В эпоху законодательных перемен
Работа депутатов представительных органов муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока в 2014 г. осуществлялась в условиях значительных законодательных перемен федерального и региональных уровней.
Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предложил несколько моделей организации местного самоуправления в муниципальных образованиях Российской Федерации, а также предусмотрел случаи, когда субъекты РФ могут изменять перечни вопросов местного значения муниципальных образований, установленные Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», перераспределять полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ.
В этой связи Думой города Томска в 2014 г. было организовано широкое обсуждение законодательных новаций, в т. ч. проведен круглый стол с участием мэра города Томска, депутатов городской Думы, депутатов Законодательной думы Томской области, общественности. Резолюцией данного круглого стола было выражено мнение муниципального образования «Город Томск» о нецелесообразности:
- перехода на двухуровневую модель организации местного самоуправления (наделения муниципального образования статусом городского округа с внутригородским делением) на территории Томска и необходимости сохранения для муниципального образования «Город Томск» статуса муниципального образования - городской округ и действующей модели формирования органов местного самоуправления;
- перераспределения полномочий между органами местного самоуправления города и органами государственной власти Томской области. Думой города Томска данная позиция была представлена в администрации Томской области, Законодательной думе Томской области, результатом чего стало принятие соответствующего закона Томской области.
Аналогичное решение было принято участниками публичных слушаний в Новокузнецке. И оно также было учтено в законодательстве Кемеровской области. Однако в большинстве субъектов Сибири и Дальнего Востока были приняты нормативные акты, вносящие изменения в структуру органов местного самоуправления, порядок избрания должностных лиц и т. д.
В связи с этим следует отметить, что, по мнению многих аналитиков, экспертов и практиков муниципального управления, различные организационные модели местного самоуправления имеют право на существование. Однако инструментом народовластия и демократической традицией они становятся только в том случае, если приобретут устойчивость: существуют многие годы в муниципальном образовании, апробированы в различных внешних условиях.
Конечно, при любой организационной модели местного самоуправления общественные институты и органы власти имеют возможности для взаимодействия. Однако для того чтобы это взаимодействие сформировалось и стало эффективным, требуются многие годы. Изменяя организационные основы каждое десятилетие, а то и чаще, традиция прерывается, власти вновь и вновь приходится доказывать свою состоятельность, завоевывать доверие граждан...
Практика совершенствования нормативно-правовой базы муниципальных образований
Мониторинг деятельности представительных органов муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока, проведенный Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов в 2014 г., показал, что ее основными направлениями остаются следующие:
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- взаимодействие с исполнительными органами власти и государственными органами субъектов РФ;
- участие в межбюджетных отношениях;
- работа с избирателями, поддержка некоммерческого сектора и активных жителей.
Так, формирование и постоянное совершенствование необходимой для муниципального образования нормативно-правовой базыАбакана является основой для эффективной деятельности органов местного самоуправления. Совет депутатов города Абакана направляет свою деятельность на сохранение направленности комплексного развития города, позитивных преобразований и качественного улучшения жизни абаканцев.
2014 г. в работе Совета депутатов города Абакана отмечен принятием таких важных для муниципального образования документов, как Стратегический план социально-экономического развития до 2021 года, и утверждение Генерального плана города Абакана. Эти документы определили стратегию градостроительного и социально-экономического развития городского округа на средне- и долгосрочный периоды, обозначили мероприятия для устойчивого совершенствования городской среды, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры города в интересах его жителей.
Стратегические планы развития муниципальных образований как одни из главных нормативных документов развития обсуждались депутатами Артема, Барнаула, Владивостока, Дудинки, Иркутска, Новосибирска, Норильска, Омска, ЗАТО Северск, Сургута, Томска, Хабаровска и других муниципальных образований.
Также на заседаниях постоянных комитетов и сессиях представительных органов рассматривались следующие вопросы:
- о планах и программах экономического, социального развития, по бюджету,налогам и сборам;
- внесении изменений в устав муниципального образования;
- контроле за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц; в протестах на принятые ранее решения;
- внесении изменений в муниципальные акты, регулирующие вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, местными природными ресурсами, и правила землепользования и застройки;
- обсуждении документов по вопросам культуры, образования, здравоохранения и социальной поддержке;
- охране общественного порядка; вопросам ЖКХ и благоустройства и другие.
Среди отдельных вопросов можно отметить решение Думы Артемовского городского округа «Об утверждении положения "О разработке и осуществлении мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории Артемовского городского округа, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов".
Депутаты Горно-Алтайского городского Совета депутатов приняли ряд нормативных актов по вопросу ликвидации последствий стихийных бедствий.
Необходимо также отметить акты Думы города Иркутска, устанавливающие:
- дополнительную меру социальной поддержки для детей из семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, устанавливаемого правительством Иркутской области по Иркутской области в расчете на душу населения, в виде бесплатного обеспечения жидкими и пастообразными молочными продуктами детского питания;
- границы территории, на которой может быть создана народная дружина; в порядок проведения антикоррупционной экспертизы.
Заслуживающим внимания представляется решение Новосибирского Совета депутатов, согласно которому застройщики, занимающиеся возведением жилья (за исключением индивидуального жилищного строительства), должны платить удвоенную арендную плату за пользование земельными участками в случае, если не ввели в эксплуатацию построенные объекты по истечении трех лет с даты предоставления в аренду такого земельного участка. По мнению депутатов, с одной стороны, это будет побуждать арендаторов к своевременному строительству своих объектов и вводу их в эксплуатацию, а с другой - способствовать получению дополнительных доходов в бюджет города.
Представляет интерес решение Омского городского Совета «Об оценке регулирующего воздействия проектов решений Омского городского Совета и экспертизе решений Омского городского Совета, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности». Документ принят в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов.
В преддверии празднования 300-летнего юбилея Омска депутатами Омского городского Совета была завершена работа над символикой города - гербом и флагом. Официальные символы, соответствующие историческому прошлому, были зарегистрированы Геральдическим советом при Президенте РФ и внесены в Государственный геральдический регистр Российской Федерации.
Следует отметить, что все представительные органы местного самоуправления в 2014 г. неоднократно вносили изменения в уставы своих муниципальных образований, необходимость которых была вызвана изменением действующего законодательства. Чаще, чем прежде, вносились изменения в бюджеты муниципальных образований. Менялись объемы доходов бюджетов, объемы расходов, дефицит бюджета, что было обусловлено резкими изменениями макроэкономических и микроэкономических факторов.
Регламентация и организация деятельности представительных органов
Отмечая особенности регламентации и внутренней организации деятельности представительных органов, можно выделить опыт Думы города Владивостока, где в 2014 г. были созданы рабочие группы:
- по подготовке к празднованию во Владивостоке 70-летия Победы в Великой Отечественной войне;
- подготовке предложений, обеспечивающих предотвращение загрязнения акватории морского порта Владивосток при Думе города Владивостока;
- безопасности жизнедеятельности в городе.
Депутатами Думы города Томска были внесены изменения в устав города Томска, предусматривающие формирование представительного органа по пропорционально-мажоритарной системе: 10 депутатов Думы избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, а 27 депутатов Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат). По мнению депутатов Думы города Томска, смешанная избирательная система позволит избирателю выбирать и конкретных политических деятелей индивидуально, и понравившуюся ему политическую партию, а одномандатные избирательные округа позволят выявлять лидеров соответствующего избирательного округа.
Состав городской Думы города Усть-Илимска шестого созыва изменился на 65%. Из 20 парламентариев избиратели вновь оказали доверие семи депутатам предыдущего созыва. Тем не менее Дума старается максимально придерживаться принципа преемственности: утвержден перечень постоянных комиссий, налажено взаимодействие с общественными организациями, продолжают функционировать рабочие группы по отдельным актуальным направлениям.
Взаимодействие с местными администрациями и органами государственной власти субъектов РФ
Взаимодействуя с местными администрациями, депутаты представительных органов в 2014-2015 гг. продолжали работу в различных комиссиях, комитетах и рабочих группах, созданных администрациями (Абакан, Братск, Бердск, Благовещенск, Зима, Иркутск, Красноярск, Норильск, Нягань, Хабаровск и др.).
В рамках межведомственного взаимодействия Дума города Владивостока вошла в состав межведомственной рабочей группы по вопросам законности муниципальных нормативных правовых актов, противодействию коррупции, а также по вопросу постоянного мониторинга состояния законности в сфере экономики на территории города.
Представительные органы местного самоуправления проявляли законодательную инициативу, выступали с обращениями и предложениями в различные органы государственной власти.
Так, Мирнинским районным Советом депутатов принято решение «О законодательной инициативе в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия)". В результате законодательная инициатива была принята, а размер коэффициента изъятия для городских поселений снижен с 0,5 до 0,1%. В то же время не удалось реализовать законодательную инициативу в адрес Государственного Собрания (Ил Туман) Республики Саха (Якутия) по вопросу предоставления льготы на уплату налога за муниципальное имущество бюджетной сферы.
Городская Дума города Усть-Илимска активно взаимодействовала с правительством Иркутской области в ходе реализации закона Иркутской области «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области». Депутаты городской Думы принимали участие в семинарах и стажировках, проводимых Законодательным собранием Иркутской области совместно с правительством Иркутской области по исполнению вопросов местного значения, в т. ч. касающихся изменений федерального и областного законодательства.
Городской Думой были направлены многочисленные обращения по наиболее актуальным вопросам социально-экономического развития Усть-Илимска:
- губернатору Иркутской области, министру социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о реализации Положения об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан в части ограничения по единым социальным проездным билетам для льготных категорий граждан на проезд в общественном транспорте городского и пригородного сообщения;
- председателю Законодательного Собрания Иркутской области о рассмотрении и принятии предложения Усть-Илимска при применении методики расчета дотации на сбалансированность местных бюджетов;
- Министру образования и науки Российской Федерации о поддержке филиала Братского государственного университета экономики и права в Усть-Илимске;
- губернатору Иркутской области, председателю Законодательного Собрания Иркутской области о сохранении филиала Восточно-Сибирской государственной академии образования в Усть-Илимске;
- главному федеральному инспектору Иркутской области, полномочному представителю Президента РФ в Сибирском федеральном округе, в Общественный совет при Законодательном Собрании Иркутской области, министру транспорта Иркутской области, заместителю начальника Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» о проблемах железнодорожного сообщения.
Городская Дума города Южно-Сахалинска вышла в Сахалинскую областную Думу с законодательным предложением о внесении изменений в закон Сахалинской области «О муниципальных выборах в Сахалинской области» - установить единую для всех муниципальных образований Сахалинской области мажоритарную избирательную систему относительного большинства, при которой депутаты представительных органов избираются по одномандатным избирательным округам, а глава муниципального образования - по единому избирательному округу. В связи с принятыми Сахалинской областной Думой законодательными изменениями городская Дума города Южно-Сахалинска перешла на мажоритарную избирательную систему относительного большинства, при которой депутаты представительных органов избираются по одномандатным избирательным округам, а глава муниципального образования - по единому избирательному округу. В связи с принятыми Сахалинской областной Думой законодательными изменениями городская Дума города Южно-Сахалинска перешла на мажоритарную избирательную систему относительного большинства, при которой депутаты избираются по одномандатным избирательным округам, а глава муниципального образования избирается по единому избирательному округу.
Контроль за деятельностью должностных лиц и органов местного самоуправления
Значимую помощь в осуществлении контрольных функций Совета депутатов города Абакана по эффективности финансовой деятельности оказывает ревизионная комиссия. Являясь независимым, пост финансового контроля, подотчетным в своей деятельности Совету депутатов, ревизионной комиссией в 2014 г. подготовлено 11 заключений по проектам решений, проведено три контрольных мероприятия, сведения о которых ежеквартально рассматривались депутатами.
Депутатами Омского городского Совета принято решение «О муниципальном контроле за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами города Омска в сфере благоустройства». Документом определены права, обязанности и ответственность должностных лиц, осуществляющих муниципальный контроль в сфере благоустройства, формы осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства, права, обязанности физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по муниципальному контролю в сфере благоустройства.
Совершенствование форм участия жителей в осуществлении местного самоуправления
Совершенствуя формы участия жителей в осуществлении местного самоуправления, депутаты Совета Абакана принимают активное участие в подготовке и проведении публичных слушаний.
Омским городским Советом в 2014 г. было принято решение, согласно которому в Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Омске был внесен ряд изменений, направленных на совершенствование деятельности территориального общественного самоуправления города с учетом практики его осуществления в современных условиях.
Подведение итогов деятельности Молодежного парламента, созданного при Думе города Иркутска пятого созыва, позволило выявить необходимость оптимизации его работы. Дума приняла Положение о Молодежной думе города Иркутска, Положение о выборах депутатов Молодежной думы города Иркутска, а также утвердила состав Наблюдательного совета Молодежной думы города Иркутска. В соответствии с этими документами в конце 2014 г. были проведены выборы депутатов Молодежной думы города.
По инициативе Совета депутатов города Новосибирска проводятся благотворительные мероприятия. Так, в рамках акции «Марафон добра» депутаты совместно с представителями бизнеса и жителями города помогают детям, больным сахарным диабетом (дарят инсулиновые помпы). Особое внимание депутатов уделяется исполнению ряда финансовоемких наказов избирателей, в т. ч ремонту школ, благоустройству внутриквартальных территорий, ремонту дорог, открытию ресурсного центра общественных объединений. На базе нового ресурсного центра, открытого в Новосибирске, будут работать около 30 общественных организаций, в т. ч. школа молодого лидера, женская академия, школа проектирования, клубы по интересам, компьютерные курсы для инвалидов и пенсионеров, юридические консультации.
Дума города Усть-Илимска активно взаимодействует с советами общественности, советами микрорайонов, автономными некоммерческими организациями, советами домов и др. институтами общественного самоуправления в рамках решения задач формирования и пропаганды ценностей гражданского общества. Продолжается практика закрепления, курирования депутатами некоммерческих организаций и советов общественности. Сходы и собрания жителей организуются городской Думой с целью изучения общественного мнения и проведения разъяснительной работы с населением по актуальным вопросам местного значения. Гак, в 1-м полугодии 2014 г. были организованы сходы граждан по формированию перечня «Народных инициатив». С конца 2014 г. в ряде избирательных округов начата работа по проведению собраний по актуальным проблемам реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Иркутской области.
Одним их важнейших направлений работы городской Думы является организация волонтерского движения среди населения Усть-Илимска. Кроме того, городская Дума осуществляет взаимодействие с рядом общественных и некоммерческих организаций, выполняющих социально ориентированные функции, частности, в 2014 г. была поддержана инициатива АНО «Развитие регионов» по созданию стилизованного Илимского острога - музея под открытым небом, предназначенного для сохранения и изучения историко-культурного наследия народов Приангарья. Осуществляется взаимодействие с Общественной комиссией по контролю за исполнением депутатами наказов избирателей и городским молодежным парламентом.
Особое внимание депутаты муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока уделяют индивидуальной работе с избирателями, регулярно проводятся приемы граждан по личным вопросам. Наибольшее количество просьб и обращений, как правило, касаются вопросов предоставления жилых помещений, деятельности жилищно-коммунального хозяйства, социальной защиты, землепользования, а также проблем здравоохранения и образования, оказания материальной помощи. Депутаты оказывают необходимое содействие в решении проблем избирателей путем обращения в органы местного самоуправления и органы государственной власти, дают разъяснения по отдельным вопросам, оказывают помощь иного характера.
Механизмы и инструменты открытости в деятельности представительного органа
Представительные органы местного самоуправления предпринимают значительные меры для обеспечения открытости и прозрачности своей деятельности, формирования позитивного имиджа представительного органа.
Многие из них планомерно проводят информирование населения о деятельности органов местного самоуправления через информационные стенды, официальные сайты. Так, деятельность Совета депутатов города Абакана в 2014 г. регулярно освещалась в средствах массовой информации. Заседания Совета депутатов, постоянных комитетов проводились в открытом режиме. В целях обеспечения доступа к информации о деятельности Совета депутатов все принятые нормативно- правовые акты публикуются на сайте абакан.рф, в газете «Абакан», а также размещаются в информационно-справочных системах «Гарант» и «Консультант».
Кроме того, город Ангарск Иркутской области стал одним из победителей конкурса «Открытый муниципалитет - 2014» в номинации «Лучшая муниципальная практика открытости - вовлечение граждан в принятие решений и стимулирование гражданской инициативы».
Городская Дума города Усть-Илимска в 2014 г. начала работу по информированию населения об оказании бесплатной юридической и правозащитной помощи. С этой целью на официальном сайте Усть-Илимска (http://www.ust-ilimsk.ru) в разделе «Информация для горожан» собрана и размещена информация о предоставлении бесплатной юридической помощи на территории Иркутской области и города. Для того чтобы расширить целевую аудиторию и привлечь интерес молодежной аудитории начата работа по реализации народного проекта «Открытые двери» в социальных сетях «Одноклассники» и «ВКонтакте».
Мы надеемся, что представленный обзор деятельности представительных органов муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока будет полезен депутатам муниципальных образований различных российских регионов, окажет им содействие в решении стоящих перед представительным органом проблем.
по материалам журнала "Практика муниципального управления"
dgdsfgdfsgdsg