота в Сурском районе были ниже средних по области. В 2014 году район вышел на первое место по объему инвестиций в основной капитал из всех источников финансирования — 141 млн руб. (что составляет 368% к уровню 2013 года), 52% из них — частные инвестиции в сель-хозпроизводство. Было создано 353 новых рабочих места.
по материалам журнала "Муниципальная Россия"