Суть спора
Передача исполнения полномочий между муниципальными районами и входящими в их состав поселениями, а также связанная с этим передача имущества и бюджетных средств стали довольно распространенным явлением в практике муниципального управления. При этом участники данного процесса нередко не утруждают себя соблюдением базовых принципов и конституционных начал местного самоуправления. В анализируемом ниже судебном деле отразились многие проблемы правового регулирования и складывающейся практики подобного делегирования.
Ситуация, о которой пойдет речь, сложилась в Краснокамском районе Пермского края. В 2013 г. Земское собрание Краснокамского муниципального района стало активно инициировать процесс передачи ряда имущественных объектов, принадлежащих на праве собственности Краснокамскому городскому поселению, в собственность Краснокамского муниципального района. Речь, в частности, шла об имуществе, предназначенном для развития физической культуры и спорта, расположенном в г. Краснокамске, зарегистрированном в качестве объектов муниципальной собственности поселения и переданном на праве оперативного управления муниципальным бюджетным учреждениям «Краснокамский городской физкультурно-спортивный комплекс» и ФОЦ «Дельфин». Примечательно, что в качестве обоснования передачи была приведена необходимость использования этого имущества для аналогичной деятельности районных учреждений, в задачи которых также входит оказание услуг по развитию физической культуры и спорта. В качестве «пряника» от передачи объектов муниципальный район первоначально называл возможность экономии средств бюджета Краснокамского городского поселения на их содержание. На первом этапе вопрос о передаче полномочий городского поселения муниципальным районом даже не ставился, речь шла лишь о передаче имущества.
По ходу развития ситуации постепенно стали трансформироваться и требования района. Так, в частности, участвуя в заседаниях комиссий Краснокамской городской Думы в ноябре - декабре 2013 г., представители района уже ставили вопрос и об одновременной передаче средств на содержание этих объектов. Администрация городского поселения, в отличие от городской Думы, настаивала на необходимости отказать муниципальному району в передаче объектов и средств. Было подготовлено и независимое экспертное заключение по данному вопросу, в котором, в частности, отмечалось, что используемый муниципальным районом аргумент (наличие у него аналогичных полномочий и отсутствие собственного имущества для их исполнения) не может служить основанием для передачи ему имущества, являющегося собственностью городского поселения. Тогда муниципальный район предпринял новую попытку добиться передачи имущества, поставив перед Думой Краснокамского городского поселения вопрос о передаче ему исполнения полномочий в сфере обеспечения условий для развития физической культуры и спорта и предназначенных для исполнения этих полномочий имущественных объектов поселения.
Администрация города выступала последовательно и против передачи исполнения полномочий. Ее позиция основывалась на следующих ключевых положениях.
В соответствии с п. 14 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) и п. 14 ст. 6 устава Краснокамского городского поселения к числу вопросов местного значения поселения отнесено «14) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения». Данный вопрос местного значения традиционно относится к компетенции поселения как наиболее приближенного к жителям уровню местного самоуправления. Конституционный Суд РФ неоднократно указывал на недопустимость изъятия у поселений полномочий, которые могут исполняться ими самостоятельно, а также на недопустимость выхолащивания сущности поселенческого местного самоуправления (пп. 3, 4 постановления Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 № 3-П, п. 3 постановления Конституционного Суда РФ от 02.04.2002 № 7-П, п. 2 постановления Конституционного Суда РФ от 11.11.2003 № 16-П, п. 2 постановления Конституционного Суда РФ от 18.05.2011 № 9-П, пп. 1-3 постановления Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 № 9-П). При этом Конституционный Суд РФ справедливо исходит из того, что подобная выхолащивающая сущность и назначение поселенческого местного самоуправления передача полномочий от поселений муниципальным районам нарушает конституционный смысл и принципы местного самоуправления и в том случае, когда они осуществляются добровольно.
Объекты, на которые претендует муниципальный район, являются объектами собственности Краснокамского городского поселения. Как известно, муниципальной собственности присущ принцип целевого назначения, т. е. оно предназначено для решения вопросов местного значения.
В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 54 устава Краснокамского городского поселения «для решения вопросов местного значения в собственности поселения может находиться имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта». Имущество, на изъятии которого настаивал муниципальный район, активно использовалось городским поселением по целевому назначению -для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий для жителей города, в интересах развития физкультуры и массового спорта в поселении.
В соответствии с ч. 1 п. 4 Положения о порядке владения и управления муниципальным имуществом Краснокамского городского поселения «основной целью формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью является обеспечение эффективного использования муниципального имущества, направленного на максимальное удовлетворение жизнеобеспечивающих потребностей, а также потребностей населения города Краснокамска в социально-культурных и иных важных услугах, обеспечивающих жизнедеятельность».
Безвозмездное и безусловное (с переходом права собственности) отчуждение так называемого профильного (предназначенного для решения вопроса местного значения) имущества из собственности городского поселения вступает в противоречие с принципами и нормами эффективного управления муниципальной собственностью и нарушает интересы жителей муниципального образования. Администрация поселения отмечала, что в сложившейся ситуации (отсутствия у муниципального района достаточного имущества для исполнения своих полномочий), возможно, более эффективным решением могла бы оказаться передача исполнения (полностью или частично) полномочий муниципального района в сфере развития физической культуры и массового спорта, организации спортивных соревнований Краснокамскому городскому поселению (при наличии соответствующих возможностей у поселения и согласия последнего).
Особое внимание в базировавшейся в этой части на заключении эксперта позиции администрации обращалось на то, что необходимость сохранения соответствующих объектов в муниципальной собственности городского поселения совершенно очевидна, даже если допустить передачу исполнения отдельных полномочий в данной сфере от городского поселения. Ответственность за надлежащее решение соответствующего вопроса местного значения всегда сохраняется за поселением, поскольку передаваться может только исполнение полномочия, а не само полномочие. В этом смысле следует иметь в виду, что в случае неудовлетворительного исполнения полномочий муниципальным районом у городского поселения возникает право (и даже обязанность) их «возвращения». Однако по отношению к объектам, ставшим собственностью другого муниципального образования (в данном случае - муниципального района), такая возможность отсутствует в силу недопустимости принудительного изъятия имущества. То есть в случае некачественного, не удовлетворяющего жителей поселения исполнения полномочий муниципальным районом поселение смогло бы изъять это полномочие, однако не сможет изъять имущество. Таким образом, городское поселение может оказаться в ситуации отсутствия имущественного обеспечения, предназначенного для решения соответствующего вопроса местного значения, а это, в свою очередь, может привести к ущемлению интересов жителей поселения.
В обоснование своей позиции администрация поселения также ссылалась на то, что в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации никто не вправе принудительно изъять имущество у собственника, если отсутствуют основания, предусмотренные ст. 235 ГК РФ. Передача имущества в связи с передачей полномочий, разграничение имущества в связи с перераспределением полномочий и др. публично-правовые процедуры не являются основанием для принудительного изъятия имущества, на что неоднократно указывал Конституционный Суд РФ (постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2006 № 8-П, определение Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 № 542-0 и др.).
Передача права собственности на имущество может осуществляться исключительно добровольно, при этом процедура передачи должна не только соответствовать установленному порядку, но и однозначно свидетельствовать о добровольности и самостоятельности сторон в принятии соответствующих решений. При этом чрезвычайно важно иметь в виду, что одним из важнейших признаков самостоятельности и добровольности (свободы воли) при передаче признается вопрос о том, кто инициирует процесс передачи. В рассматриваемом случае инициатива передачи исходила от стороны, которой спорное имущество не принадлежит (муниципальный район), что подтверждается обращением председателя Земского собрания Краснокамского муниципального района. Более того, в обращении содержится перечень объектов, на которые «претендует» муниципальный район, что в случае возникновения спора может быть свидетельством отсутствия добровольности, являющейся обязательным условием легитимности передачи.
Среди значимых для существа спора обстоятельств следует выделить также то, что, руководствуясь принципами эффективного управления муниципальной собственностью, городское поселение инвестировало средства местного бюджета в содержание объектов муниципальной собственности, осуществляя в т. ч. и ремонт (включая капитальный) объектов инфраструктуры физкультуры и массового спорта. Право собственности на все объекты зарегистрировано в установленном порядке за городским поселением. Объекты переданы в оперативное управление хозяйствующему субъекту, учредителем которого является само поселение.
Кроме того, в локальных нормативных актах Краснокамского городского поселения осуществлено разграничение полномочий в сфере имущественных отношений и установлен порядок осуществления тех или иных сделок с объектами муниципальной собственности. Так, в частности, в соответствии с п. 1 ст. 5 Положения о порядке владения и управления муниципальным имуществом «от имени города Краснокамска полномочия по формированию, управлению и распоряжению муниципальной собственностью осуществляют: глава города Краснокамска, комитет имущественных отношений и землепользования администрации Краснокамского городского поселения». В компетенцию представительного органа входит установление порядка осуществления подобных действий, но не непосредственная его реализация. Передача имущества в собственность другому лицу относится к распоряжению (отчуждению) имущества.
Статьей 11 указанного Положения определен порядок передачи имущества, находящегося в собственности поселения, в государственную собственность: «имущество, являющееся муниципальной собственностью, по рекомендации главы Краснокамского городского поселения может быть передано в государственную краевую собственность. Основанием для такой передачи является решение Думы Краснокамского городского поселения, имеющей право принятия такого решения в соответствии с уставом Краснокамского городского поселения.
Процедура передачи определяется по соглашению сторон в порядке, установленном законодательством Пермского края». Хотя названным Положением не установлен порядок передачи имущества в собственность муниципального района, однако известно, что в российском законодательстве процедуры передачи муниципальной собственности в государственную собственность (перераспределение) и муниципальной собственности от одного муниципалитета другому в связи с перераспределением полномочий (разграничение) идентичны (к примеру, пп. 11 и 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"», правовые позиции Конституционного Суда РФ и др.).
В случае отсутствия самостоятельного регулирования передачи собственности поселения в собственность муниципального района по аналогии подлежат применению нормы о передаче собственности поселения в государственную собственность (в данном случае норма ст. 11 Положения). Из этого был сделан вывод о том, что передача может осуществляться только при наличии рекомендации главы Краснокамского городского поселения.
Позицию администрации города и независимого эксперта также разделяло и профильное ведомство субъекта РФ - министерство физической культуры и спорта Пермского края. Тем не менее 19 декабря 2013 г. Думой Краснокамского городского поселения было принято решение № 35 «О передаче Краснокамскому муниципальному району осуществления части полномочий Краснокамского городского поселения по решению вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территории Краснокамского городского поселения физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения». К слову сказать, при принятии решения было проигнорировано и мнение городской общественности, в т. ч. жителей, участвовавших в самом заседании.
На названное решение главой г. Краснокамска 30 декабря 2013 г. было наложено вето, которое преодолено Думой 23 января 2014 г. 29 января 2013 г. на заседании Земского собрания Краснокамского муниципального района было принято решение № 2 «О приеме администрацией Краснокамского муниципального района осуществления части полномочий администрации Краснокамского городского поселения по решению вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территории Краснокамского городского поселения физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных мероприятий поселений».
Глава г. Краснокамска, руководствуясь интересами городского поселения, избравших его жителей города и нормами действующего законодательства, обжаловал решение городской Думы в арбитражном суде, поставив вопрос о его отмене.
Рассмотрение спора в суде
Арбитражный суд Пермского края принял дело к рассмотрению, справедливо посчитав, что решение вопроса о передаче и использовании имущества, бюджетных средств органами местного самоуправления, в т. ч. в рамках передачи части полномочий по решению вопросов местного значения, является экономической сферой их деятельности. Суд отметил также, что оспариваемые решения напрямую связаны с имущественными интересами, затрагивают бюджетно-финансовые отношения и связаны с экономической деятельностью органов местного самоуправления и муниципальных бюджетных учреждений. Характер спора, основанного на бюджетно-финансовых отношениях, свидетельствует о его экономическом характере и вследствие этого - подведомственности арбитражному суду в соответствии со ст. 27, 28 АПК РФ.
Рассматривая спор по существу, суд подчеркнул, что при принятии решения о возможности передачи (принятия) части полномочий по решению вопросов местного значения в обязательном порядке должны соблюдаться заложенные Конституцией РФ основополагающие принципы:
- законности (вопрос может быть решен только в рамках действующего законодательства и в пределах компетенции соответствующего органа местного самоуправления);
- равноправия субъектов сотрудничества (не допускается подчиненность органа или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования);
- недопустимости ущемления прав и интересов субъектов сотрудничества (реализуя свои права и выполняя обязанности, совершая определенные действия в интересах своего муниципального образования для достижения целей соглашения, органы местного самоуправления могут действовать лишь в допустимых пределах, которые обусловлены законными правами и интересами иных органов, граждан и организаций);
- добровольности (соблюдается на всех стадиях договорного процесса и означает, кроме прочего, свободное волеизъявление сторон на вступление в договорные отношение, принятие на себя договорных обязательств, а также изменение и прекращение договора);
- гласности;
- самостоятельности осуществления принадлежащих субъектам сотрудничества полномочий (каждая из сторон самостоятельно определяет способ, формы и методы выполнения принятых на себя обязательств в пределах имеющихся у него на это полномочий и не вправе вмешиваться в данный процесс, осуществляемый другой стороной).
- В контексте рассматриваемой ситуации также очень важен вывод суда о том, что «нормы Федерального закона № 131-ФЗ не возлагают на представительный орган исключительное право по принятию решения о передаче тех либо иных полномочий по решению вопросов местного значения в отсутствие соответствующей правотворческой инициативы. Как усматривается из материалов дела, инициатива о передаче полномочий от городского поселения муниципальному району исходила от представительного органа Краснокамского муниципального района, что подтверждается письмом от 17.10.2013 № ЗС/146 и решением Земского собрания от 30.10.2013 № 128. При этом из содержания данных документов усматривается, что передача соответствующих полномочий необходима исключительно в интересах Краснокамского муниципального района. Доказательств того, что со стороны населения, депутатов и главы поселения вносились предложения на передачу оспариваемых полномочий на уровень муниципального района <...> не представлено».
Признавая решения Думы от 19.12.2013 № 35 и Земского собрания от 29.01.2014 № 2 противоречащими ст. 12, ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ, суд особо подчеркивает, что «передача полномочий предполагает достижение договоренностей между органами местного самоуправления Краснокамского муниципального района и органами местного самоуправления Краснокамского городского поселения путем решения вопроса о возможности заключения соответствующего соглашения при наличии инициативы уполномоченных на то лиц». Суд отметил также, что «заявителями по настоящему делу обоснованно обращено внимание на то, что Конституционный Суд РФ неоднократно указывал на недопустимость изъятия у населения полномочий, которые могут ими исполняться, а также недопустимость выхолащивания сущности поселенческого местного самоуправления. Таким образом, помимо добровольной передачи должны быть мотивы и цели такой передачи <...> При заключении соглашений должны соблюдаться соответствующие конституционные принципы, а также принципы, заложенные в Федеральном законе № 131-ФЗ, согласующиеся с положениями п. 2 ст. 1 ГК РФ, ст. 421,422 ГК РФ. В данном случае вмешательство представительных органов муниципальных образований в регулирование содержания соглашения, установление соответствующих правовых норм, которые, по их мнению, должно содержать указанное соглашение, противоречит требованиям законодательства Российской Федерации».
Суд также исследовал и оценил тот факт, что управление бюджетными учреждениями осуществляется публично-территориальным образованием, учредившим его, наделившим соответствующим имуществом и осуществляющим его финансирование посредствам выделения ассигнований на исполнение муниципального задания. По отношению к муниципальным бюджетным учреждениям Краснокамский городской ФСК и ФОЦ «Дельфин» таким образованием является Краснокамское городское поселение. Соответственно, нормативные правовые акты представительных органов, принятые с превышением полномочий и в нарушение положений действующего законодательства Российской Федерации, влекут вмешательство в экономическую деятельность муниципальных бюджетных учреждений, а также в бюджетное регулирование.
Важные для существа подобных дел выводы суда касаются и самого вещного права - права оперативного управления. Так, суд отметил, что спорное имущество находится в оперативном управлении учреждения и собственник имущества не вправе распоряжаться им до изъятия имущества из оперативного управления. Доказательств принятия собственником имущества решения об изъятии его из оперативного управления не представлено. В то же время передача имущества и соответствующих бюджетных средств от одного муниципального образования к другому не позволит учреждению оказывать соответствующие услуги, установленные уставами и муниципальными заданиями, и получать соответствующую прибыль.
Право собственника на изъятие имущества из оперативного управления жестко ограничено установленным в ГК РФ исчерпывающим перечнем оснований и включает излишнее имущество, неиспользуемое имущество и имущество, используемое не по назначению. Отсутствие доказательств того, что имущество, предлагаемое к передаче, является излишним, не используется либо используется учреждением не по назначению, послужило еще одним основанием для вынесения судом вердикта о неправомерности передачи.
Суд также справедливо разделил позицию заявителя о том, что нормотворче-ская деятельность Краснокамского городского поселения в сфере формирования, размещения и контроля исполнения муниципального задания бюджетными учреждениями поселения, утверждение порядков, методик в сфере расчета стоимости муниципальных услуг возложена на исполнительно-распорядительные органы поселения и, соответственно, в силу вышеуказанных положений не может быть передана иному муниципальному образованию. Эти положения упомянутых решений Думы и Земского собрания также признаны несоответствующими законодательству Российской Федерации.
Наконец, чрезвычайно важен для рассмотрения дел о перераспределении и разграничении публичной собственности и вывод суда о том, что «в целом безвозмездная передача предназначенного для решения вопросов местного значения имущества вступает в противоречие с принципами и нормами эффективного управления муниципальной собственностью и нарушает интересы муниципального образования».
Решением Арбитражного суда Пермского края от 19.05.2014 решение Думы Краснокамского городского поселения от 19.12.2013 № 35 «О передаче Краснокамскому муниципальному району осуществления части полномочий Краснокамского городского поселения по решению вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территории Краснокамского городского поселения физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения» и решение Земского собрания Краснокамского муниципального района от 29.01.2014 № 2 «О приеме администрацией Краснокамского муниципального района осуществления части полномочий администрации Краснокамского городского поселения по решению вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территории Краснокамского городского поселения физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных мероприятий поселений» были признаны недействующими как не соответствующие ст. 12, ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, ст. 1, п. 1 ст. 4, ст. 7, ч. 4 ст. 15, ст. 49, п. 4 ч. 1 ст. 50, пп. 8, 10 ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 1, 120, 235, 296, 421 ГК РФ, ст. 61.1, 69.1, п. 3 ст. 69.2, подп. 9 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Ответчики обжаловали данное решение арбитражного суда в кассационном порядке. Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа № Ф-09-4901/14 от 05.08.2014 решение Арбитражного суда Пермского края от 19.05.2014 оставлено без изменения, а кассационные жалобы Думы Краснокамского городского поселения, Земского собрания Краснокамского муниципального района и администрации Краснокамского муниципального района - без удовлетворения.
Резюмируя данное решение, которое, по нашему мнению, носит прецедентный характер, считаем возможным выделить некоторые особо важные выводы.
Во-первых, сам процесс передачи исполнения полномочий и тем более имущества от поселений к муниципальным районам не может осуществляться в нарушение действующих норм российского законодательства. При этом особое значение имеют нормы Конституции РФ, гражданского законодательства, Федерального закона № 131-ФЗ. Одновременно большую роль с точки зрения оценки легитимности (правомерности) действий сторон играют локальные нормативные акты, принятые в рамках действующего законодательства, а также правовые позиции Конституционного Суда РФ.
Во-вторых, процесс передачи исполнения полномочий от поселений районам ни в коем случае не должен выхолащивать суть местного самоуправления на поселенческом уровне. Поселения, которые в состоянии самостоятельно осуществлять те или иные полномочия, установленные законодательством и уставом, не вправе «избавляться» от них путем передачи муниципальным районам. Формальное соблюдение требований п. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ еще не является свидетельством правомерности передачи исполнения полномочий.
В-третьих, при установлении факта добровольности передачи имущества важную роль играет вопрос о том, кто инициирует процесс передачи. Если инициатива исходит от потенциального получателя имущества, то добровольность последующих действий оценивается достаточно критически. Кроме того, добровольность предполагает наличие согласия не только представительного органа, но и других органов, если в соответствии с действующим законодательством и локальными нормативными актами они обладают соответствующими полномочиями в сфере распоряжения муниципальным имуществом.
В-четвертых, в процессе передачи исполнения полномочий и имущества не должны нарушаться права лиц, обладающих вещными правами на это имущество, в частности правами оперативного управления или хозяйственного ведения. Изъятие у них имущества в нарушение норм гражданского законодательства признается недопустимым.
Наконец, в-пятых, в данном деле видно несовершенство целого ряда норм российского законодательства о местном самоуправлении. В частности, это касается крайне неудачных формулировок вопросов местного значения в Федеральном законе № 131-ФЗ, нередко относящем один и тот же вопрос местного значения к компетенции муниципальных образований различных типов, а также не устанавливающем ограничений по передаче исполнения полномочий между такими муниципальными образованиями. То же самое можно сказать и о вызывающих существенные сомнения других нормах законодательства (федеральные законы № 122-ФЗ, 131-ФЗ), предусматривающих возможность безвозмездной передачи имущества между муниципальными образованиями.
Необходимость корректировки соответствующих норм законодательства о местном самоуправлении, на наш взгляд, более чем очевидна, и прокомментированное решение суда является наглядной иллюстрацией данного утверждения.
По материалам журнала "Практика муниципального управления"