Роль стратегического планирования в муниципальном управлении
Стратегическое планирование - это систематический процесс, с помощью которого местные сообщества формируют картину своего будущего и определяют этапы его достижения, исходя из местных ресурсов.
При стратегическом планировании решаются следующие задачи:
- формирование миссии муниципального образования;
- плановое ведение хозяйственной деятельности муниципального образования;
- обеспечение конкурентоспособности в будущем на основе реализации долгосрочных программ;
- определение целей и задач;
- формирование программ и планов действий;
- поддержание соответствия между целями и возможностями территории;
- регулирование развития муниципального образования;
- определение приоритетов экономического и социального развития;
- выявление сильных и слабых сторон, индивидуальных особенностей муниципалитета;
- инвентаризация и рациональное распределение ресурсов;
- внутренняя координация деятельности, согласование групповых интересов внутри местного сообщества;
- привлечение инвестиций на территорию муниципального образования.
Роль стратегического планирования в муниципальном управлении трудно переоценить. Так, стратегический план развития муниципального образования определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, отвечающие интересам всего населения муниципального образования, и, учитывая существующие повседневные задачи территории, позволяет реализовывать долгосрочные цели, ориентированные на кардинальные изменения социально-экономических показателей. Стратегический план развития муниципального образования является важным инструментом в управлении его развитием, который помогает четко представить направление движения муниципального образования, его цели и сроки их достижения.
В то же время разработанная стратегия сама по себе не гарантирует успех. Ее умелая реализация за счет эффективных действий - вот что необходимо для достижения намеченных результатов. Путь к успеху - блестяще выполненная и эффективно реализованная стратегия. Эффективность ее реализации в данном случае будет невозможна без мониторинга на каждом этапе.
Разработка стратегического плана развития муниципального образования
Практически в каждом муниципальном образовании создана своя собственная, оригинальная методика разработки и реализации стратегического плана развития. В то же время существуют общие принципы и рекомендации, которыми следует руководствоваться всем муниципальным образованиям.
В частности, при разработке стратегии развития муниципального образования необходимо учитывать ряд факторов. В первую очередь состояние общества. Поскольку стратегическое планирование нацелено на максимальную концентрацию местных ресурсов и определение будущего для местного сообщества, соответственно, требуется активное участие в его разработке самого населения муниципального образования. Отсутствие общественно одобренной, принятой властями стратегии развития муниципального образования снижает качество муниципального управления, наносит ущерб внешнему и внутреннему имиджу муниципалитета.
В то же время необходимоучитывать интересы не только населения, но и бизнеса, а также вертикальные связи - с региональными, федеральными и горизонтальные - с соседними муниципальными образованиями. То есть задачи развития муниципального образования следует рассматривать в их сравнении, сопоставлении и соответствии с другими планами. Конфликт интересов в данном случае недопустим.
При сиратегическом планировании социально-экономического развития муниципального образования следует учитывать следующие характеристики:
- географические и климатические условия;
- природные ресурсы;
- финансово-экономическая база, состояние и результаты деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на данной территории;
- социальная организация жизнедеятельности населения;
- политическая ситуация, эффективность деятельности органов местной власти и др.
В основу стратегического плана должны быть положены принципы целевой направленности и взаимоувязанности с инвестиционными проектами, реализуемыми в прогнозируемом периоде. Стратегический план реализуется на основе взаимосвязанных мероприятий, в рамках которых проводятся институциональные и правовые преобразования, осуществляются конкретные инвестиционные проекты и принимаются управленческие решения.
В процессе разработки стратегического плана развития муниципального образования выполняются следующие этапы стратегического планирования:
Анализ-диагностика состояния муниципального образования, изучение определяющих развитие внешних и внутренних факторов, SWOT-анализ. На данном этапе следует определить сильные и слабые стороны муниципального образования, опасности и возможности. Для этого анализируются объективные данные о ресурсах муниципалитета - экономических, природных, человеческих и др.
Целеполагание - определение и утверждение главной цели, основных стратегических направлений,целей.
Планирование - формирование частных стратегий достижения целей по каждому направлению, отбор мер и распределение ответственности за реализацию плана.
Мониторинг стратегического плана развития муниципального образования,основная цель которого - обеспечение реализации и постоянное поддержание ак
туальности плана.
SWOT-анализ как метод определения стратегического развития муниципального образования
Одним из наиболее распространенных и действенных инструментов стратегического анализа является SWOT-анализ. На примере муниципального образования он может рассматриваться как средство представления, агрегации результатов детальных обследований и обоснований, итогом которых становятся четкие суждения относительно сравнительных преимуществ или недостатков муниципального образования.
На основе SWOT-анализа можно ответить на следующие вопросы.
- Какие возможности муниципальное образование может использовать и какие из них являются наилучшими?
- Каких угроз нужно опасаться больше всего?
- К каким стратегическим изменениям необходимо прибегнуть?
- Каковы сильные стороны муниципального образования и его преимущества в сравнении с аналогами?
- В чем слабые стороны, в чем муниципальное образование уступает потенциальным конкурентам?
- На преодоление каких слабых сторон нужно нацелить стратегию?
- Какие благоприятные возможности существуют для будущего развития муниципального образования?
- Какие потенциальные опасности наиболее вероятны в будущем?
На первом этапе один из основополагающих принципов SWOT-анализа - изучение сильных (преимуществ) и слабых (недостатков) сторон. Следует отметить: то, что сегодня кажется слабой стороной, может при определенных обстоятельствах стать решающим преимуществом. Так, удаленное положение муниципального образования - слабая сторона, но после строительства автодороги или аэропорта территория может стать центром рекреации или экзотического туризма. Сегодняшняя отсталость производственного оборудования означает неизбежность технической модернизации и связанного с ней экономического роста. В ходе SWOT-анализа должны быть предложены проекты и идеи превращения недостатков в преимущества, варианты лучшего использования имеющихся преимуществ.
Среди возможных сильных сторон муниципального образования следует обратить внимание на такие факторы, как:
- транспортный узел;
- центр агломерации, региональный центр;
- привлекательная природная среда, уникальные экологические ресурсы и природные ландшафты;
- активность и предприимчивость населения;
- высокий образовательно-квалификационный уровень населения;
- развитые культура и искусство, культурно-архитектурное наследие (реликвии, музеи);
- большие территориальные ресурсы в муниципальной собственности;
- наличие энергетических ресурсов;
- разнообразная жилая застройка;
- модернизация и расширение телекоммуникаций;
- развитые секторы науки, технологии и образования;
- центр экономической жизни, связанной с приморским положением, хорошо развитая система порта и материковой части;
- достаточно развитая сеть лечебных учреждений;
- международный аэропорт.
Среди возможных слабых сторон муниципального образования необходимо особо обратить внимание на следующие:
- удаленное положение муниципального образования;
- ограниченная транспортная доступность, удаленность от магистральных дорог, плохое состояние улиц, дорог и площадей;
- неблагоприятная демографическая ситуация и дефицит квалифицированных кадров;
- неразвитая туристская инфраструктура с низким уровнем комфорта;
- инженерная инфраструктура, не учитывающая специфику местных условий;
- безработица, высокая доля нетрудоспособных возрастов;
- загрязненная окружающая среда;
- низкая производительность строительной индустрии;
- недостаточный уровень развития телекоммуникаций, плохое функционирование связи;
- высокая аварийность на муниципальных инженерных коммуникациях;
- плохое состояние материальных ресурсов - здравоохранения, социального обеспечения, детских яслей и садов, школ, искусства и культуры, спорта и досуга;
- низкий уровень общественной безопасности;
- отсутствие средств на социальное развитие (бюджетные ограничения);
- слабая система бытового обслуживания;
- низкая эффективность работы коммунального хозяйства.
На втором этапе SWOT-анализа выявляются перспективные возможности и опасности (угрозы). Возможности - это положительные тенденции и явления во внешней среде, использование которых при правильной стратегии позволяет муниципальному образованию добиться существенного развития и удовлетворения потребностей населения. При этом обычно принимаются во внимание демографические, экономические, инфраструктурные, экологические, международные и политические процессы.
Будущее муниципального образования в значительной степени зависит от развития его отношений с соседними муниципальными образованиями как внутри страны, так и в международном контексте, от общей ситуации в экономике. Как правило, надо ориентироваться на развитие интеграционных процессов, расширение международных контактов. Очень серьезно влияет на развитие муниципального образования изменение транспортной сети, поэтому все возможности должны быть тщательно выявлены и проанализированы.
Инвестиционные перспективы также должны стать объектом анализа. Привлечение инвестиций в экономику муниципального образования является одной из наиболее важных задач, решение которой позволит достичь динамичного социально-экономического развития территории. Принятие мер по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований, формированию максимально комфортных условий работы для инвесторов может стать эффективным инструментом повышения благосостояния населения, будет способствовать финансовой устойчивости, стабильности, эффективному развитию экономики муниципального образования и региона в целом.
Кроме того, на будущее муниципальных образований оказывает влияние развитие региональной инженерной инфраструктуры. Появление новых мощных источников энергии и газораспределительных систем означает изменение в перспективах экономики муниципального образования. Общеполитические тенденции, особенно касающиеся децентрализации, также крайне важны. Если сфера компетенции местного самоуправления будет расширяться, его финансовая база укрепится, что положительно скажется на перспективах муниципального образования. В противном случае это приведет к отрицательным последствиям.
Потенциальными внешними возможностями могут выступать:
- экономический подъем в стране и мире;
- стабилизация рыночных механизмов;
- трансформации собственности;
- строительство автомобильных дорог;
- развитие местного и международного туризма;
- сотрудничество с другими городами агломерации;
- расширение международных контактов;
- региональное сотрудничество;
- рост самостоятельности муниципального уровня;
- децентрализация страны и развитие местного самоуправления.
Угрозы (опасности)-это отрицательные тенденции, которые при отсутствии реакции на них могут вызвать потери.Угрозами и общими источниками стратегических проблем муниципальных образований, в особенности если речь идет о крупных российских городах, являются общемировые процессы геоэкономического и экологического характера, связанные с глобализацией, общим ростом народонаселения Земли и одновременно пространственной дифференциацией демографических процессов, ускорением урбанизации и разрушением природной среды, ростом загрязнений, истощением ресурсов планеты. В муниципальных образованиях регионов России эти условия усугубил социально-экономический кризис, приведший к массовой бедности и вымиранию, острому социальному расслоению и дезадаптации, низкой совокупной покупательной способности населения, а следовательно, малой инвестиционной привлекательности российских городов.
Потенциальными внешними угрозами могут быть:
- общий спад в экономике;
- конкуренция со стороны других отечественных и иностранных экономических центров;
- неблагоприятные демографические тенденции, снижение рождаемости, старение населения и отток из муниципального образования молодежи;
- возрастание транспортных потоков, угроза окружающей среде;
- конкуренция с другими муниципальными образованиями как внутри страны, так и за ее пределами;
- сепаратизм в агломерации и регионе;
- ограничение самоуправления;
- изменение политической системы и связанные с этим изменения нормативно-правовой базы.
Таким образом, оценка сильных и слабых сторон по отношению к возможностям и угрозам внешней среды определяет наличие у муниципального образования стратегических перспектив и возможности их реализации. Обобщение результатов SWOT-анализа демонстрирует основные проблемы, стоящие перед экономикой и населением муниципального образования, и стратегические риски его развития в средне-идолгосрочной перспективе.
Практика использования методов SWOT-анализа (на примере г. Нягань)
В стратегическом плане муниципального образования «Город Нягань» благоприятные возможности связаны с мировым научно-техническим прогрессом, модернизацией, которые позволяют внедрять инновационные методы производства, а также со стабилизацией политической обстановки в России и за рубежом. Это обусловлено укреплением экономической роли России и, в частности, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры как поставщика энергетических ресурсов на мировой рынок и связанными с этим действиями федерального и регионального центров по реализации инвестиционной политики. Потенциальные опасности могут быть вызваны неустойчивой политической и экономической обстановкой в мире, России и округе, отрицательными демографическими процессами, социальной напряженностью, ухудшением экологической обстановки и угрозой утраты уникальной культуры коренных народов Севера. Внутренние условия анализируются с помощью метода SWOT-анализа, который позволяет выявить взаимосвязь между процессами, формирующими внутреннюю среду.
В таблице (в приложении) представлены извлечения из SWOT-анализа конкурентных возможностей внутренней среды муниципального образования «Город Нягань».
Как видно, метод SWOT-анализа может рассматриваться как средство представления и агрегации результатов детальных обследований и обоснований, итогом которых становятся четкие суждения относительно сравнительных преимуществ или недостатков города. Идеология SWOT-анализа дает возможность при этом не упустить из виду конечную цель всех расчетов и обоснований - дать ответ на вопросы о перспективных направлениях развития, позволяющих активизировать естественные преимущества, элиминировать недостатки, использовать все открывающиеся возможности и избежать потенциальных опасностей.
Стратегические цели
Этап целеполагания наиболее важен в разработке стратегического плана развития муниципального образования. На данном этапе должны быть определены главная цель, основные стратегические цели и направления развития, а также миссия муниципального образования.
ПРИМЕР: Решением Думы Любытинского муниципального района от 25.10.2012 № 136 утвержден Стратегический план социально-экономического развития Любытинского муниципального района Новгородской области до 2030 года. В разделе 3 «Стратегическое направление развития Любытинского муниципального района» определена миссия и стратегические цели Любытинского района.
Миссия Любытинского района сформулирована на перспективу до 2030 г.: «Откроем глубину Любытинского района, используя его преимущества, сохраним лесозаготовительное производство в качестве ведущего кластера, а также обеспечим высокий уровень жизни населения за счет роста экономического потенциала района, модернизируем агропромышленный комплекс и привлечем инвесторов».
Формулируя цели, необходимо выделить наиболее перспективные из них, которые могут быть реально осуществимы с учетом сложившейся ситуации, тенденций и имеющихся или привлеченных ресурсов, дать дополнительный позитивный социально-экономический эффект и способствовать дальнейшему развитию. Стратегические цели могут быть привязаны к стратегическим направлениям.
ПРИМЕР: Стратегические цели Любытинского района разработаны на основе текущей ситуации, с учетом анализа возможных направлений развития (см. рисунок). Стратегическое направление «Развитие агропромышленного комплекса» Девиз стратегического направления: «Повысим качество сельскохозяйственной продукции в нашем районе!».
Цели стратегического направления - обеспечение устойчивого развития сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения, рост уровня самообеспеченности населения Любытинского района основными видами продовольствия. Стратегическое направление «Повышение качества жизни»
Девиз стратегического направления: «Главное богатство Любытинского района - его жители».
Цель стратегического направления - повышение качества жизни в 2012- 2030 гг. за счет совершенствования социальной инфраструктуры, снижения уровня бедности и повышения качества среды обитания.
Стратегическое направление «Повышение инвестиционной привлекательности» Девиз стратегического направления: «Любытинский район будет развиваться и процветать!».
Цели стратегического направления - создание условий для развития инвестиционной деятельности, мобилизация имеющихся и привлечение новых инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики Любытинского района в 2012-2030 гг.
Особое внимание необходимо уделять реализации планов и программ стратегического развития муниципального образования. В частности, должны быть определены ответственные исполнители и координаторы реализации стратегических документов.
Стратегические направления развития Люблинского муниципального района до 2030 г. |
Развите агропромышленного комплекса |
Повышение качества жизни населения |
Повышение инвестиционной привлекательности |
ПРИМЕР: Механизм реализации программы социально-экономического развития городского округа «Город Чита» на 2008-2022 гг. предполагает, что ответственными исполнителями по основным мероприятиям комплексной программы социально-экономического развития городского округа «Город Чита» на 2008-2022 гг. являются органы управления администрации, учреждения и организации городского округа. Координатором реализации мероприятий программы выступает комитет экономики администрации городского округа «Город Чита». К функциям координатора относятся:
- мониторинг реализации программы; 0 подготовка отчетов о реализации программы;
- формирование годового плана социально-экономического развития на очередной финансовый год на основании бюджетных заявок, предоставленных органами управления администрации городского округа «Город Чита», ответственными за реализацию основных направлений программы;
- координация работы по подготовке изменений и дополнений в программу в целях поддержания ее актуальности.
Таким образом, стратегическое планирование - это не разновидность управленческой работы, реализуемой только за счет создания специализированного подразделения в составе местной администрации. Это деятельность, которая требует распределения функций стратегического планирования между представительным и исполнительным органами, а также вовлечения в нее общественности и бизнеса.
В целом большинство муниципальных образований признали высокую значимость документов стратегического планирования в муниципальном управлении. В частности, как показывает практика, в последнее время муниципальные образования стали активно разрабатывать документы стратегического планирования. Стратегический план позволяет им выделить приоритеты среди возможных регулирующих мер для осуществления инвестиционной, социальной, экономической, экологической политики, муниципальных программ в сфере градостроительства и др. Ктому же его разработка является одним из способов внедрения новых, эффективных методов и инструментов.
По материалам журнала "Практика муниципального управления"