Практика деятельности представительных органов муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока

Тип: статья

В эпоху законодательных перемен

Работа депутатов представительных органов муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока в 2014 г. осуществлялась в условиях значительных законодательных перемен федерального и региональных уровней.

Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации"  предложил несколько моделей организации местного самоуправления в муниципальных образованиях Российской Федерации, а также предусмотрел случаи, когда субъекты РФ могут изменять перечни вопросов местного значения муниципальных образований, установленные Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федерации», перерас­пределять полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ.

В этой связи Думой города Томска в 2014 г. было организовано широкое обсуждение законодательных новаций, в т. ч. проведен круглый стол с участи­ем мэра города Томска, депутатов городской Думы, депутатов Законодатель­ной думы Томской области, общественности. Резолюцией данного круглого стола было выражено мнение муниципального образования «Город Томск» о нецелесообразности:

  • перехода на двухуровневую модель организации местного самоуправления (наделения муниципального образования статусом городского округа с внутри­городским делением) на территории Томска и необходимости сохранения для муниципального образования «Город Томск» статуса муниципального образо­вания - городской округ и действующей модели формирования органов мест­ного самоуправления;
  • перераспределения полномочий между органами местного самоуправления города и органами государственной власти Томской области. Думой города Томска данная позиция была представлена в администрации Томской области, Законодательной думе Томской области, результатом чего стало принятие соответствующего закона Томской области.

Аналогичное решение было принято участниками публичных слушаний в Но­вокузнецке. И оно также было учтено в законодательстве Кемеровской области. Однако в большинстве субъектов Сибири и Дальнего Востока были приняты нормативные акты, вносящие изменения в структуру органов местного само­управления, порядок избрания должностных лиц и т. д.

В связи с этим следует отметить, что, по мнению многих аналитиков, экспертов и практиков муниципального управления, различные организационные модели местного самоуправления имеют право на существование. Однако инструментом народовластия и демократической традицией они становятся только в том слу­чае, если приобретут устойчивость: существуют многие годы в муниципальном образовании, апробированы в различных внешних условиях.

Конечно, при любой организационной модели местного самоуправления общественные институты и органы власти имеют возможности для взаимодей­ствия. Однако для того чтобы это взаимодействие сформировалось и стало эф­фективным, требуются многие годы. Изменяя организационные основы каждое десятилетие, а то и чаще, традиция прерывается, власти вновь и вновь приходится доказывать свою состоятельность, завоевывать доверие граждан...

Практика совершенствования нормативно-правовой базы муниципальных образований

Мониторинг деятельности представительных органов муниципальных об­разований Сибири и Дальнего Востока, проведенный Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов в 2014 г., показал, что ее основными направлениями остаются следующие:

  • совершенствование нормативно-правовой базы;
  • взаимодействие с исполнительными органами власти и государственными ор­ганами субъектов РФ;
  • участие в межбюджетных отношениях;
  • работа с избирателями, поддержка некоммерческого сектора и активных жителей.

Так, формирование и постоянное совершенствование необходимой для муни­ципального образования нормативно-правовой базыАбакана является основой для эффективной деятельности органов местного самоуправления. Совет депутатов города Абакана направляет свою деятельность на сохранение направленности комплексного развития города, позитивных преобразований и качественного улучшения жизни абаканцев.

2014 г. в работе Совета депутатов города Абакана отмечен принятием таких важных для муниципального образования документов, как Стратегический план социально-экономического развития до 2021 года, и утверждение Генерального плана города Абакана. Эти документы определили стратегию градостроительного и социально-экономического развития городского округа на средне- и долго­срочный периоды, обозначили мероприятия для устойчивого совершенствова­ния городской среды, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры города в интересах его жителей.

Стратегические планы развития муниципальных образований как одни из главных нормативных документов развития обсуждались депутатами Артема, Барнаула, Владивостока, Дудинки, Иркутска, Новосибирска, Норильска, Омска, ЗАТО Северск, Сургута, Томска, Хабаровска и других муниципальных образований.

Также на заседаниях постоянных комитетов и сессиях представительных органов рассматривались следующие вопросы:

  • о планах и программах экономического, социального развития, по бюджету,налогам и сборам;
  • внесении изменений в устав муниципального образования;
  • контроле за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц; в протестах на принятые ранее решения;
  • внесении изменений в муниципальные акты, регулирующие вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, местными при­родными ресурсами, и правила землепользования и застройки;
  • обсуждении документов по вопросам культуры, образования, здравоохранения и социальной поддержке;
  • охране общественного порядка; вопросам ЖКХ и благо­устройства и другие.

Среди отдельных вопросов можно отметить решение Думы Артемовского городского округа «Об утверждении положения "О разработке и осуществлении мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федера­ции, проживающих на территории Артемовского городского округа, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адапта­ции мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов".

Депутаты Горно-Алтайского городского Совета депутатов приняли ряд нор­мативных актов по вопросу ликвидации последствий стихийных бедствий.

Необходимо также отметить  акты Думы города Иркутска, устанавливающие:

  • дополнительную меру социальной поддержки для детей из семей со среднеду­шевым доходом ниже величины прожиточного минимума, устанавливаемого правительством Иркутской области по Иркутской области в расчете на душу населения, в виде бесплатного обеспечения жидкими и пастообразными молоч­ными продуктами детского питания;
  • границы территории, на которой может быть создана народная дружина; в порядок проведения антикоррупционной экспертизы.

Заслуживающим внимания представляется решение Новосибирского Совета депутатов, согласно которому застройщики, занимающиеся возведе­нием жилья (за исключением индивидуального жилищного строительства), должны платить удвоенную арендную плату за пользование земельными участ­ками в случае, если не ввели в эксплуатацию построенные объекты по исте­чении трех лет с даты предоставления в аренду такого земельного участка. По мнению депутатов, с одной стороны, это будет побуждать арендаторов к своевременному строительству своих объектов и вводу их в эксплуатацию, а с другой - способствовать получению дополнительных доходов в бюджет города.

Представляет интерес решение Омского городского Совета «Об оценке ре­гулирующего воздействия проектов решений Омского городского Совета и экс­пертизе решений Омского городского Совета, затрагивающих вопросы пред­принимательской и инвестиционной деятельности». Документ принят в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или спо­собствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов.

В преддверии празднования 300-летнего юбилея Омска депутатами Омского городского Совета была завершена работа над символикой города - гербом и фла­гом. Официальные символы, соответствующие историческому прошлому, были зарегистрированы Геральдическим советом при Президенте РФ и внесены в Го­сударственный геральдический регистр Российской Федерации.

Следует отметить, что все представительные органы местного самоуправле­ния в 2014 г. неоднократно вносили изменения в уставы своих муниципальных образований, необходимость которых была вызвана изменением действующего законодательства. Чаще, чем прежде, вносились изменения в бюджеты муници­пальных образований. Менялись объемы доходов бюджетов, объемы расходов, дефицит бюджета, что было обусловлено резкими изменениями макроэкономи­ческих и микроэкономических факторов.

Регламентация и организация деятельности представительных органов

Отмечая особенности регламентации и внутренней организации деятельности представительных органов, можно выделить опыт Думы города Владивостока, где в 2014 г. были созданы рабочие группы:

  • по подготовке к празднованию во Владивостоке 70-летия Победы в Великой Отечественной войне;
  • подготовке предложений, обеспечивающих предотвращение загрязнения акватории морского порта Владивосток при Думе города Владивостока;
  • безопасности жизнедеятельности в городе.

Депутатами Думы города Томска были внесены изменения в устав города Томска, предусматривающие формирование представительного органа по пропорционально-мажоритарной системе: 10 депутатов Думы избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, а 27 депутатов Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат). По мне­нию депутатов Думы города Томска, смешанная избирательная система позволит избирателю выбирать и конкретных политических деятелей индивидуально, и по­нравившуюся ему политическую партию, а одномандатные избирательные округа позволят выявлять лидеров соответствующего избирательного округа.

Состав городской Думы города Усть-Илимска шестого созыва изменился на 65%. Из 20 парламентариев избиратели вновь оказали доверие семи депутатам предыдущего созыва. Тем не менее Дума старается максимально придерживаться принципа преемственности: утвержден перечень постоянных комиссий, налажено взаимодействие с общественными организациями, продолжают функционировать рабочие группы по отдельным актуальным направлениям.

Взаимодействие с местными администрациями и органами государственной власти субъектов РФ

Взаимодействуя с местными администрациями, депутаты представительных органов в 2014-2015 гг. продолжали работу в различных комиссиях, комитетах и рабочих группах, созданных администрациями (Абакан, Братск, Бердск, Благо­вещенск, Зима, Иркутск, Красноярск, Норильск, Нягань, Хабаровск и др.).

В рамках межведомственного взаимодействия Дума города Владивостока вошла в состав межведомственной рабочей группы по вопросам законности муниципальных нормативных правовых актов, противодействию коррупции, а также по вопросу посто­янного мониторинга состояния законности в сфере экономики на территории города.

Представительные органы местного самоуправления проявляли законода­тельную инициативу, выступали с обращениями и предложениями в различные органы государственной власти.

Так, Мирнинским районным Советом депутатов принято решение «О за­конодательной инициативе в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О вы­равнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия)". В результате законодательная инициатива была принята, а размер коэффициента изъятия для городских поселений снижен с 0,5 до 0,1%. В то же время не удалось реализовать законодательную инициативу в адрес Государственного Собрания (Ил Туман) Республики Саха (Якутия) по вопросу предоставления льготы на уплату налога за муниципальное имущество бюджетной сферы.

Городская Дума города Усть-Илимска активно взаимодействовала с правитель­ством Иркутской области в ходе реализации закона Иркутской области «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области». Депутаты городской Думы принимали участие в семинарах и стажировках, проводимых Законодательным собранием Иркутской области со­вместно с правительством Иркутской области по исполнению вопросов местного значения, в т. ч. касающихся изменений федерального и областного законодатель­ства.

Городской Думой были направлены многочисленные обращения по наиболее актуальным вопросам социально-экономического развития Усть-Илимска:

  • губернатору Иркутской области, министру социального развития, опеки и по­печительства Иркутской области о реализации Положения об обеспечении рав­ной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан в части ограничения по единым социальным проездным билетам для льготных категорий граждан на проезд в обществен­ном транспорте городского и пригородного сообщения;
  • председателю Законодательного Собрания Иркутской области о рассмотрении и принятии предложения Усть-Илимска при применении методики расчета до­тации на сбалансированность местных бюджетов;
  • Министру образования и науки Российской Федерации о поддержке филиала Братского государственного университета экономики и права в Усть-Илимске;
  • губернатору Иркутской области, председателю Законодательного Собрания Иркутской области о сохранении филиала Восточно-Сибирской государственной академии образования в Усть-Илимске;
  • главному федеральному инспектору Иркутской области, полномочному пред­ставителю Президента РФ в Сибирском федеральном округе, в Общественный совет при Законодательном Собрании Иркутской области, министру транспор­та Иркутской области, заместителю начальника Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» о проблемах железнодорожного сообщения.    

Городская Дума города Южно-Сахалинска вышла в Сахалинскую областную Думу с законодательным предложением о внесении изменений в закон Сахалин­ской области «О муниципальных выборах в Сахалинской области» - установить единую для всех муниципальных образований Сахалинской области мажоритар­ную избирательную систему относительного большинства, при которой депута­ты представительных органов избираются по одномандатным избирательным округам, а глава муниципального образования - по единому избирательному округу. В связи с принятыми Сахалинской областной Думой законодательными изменениями городская Дума города Южно-Сахалинска перешла на мажоритар­ную избирательную систему относительного большинства, при которой депутаты представительных органов избираются по одномандатным избирательным округам, а глава муниципального образования - по единому избирательному округу. В связи с принятыми Сахалинской областной Думой законодательными изменениями городская Дума города Южно-Сахалинска перешла на мажоритар­ную избирательную систему относительного большинства, при которой депутаты избираются по одномандатным избирательным округам, а глава муниципального образования избирается по единому избирательному округу.

Контроль за деятельностью должностных лиц и органов местного самоуправления

Значимую помощь в осуществлении контрольных функций Совета депута­тов города Абакана по эффективности финансовой деятельности оказывает ре­визионная комиссия. Являясь независимым, пост финансового контроля, подотчетным в своей деятельности Совету депутатов, ре­визионной комиссией в 2014 г. подготовлено 11 заключений по проектам решений, проведено три контрольных мероприятия, сведения о которых ежеквартально рассматривались депутатами.

Депутатами Омского городского Совета принято решение «О муниципальном контроле за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами города Омска в сфере благоустройства». Документом определены права, обязанности и ответственность должностных лиц, осуществляющих муниципаль­ный контроль в сфере благоустройства, формы осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства, права, обязанности физических и юридиче­ских лиц, индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по муниципальному контролю в сфере благоустройства.

Совершенствование форм участия жителей в осуществлении местного самоуправления

Совершенствуя формы участия жителей в осуществлении местного само­управления, депутаты Совета Абакана принимают активное участие в подготовке и проведении публичных слушаний.

Омским городским Советом в 2014 г. было принято решение, согласно кото­рому в Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Омске был внесен ряд изменений, направленных на совершенствование дея­тельности территориального общественного самоуправления города с учетом практики его осуществления в современных условиях.

Подведение итогов деятельности Молодежного парламента, созданного при Думе города Иркутска пятого созыва, позволило выявить необходимость оп­тимизации его работы. Дума приняла Положение о Молодежной думе города Иркутска, Положение о выборах депутатов Молодежной думы города Иркутска, а также утвердила состав Наблюдательного совета Молодежной думы города Иркутска. В соответствии с этими документами в конце 2014 г. были проведены выборы депутатов Молодежной думы города.

По инициативе Совета депутатов города Новосибирска проводятся благо­творительные мероприятия. Так, в рамках акции «Марафон добра» депутаты сов­местно с представителями бизнеса и жителями города помогают детям, больным сахарным диабетом (дарят инсулиновые помпы). Особое внимание депутатов уделяется исполнению ряда финансовоемких наказов избирателей, в т. ч ремонту школ, благоустройству внутриквартальных территорий, ремонту дорог, открытию ресурсного центра общественных объединений. На базе нового ресурсного центра, открытого в Новосибирске, будут работать около 30 общественных организаций, в т. ч. школа молодого лидера, женская академия, школа проектирования, клубы по интересам, компьютерные курсы для инвалидов и пенсионеров, юридические консультации.

Дума города Усть-Илимска активно взаимодействует с советами обществен­ности, советами микрорайонов, автономными некоммерческими организациями, советами домов и др. институтами общественного самоуправления в рамках решения задач формирования и пропаганды ценностей гражданского общества. Продолжается практика закрепления, курирования депутатами некоммерческих организаций и советов общественности. Сходы и собрания жителей организуются городской Думой с целью изучения общественного мнения и проведения разъяснительной работы с населением по актуальным вопросам местного значения. Гак, в 1-м полугодии 2014 г. были организованы сходы граждан по формированию перечня «Народных инициатив». С конца 2014 г. в ряде избирательных округов начата работа по проведению собраний по актуальным проблемам реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Иркутской области.

Одним их важнейших направлений работы городской Думы является организация волонтерского движения среди населения Усть-Илимска. Кроме того, городская Дума осуществляет взаимодействие с рядом общественных и некоммерческих организаций, выполняющих социально ориентированные функции, частности, в 2014 г. была поддержана инициатива АНО «Развитие регионов» по созданию стилизованного Илимского острога - музея под открытым небом, предназначенного для сохранения и изучения историко-культурного наследия народов Приангарья. Осуществляется взаимодействие с Общественной комиссией по контролю за исполнением депутатами наказов избирателей и городским молодежным парламентом.

Особое внимание депутаты муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока уделяют индивидуальной работе с избирателями, регулярно проводятся приемы граждан по личным вопросам. Наибольшее количество просьб и обращений, как правило, касаются вопросов предоставления жилых помещений, деятельности жилищно-коммунального хозяйства, социальной защиты, землепользования, а также проблем здравоохранения и образования, оказания материаль­ной помощи. Депутаты оказывают необходимое содействие в решении проблем избирателей путем обращения в органы местного самоуправления и органы государственной власти, дают разъяснения по отдельным вопросам, оказывают помощь иного характера.

Механизмы и инструменты открытости в деятельности представительного органа

Представительные органы местного самоуправления предпринимают значительные меры для обеспечения открытости и прозрачности своей деятельности, формирования позитивного имиджа представительного органа.

Многие из них планомерно проводят информирование населения о деятельности органов местного самоуправления через информационные стенды, официальные сайты. Так, деятельность Совета депутатов города Абакана в 2014 г. регулярно освещалась в средствах массовой информации. Заседания Совета депутатов, постоянных комитетов проводились в открытом режиме. В целях обеспечения доступа к информации о деятельности Совета депутатов все принятые нормативно- правовые акты публикуются на сайте абакан.рф, в газете «Абакан», а также размещаются в информационно-справочных системах «Гарант» и «Консультант».

Кроме того, город Ангарск Иркутской области стал одним из победителей конкурса «Открытый муниципалитет - 2014» в номинации «Лучшая муниципальная практика открытости - вовлечение граждан в принятие решений и стимулиро­вание гражданской инициативы».

Городская Дума города Усть-Илимска в 2014 г. начала работу по информи­рованию населения об оказании бесплатной юридической и правозащитной по­мощи. С этой целью на официальном сайте Усть-Илимска (http://www.ust-ilimsk.ru) в разделе «Информация для горожан» собрана и размещена информация о пре­доставлении бесплатной юридической помощи на территории Иркутской об­ласти и города. Для того чтобы расширить целевую аудиторию и привлечь ин­терес молодежной аудитории начата работа по реализации народного проекта «Открытые двери» в социальных сетях «Одноклассники» и «ВКонтакте».

Мы надеемся, что представленный обзор деятельности представительных органов муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока будет полезен депутатам муниципальных образований различных российских регионов, окажет им содействие в решении стоящих перед представительным органом проблем.

по материалам журнала "Практика муниципального управления"

dgdsfgdfsgdsg

Н.В. Мальковец, канд. пед. наук, доцент кафедры муниципального управления Ново­кузнецкого инсти­тута (филиала) ГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», ответственный секретарь секции местного само­управления Ассо­циации сибирских и дальневосточных городов