Виды негативного воздействия
Действующим природоохранным законодательством установлена обязанность хозяйствующих субъектов вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Понятие «размещение отходов»
Особый интерес представляет понятие «размещение отходов», которое в зависимости от его толкования может быть отнесено практически к любым субъектам хозяйственной деятельности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. В свою очередь, под хранениемотходов подразумевается складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. В свою очередь, размещение отходов является составной частью деятельности по обращению с отходами.
Неопасные отходы: внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду
В статье 9 действующего Федерального закона № 89-ФЗ прямо указывается на необходимость лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Однако как быть с отходами пятого класса опасности, т. е. с неопасными отходами, которые образуются в результате деятельности практически любой организации, в т. ч. и органов местного самоуправления, муниципальных учреждений?
Возлагая обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду на хозяйствующие субъекты, в деятельности которых образуются, например, отходы в виде офисных принадлежностей (тонеры, картриджи, чернила и пр.), и обосновывая такую позицию, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору указала, что согласно определению Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 284-0 обязанность по внесению платы распространяется на хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, индивидуальные предприниматели (и иные хозяйствующие субъекты), предметом деятельности которых являются оказание услуг, торговля товарами и иные виды деятельности, негативно воздействующие на окружающую среду, должны исполнять обязанности плательщиков в полном объеме.
Сроки уплаты платежей, учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду ставятся на учет в соответствии с приказами Ростехнадзора от 02.08.2005 № 545 «Об утверждении порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» и от 24.11.2005 № 867 «О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду: стационарному и/или передвижному (транспортные средства и др., работающие на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе).
На основании изложенного юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, эксплуатирующие передвижной объект негативного воздействия, становятся на учет в качестве плательщика в соответствующем управлении Ростехнадзора (по месту государственной регистрации передвижного объекта, а при отсутствии такового - по месту регистрации владельца передвижного объекта).
Судебная практика
Обязанности по внесению платы возникают у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от № 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Таким образом, любые субъекты, в результате деятельности которых образовывались отходы, которые в итоге оказывались «на улице», были обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Естественно, органы местного самоуправления и муниципальные учреждения не являлись исключением из указанного правила. Такая позиция Ростехнадзора была актуальной до рассмотрения ВАС РФ следующего спора.
Пример: По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении управлением Ростехнадзора вынесено постановление, которым общество с ограниченной ответственностью (далее - общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в невнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду в I, II и III кварталах 2007 г., и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленного требования об обжаловании постановления, сослался на то, что в своей деятельности общество использует оргтехнику, оформляет документацию, в результате чего образуются бытовые и канцелярские отходы, от размещения которых происходит негативное воздействие на окружающую среду. Следовательно, общество обязано в установленном порядке вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Поскольку общество не исполнило эту обязанность, управление Ростехнадзора обоснованно привлекло его к ответственности.
Вышестоящие суды согласились с такой позицией, кроме Высшего Арбитражного Суда РФ. Высший Арбитражный Суд РФ указал, что ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов:
- их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
- определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Однако ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления управления Ростехнадзора не следует, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона № 89-ФЗ (см. постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14561/08 по делу№А32-330/2008-13/3-ЗАЖ). Аналогичную позицию ВАС РФ повторил и спустя несколько лет {см. определение ВАС РФ от 24.07.2013 № ВАС-9590/13 по делу № А43-11752/2012).
Принятие указанных судебных актов позволило несколько скорректировать практику, в т. ч. и в отношении органов местного самоуправления и муниципальных учреждений.
Пример: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Пензенской области обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида № 152 города Пензы о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период с III квартала 2010 г. по III квартал 2012 г. в размере 165 287 руб. 27 коп.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, одна ко вышестоящий апелляционный суд с такой позицией не согласился, указав, что ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов. Деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 152 г. Пензы в спорный период времени не занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона № 89-ФЗ. Основным видом деятельности ответчика является образовательная деятельность, на территории учреждения отсутствует контейнерная площадка для хранения отходов, а бытовые отходы вывозятся специализированной организацией.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит внесению за размещение отходов, однако учреждение не занимается таким видом деятельности в смысле, придаваемом нормами закона об отходах, и фактически не оказывает негативного воздействия на окружающую среду в результате размещения отходов. Таким образом, решение суда первой инстанции было отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано (см. постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2013 по делу №А49-1674/2013).
Не признавая органы местного самоуправления и муниципальные учреждения субъектами деятельности по размещению отходов, суды, соответственно, достаточно часто признают незаконным привлечение указанных субъектов к административной ответственности, например, за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ).
Пример: Администрация г. Ростова-на-Дону обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ. Спорная территория, на которой выявлены отходы, находится в границах муниципального образования, что подтверждается картой-схемой границ муниципального образования. Доказательства того, что земельные участки, на которых выявлены отходы, принадлежат частным лицам, не представлены администрацией. При этом Росприроднадзор, ссылаясь на правовую позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в постановлении от 02.10.2012 № 4973/2012, указал, что состав правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ образует любая деятельность по обращению с отходами, которая ведется с нарушением требований природоохранного законодательства.
Суды встали на сторону органа местного самоуправления, указав, что в силу ч.1 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Частью 2 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ обязанность по осуществлению организации деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований возложена на органы местного самоуправления. Пунктом 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения, а их решение - к компетенции органов местного самоуправления. Применительно к городскому поселению обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов закреплена в п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ.
В рассматриваемом случае администрация не выступает в качестве юридического лица, в результате хозяйственной деятельности которого образуются отходы производства и потребления, а также самостоятельно не осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Следовательно, ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах городских, сельских поселений ст. 8.2 КоАП РФ не предусмотрена, в действиях администрации отсутствует состав вмененного правонарушения.
В связи с изложенным судами был сделан вывод об отсутствии правовых оснований для привлечения администрации к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ (см. постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 №15АП-3495/2014поделу№А53-22149/2013).
В судебной практике имеются и другие решения суда, подтверждающие указанную позицию.
Пример: Администрация муниципального образования Новокубанский район обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о привлечении кадминистративной ответственности в виде 200 тыс. руб. штрафа за правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Отказывая администрации в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что бездействие в части разрешения вопросов утилизации отходов, которые отнесены к вопросам местного значения муниципального района, образуют состав вмененного администрации правонарушения.
Вышестоящие суды с мнением суда первой инстанции не согласились и указали, что администрация не выступает в качестве юридического лица, в результате хозяйственной деятельности которого образуются отходы производства и потребления, а также самостоятельно не осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Поскольку администрация не осуществляет указанные виды деятельности, а ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах городских, сельских поселений ст. 8.2 КоаП РФ не предусмотрена, администрация не является надлежащим субъектом вмененного правонарушения. В связи с изложенным судами апелляционной и кассационной инстанций сделан вывод об отсутствии правовых оснований для привлечения администрации к административной ответственности по ст. 8.2 (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.01.2014поделу№А32-29910/2012). Аналогичные выводы изложены и в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 18.12.2014 № Ф05-14320/2014.
Поскольку противоречивая практика правового регулирования привела к тому, что плата за негативное воздействие на окружающую среду зачастую вносилась при отсутствии соответствующих правовых оснований, ее возврат в местный бюджет в судебном порядке нередко становился предметом рассмотрения указанных дел. При этом средства, внесенные за негативное воздействие на окружающую среду, без правовых оснований возвращались в местные бюджеты.
Пример: Администрация муниципального образования Новокубанский район обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о привлечении к административной ответственности в виде 200 тыс. руб. штрафа за правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Отказывая администрации в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что бездействие в части разрешения вопросов утилизации отходов, которые отнесены к вопросам местного значения муниципального района, образует состав вмененного администрации правонарушения.
Вышестоящие суды с мнением суда первой инстанции не согласились и указали, что администрация не выступает в качестве юридического лица, в результате хозяйственной деятельности которого образуются отходы производства и потребления, а также самостоятельно не осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Поскольку администрация не осуществляет указанные виды деятельности, а ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах городских, сельских поселений ст. 8.2 КоАП РФ не предусмотрена, администрация не является надлежащим субъектом вмененного правонарушения. В связи с изложенным судами апелляционной и кассационной инстанций сделан вывод об отсутствии правовых оснований для привлечения администрации к административной ответственности по ст. 8.2 (см. постановление ФАС Северо-Кавказскогоакругаот29.01.2014поделу№А32-299Ю/2012). Аналогичные выводы изложены и в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 18.12.2014 № Ф05-14320/2014.
Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что судебная практика идет по пути непризнания органов местного самоуправления и муниципальных учреждений субъектами деятельности по размещению отходов в связи с чем пытаться обжаловать решения Росприроднадзора о взыскании из средств муниципалитета платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов или привлечении к административной ответственности по указанному основанию можно и нужно.
по материалам журнала "Практика муниципального управления"