В 2004 г. впервые избран главой Шатурского муниципального района, 12 октября 2008 г. избран на второй срок, 8 сентября 2013 г.-на третий. Секретарь политсовета Шатурского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия». Решением президиума Международной академии общественных наук от 25.07.2007 № 39 ему присвоено Почетное звание члена-корреспондента МАОН. Награжден: медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» (II степени); почетными знаками Московской областной Думы «За вклад в развитие законодательства», «За верность Подмосковью»;знаками губернатора Московской области «БЛАГОДАРЮ», «За труды и усердие», «За полезное». Победитель Первого национального конкурса «Информационное партнерство: власть -общество - СМИ» в номинации «Народный глава». Занял второе место в Ежегодном конкурсе муниципальных образований 2009 г. в номинации «Лучший глава муниципального образования». Спецпризер Второго Всероссийского конкурса «Открытый муниципалитет» в номинации «Самый открытый глава муниципального образования» (2013 г.). Награжден дипломом «За успешное внедрение механизмов открытости в деятельности органов местного самоуправления».
Андрей Давыдович, в прошлом году вы были избраны главой муниципального района третий раз подряд. На ваш взгляд, в чем причина такого постоянства избирателей?
Думаю, это положительная оценка моей работы. Хотя отмечу, что каждые выборы приносят что-то свое, что нужно взять на вооружение. Например, в первую мою выборную кампанию первоочередными проблемами были текущие крыши, продуваемые межпанельные швы, низкая температура в квартирах, отсутствие горячей воды вне отопительного сезона. Существовавший дефицит тепла мы ликвидировали, переведя на природный газ три крупные мазутные котельные. В поселке Шатурторф газовая котельная не справлялась и не могла полностью обогреть жилые дома, мы модернизировали установленные там котлы, повысив их мощность. Сейчас во всех квартирах поселка тепло.
До моего прихода к власти в селах и поселках горячая вода в квартиры поступала только во время отопительного сезона, в остальное время люди водой не пользовались, власти аргументировали это тем, что топить котельную летом дорого. Поэтому начиналась моя деятельность с разъяснения населению простых истин: если в квартире есть кран, значит, горячая вода из него должна течь круглогодично - сколько бы это ни стоило бюджету. Сейчас горячая вода по району есть, и все уже воспринимают это как само собой разумеющееся.
Таких вопросов, препятствующих комфортной жизни населения, было решено в годы моей работы достаточно. Например, много жалоб поступало на работу пассажирского транспорта: срывы расписания, поломки автобусов, удручающее состояние автопарка. Сегодня мы поменяли ситуацию в корне и обрели возможность разрабатывать расписание по просьбам населения, вводить новые маршруты, менять схему движения транспорта. Раньше не было ни одного школьного автобуса, дети из деревень сами добирались до места учебы. Сегодня таких автобусов семь, и они возят детей из деревень во все сельские школы.
Люди видят, как год от года меняется их жизнь в сторону улучшения, видимо, поэтому и доверили мне район в очередной раз.
А как вы формируете бюджет района, какие есть возможности для его оптимизации?
Каких-то особенностей формирования бюджета Шатурского района нет: как и в других муниципальных образованиях, наш бюджет разрабатывается по нормативам подушевого финансирования, принятым для всей Московской области. Пожалуй, единственная особенность: мы отказываемся от дотаций, просим заменить их на дополнительные отчисления от налога на физических лиц. Делаем это намеренно, сидеть и ждать дотаций-это не для нас. Администрация района договаривается с местным бизнес-сообществом, что заработная плата должна индексироваться и выплачиваться открыто и прозрачно, а не в конвертах. Подписывается трехстороннее соглашение между районной администрацией, профсоюзами и работодателями, в котором устанавливается минимальный размер заработной платы на текущий период. Кроме того, проводим отраслевые соглашения, где оговариваем уровень зарплаты в промышленности, строительстве или торговле. Потому что легально выплаченная заработная плата - это гарантированное поступление налогов в бюджеты всех уровней.
Бюджет формируется непросто. К примеру, мы не получили из области в достаточном объеме средства на содержание Комплексного молодежного центра, не получили ни копейки на содержание Единой дежурной диспетчерской службы -телефон 112. Есть еще отдельные вопросы, на которые средств либо не хватает, либо они предусмотрены далеко не в полном объеме. В таких условиях мы вынуждены финансировать в первую очередь вопросы, которые являются для нас наиболее важными, и не спешить с финансированием непервоочередных.
Является ли малый бизнес у вас реальной силой? Удается ли его поддерживать в сегодняшних условиях? Какова доля малого бизнеса, как много людей работает в этой сфере?
Малый бизнес в Шатурском районе является действительно реальной силой, в этой сфере работает более 10 тыс. чел., а это четвертая часть трудоспособного населения, и они формируют на сегодня примерно 22% доходной части бюджета. После кризиса 2008-2010 гг. кто первым встал на ноги? Кто быстрее оправился после сильнейшего удара? Малый бизнес.
К сожалению, мы не устанавливаем налоговые льготы, нету нас такой возможности и такого права. Чем мы можем поддержать малый бизнес? Такие предприятия и организации имеют возможность получить в аренду помещения, находящиеся в муниципальной собственности, и на льготных условиях выкупить площади, которые они занимают. Кроме того, мы предоставляем гранты по муниципальной программе поддержки малого бизнеса. Пусть это и небольшие деньги, но у нас есть предприятия, которые получали по 600 тыс. руб., по 200 тыс., по 100 тыс. Согласен, это не такие уж крупные суммы для развития предприятий малого бизнеса, но для них это тоже поддержка.
Также вместе со службой занятости населения на протяжении последних трех лет мы ведем активную работу по поддержке граждан, решивших создать свой бизнес, открыть собственное дело. Им выплачивается порядка 70 тыс. руб. Конечно, это не очень большие деньги, но людей, обратившихся за финансовой помощью и начавшихтрудиться в районе самостоятельно, насчитывается уже порядка 150 чел.
Каким потенциалом располагают местные сельхозпроизводители?
В Шатурском районе стабильный, давно сложившийся рынок сельхозпроизводителей. В первую очередь следует отметить наших «тяжеловесов» -ООО «АПК"Шатурский"» и ООО «Экологическое хозяйство "Спартак"». Это два крупнейших хозяйства, работающих по нескольку десятков лет, их продукция давно полюбилась и шатурянам, и гостям нашего района. Много у нее постоянных поклонников и ценителей и среди столичных жителей, которые, приезжая на дачу, приобретают молоко, творог, кефир и прочую молочную продукцию. Есть свои покупатели и у местных фермеров, стаж которых на нашей шатурской земле исчисляется десятками лет, в течение которых они непрестанно снабжают и местных, и приезжих покупателей отборными овощами. Как известно, в сельском хозяйстве многое зависит от погоды, поэтому у фермеров год на год не приходится. Но в целом крестьянские хозяйства у насуже стали неотъемлемой частью сельскохозяйственной отрасли района.
Из новых, появившихся в последние несколько лет на землях Пышлицкого сельского поселения, нужно отметить два хозяйства, которые занимаются производством семенного картофеля, - это ООО «Агро-форвард» и ООО «Агроцентр"Коренево">>. В этом же поселении успешно развивается ООО «Евроонлайн» -сельхозпредприятие, занимающееся производством баранины и открывшее ферму «Баранье царство».
Реализуются ли на территории района какие-либо инвестиционные проекты в промышленности?
К сожалению, кроме кирпичного завода в Крива ндинском сельском поселении и компании «Спецжелезобетон» других строящихся предприятий на территории района нет. Наш самый главный пробел, который мы должны заполнить в ближайшее время,- это привлечение инвестиций и создание рабочих мест в районе. Созданных за последние пять лет почти 600 рабочих мест мало, нам необходимо еще 400-500.
Мы рады инвесторам, но это не значит, что нами будут рассматриваться предложения по строительству объектов, связанных с утилизацией промышленных отходов либо переработкой бытового мусора. С такими предложениями к нам обращаются на дню по несколько раз. Но вредные производства нам на территории не нужны.
В настоящее время мы разрабатываем инвестиционный паспорт, учитывающий буквально все площадки для реализации проектов в промышленности, которые уже поставили на учет и по которым собраны техусловия, т. е. где есть возможность подключения электроэнергии, газа, воды, канализации. В настоящее время готовим их презентацию, будем размещать ее на всех сайтах, информационных площадках, активно заявлять о себе.
Нами проведен сравнительный анализ с соседними муниципальными образованиями и областями в части инвестиционной привлекательности, есть позиции для района выигрышные, есть проигрышные. Пожалуй, самая выигрышная - наличие трудовых ресурсов. Кроме того, свободных площадей у нас достаточно, неплохая транспортная доступность. Надеемся привлечь инвесторов на свою территорию.
Как складываются взаимоотношения с контрольно-надзорными органами?
Начиная с 2010 г. мы почувствовали резкое увеличение количества проверок, но сейчас оно стабилизировалось. Считаю, что проверять муниципалитеты нужно и важно, так как мы участвуем в различных программах, получаем денежные средства из бюджетов разных уровней - федерального, областного. Их расходование в любом случае нужно контролировать. Кто нас проверяет? Проверяют счетная палата района, счетная палата Московской области, контрольно-ревизионное управление Минфина России, полиция, прокуратура... В комнате для проверяющих редко бывает пусто. Если раньше на каждую проверку реагировали возбужденно, это являлось неординарным событием, то сейчас, возможно, уже привыкли. Бывает, что одни проверяющие еще не ушли, а другие уже прислали уведомление, что придут с проверкой. Относимся к этому спокойно, сдержанно, с пониманием, стараемся с проверяющими органами найти общий язык.
Ведется ли в районе инвестиционное жилищное строительство?
У нас реализован большой проект по строительству жилья для переселенцев с Байконура, для них в нашем районе сдано три дома. Кроме того, расселяем переселенцев с Крайнего Севера, предоставляем жилье офицерам запаса.
В 2013 г. мы построили жилья больше, чем в 2012 г. Пока не решили поставленную руководством области задачу строить квадратный метр на человека в год, но зато есть к чему стремиться. Сформирован спрос на участки под возведение многоквартирных жилых домов. В апреле 2013 г. мы продавали право аренды шести участков под строительство, на все стартовая цена аренды выросла в 10-12 раз. То есть конкуренция между теми, кто хотел бы строить в нашем районе, большая. У нас нет монополиста на строительном рынке -жилье строят не только шатурские строители, но и приезжие.
Проблему обманутых вкладчиков решили еще в 2007 г., и возвращаться к ней не хочется. Поэтому в район приглашаем тех, кто действительно хочет строить, а не собрать деньги и сбежать. Пока чутье нас не подводило.
Как решаются проблемы ветхого (аварийного) жилья?
Программа переселения из аварийного жилищного фонда реализуется в нашем районе уже девятый год (с 2006-го). Когда приступали к ее реализации, еще не было ни областной, ни федеральной программ, и первые дома в Шатуре расселялись за счет собственных средств. Но кактолькозаработали государственные программы, мы в них сразу же вошли и, можно сказать, стали одними из пионеров в Подмосковье.
С тех пор ежегодно наш район - самый активный участник программы переселения, и за минувшие годы новое комфортное жилье люди получили в Шатуре, микрорайоне Керва, поселках Шатурторф, Черусти, Бакшеево. В прошлом году мы построили новые дома в Дмитровском и Кривандинском поселениях, сегодня идет строительство домов под расселение жителей аварийных квартир в поселках ЧерустиДу-голесский Бор, Радовицкий. Задача на 2014 г. - переселение из ветхого (аварийного) жилья 475 чел., начало строительства домов в Туголесском Боре, Осанове, Бакшееве, Мишеронском.
Является ли население союзником и помощником местной власти?
Несомненно, раз люди втретий раз поддержали на выборах меня и мою команду, значит, они являются нашими сторонниками. Но вместе с тем в ходе предвыборной кампании дали наказ и рассказали о том, что хотели бы в жизни района изменить. И мы работаем, чтобы население почувствовало эти перемены к лучшему: строим жилье, детские сады, ищем инвесторов, создаем рабочие места, выделяем землю для дачного и жилищного строительства, подводим природный газ, сети, коммуникации.
В то же время следует отметить, что население прежде всего выступает инициатором каких-то событий, происходящих в районе. И здесь год от года возрастает роль общественной палаты, совета депутатов, совета ветеранов, отдельных рядовых активистов, которые не дают власти прозябать, периодически выходят на нас с конкретными предложениями - инициативами.
В ноябре -декабре 2013 г. мы проводили очередной социологический опрос о работе шатурской полиции. Есть, конечно, в адрес полиции обоснованная критика, но знаете, что понравилось? На вопрос: «Окажете ли вы помощь сотруднику полиции» 80% респондентов ответили положительно.
У нас в районе уже не первый год работает народная дружина, которая состоит из представителей наиболее активной молодежи. Госдума еще только закон рассматривает о народных дружинах и их содействии в охране общественного порядка, а в Шатурском районе народная дружина работает уже много лет: люди в форменных куртках, с жетонами выходят на улицы города и помогают сотрудникам полиции в наведении общественного порядка. Это и есть реальная помощь населения местной власти.
Какие проблемы больше всего беспокоят население вашего района? Как собираетесь их решать?
Социологические опросы мы проводим регулярно, поэтому знаем, что на данный момент тревожит население больше всего. Это качество оказания медицинских услуг, наличие медицинских кадров, возможность получать достойную заработную плату, не выезжая за пределы района, охрана общественного порядка и благоустройство территории. Одна из тем, которая активно обсуждается, хоть и касается не всех, - это переселение из аварийного жилья. Результаты социологических опросов населения широко используются нами, на их основе мы выбираем направление для своей деятельности.
Если говорить, имеется ли у нас таблетка для решения этих проблем, - нет, таблетки нет. Рецепт, по идее, есть, но стоит больших денег. Сейчас ремонтируем Шатурскую центральную районную больницу-поочередно один за другим все корпуса, но к тому времени, когда заканчиваются работы в последних, первые из отремонтированных приходят в такое состояние, что им снова требуется ремонт. В этом году мы от многолетней практики не отступим, планируем отремонтировать взрослую поликлинику и детское инфекционное отделение.
Для решения проблемы обеспеченности кадрами мы привлекаем специалистов в район, предоставляем им жилье. В 2013 г. было предоставлено 13 квартир медицинским работникам. На сегодняшний день еще пять семей врачей ожидают получения жилья. Вместе стем велик процент совмещения врачами служебной нагрузки, практически каждый работает на полторы ставки. Мы сегодня можем взять еще порядка 60 чел., но это палка о двух концах: если мы наберем эти недостающие 60 чел., уменьшится зарплата всех остальных. Будут ли они работать за меньшие деньги? Скорее всего, нет. Поэтому здесь пытаемся найти золотую середину.
Задачи, которые перед нами стоят, понятны. Мы строим дома для переселения людей из аварийного жилья, предоставляем жилье очередникам, реконструируем и возводим новые детские сады, занимаемся привлечением инвесторов, чтобы решить проблему рабочих мест.
Для большей безопасности жителей района устанавливаем камеры системы видеонаблюдения «Безопасный город». В г. Шатуре расположено 14 камер видеонаблюдения. Под внешним наблюдением в режиме круглосуточной записи находятся основные муниципальные объекты: стадион «Энергия», Дворец спорта «Шатура», ДК им. Нариманова, а также другие наиболее проблемные участки города. Установлено семь видеокамер в зале многофункционального центра (МФЦ).
Диспетчерами единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) в круглосуточном режиме производится наблюдение за городом с помощью системы видеонаблюдения. Несколько ДТП было расследовано с помощью записей с камер видеонаблюдения, когда виновник ДТП скрывался с места происшествия. Изображение со всех видеокамер записывается в архив глубиной два месяца.
В числе первых в области мы открыли службу «112» для оперативного решения вопросов населения. ЕДДС была создана в 2010 г., а с февраля 2013 г. это муниципальное казенное учреждение «Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования "Шатурский муниципальный район"». Целью ее создания является повышение готовности органов местного самоуправления и служб муниципального района к реагированию на угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций или происшествий,эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств муниципального звена Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т.ч. по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального района, защите населений и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
В Шатурскую ЕДДС за 2013 г. поступило 5212 обращений граждан, в т. ч. по вопросам оказания медицинской помощи -1128, вопросам ЖКХ -1462, вопросам безопасности -1158, сообщений по нелегальному проживанию граждан -41, по прочим вопросам-1423.
Для приема и передачи экстренных сообщений о чрезвычайных ситуациях предусмотрено использование многоканального единого телефонного номера «112». С декабря 2011 г. на территории Шатурского района прием звонков осуществляется и от сотовых операторов.
Вы были впервые избраны главой района в 2004 г. Что изменилось в районе за прошедшее время и что сбылось из того, что вы задумали в начале своей деятельности?
К моменту моего вступления в должность районный центр Шатура больше напоминал деревню, а не город. Мне хотелось превратить эту деревню сначала в поселок, а уж потом поселок - в город. На мой взгляд, в течение первых четырех лет сделать это удалось.
Я рад, что нам удается строить большое количество жилья в сельской местности, что практически все сельские больницы приведены в надлежащее состояние. Радует, что у нас хороший подвижной состав автобусного парка и нет срывов расписания пассажирских автобусов. Еще не все проблемы решены с дорогами, но если сравнить, в каком состоянии эти дороги были, когда я принимал район, стем, какие они сейчас, - это значительные перемены, мы в этой сфере продвинулись не на шаг - на несколько шагов вперед!
Конечно, хотелось бы привлечь инвесторов для строительства двух-трех крупных заводов. Но еще до моего вступления в должность наш район один раз такие шансы упустил - тогда, с 2000 по 2004 г., был бум инвестиционной активности в Московской области. Сейчас такого оживления нет, а все крупные инвесторы, имевшие возможность основаться у нас, ушли в соседние области.
Теперь, когда уже накоплен большой опыт работы, вы ни разу не пожалели, что решились на такой непростой шаг - стать главой муниципального образования?
Мне нравится моя работа, я получаю от нее удовольствие. Разве можно жалеть о чем-то, занимаясь любимым делом? У главы достойная заработная плата, определенный социальный статус. Изначально я намеревался работать открыто, доступно, гласно. По-моему, быть на виду, быть среди людей - для руководителя муниципального образования самое главное. Когда население видит главу - представителя самой приближенной к населению власти на катке, в плавательном бассейне, на дороге, по которой он едет на велосипеде, на городском пляже или встречает его на улице города и может задать ему вопрос, обратиться с любой просьбой, это правильно. И каждый житель района знает, что его выслушают, ему не откажут.
Традиционный вопрос для всех мэров: ваш жизненный девиз?
Одна из главных заповедей для меня: относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились ктебе. Мне часто говорят: зачем ты берешь на работу того или иного человека, он же уже себя зарекомендовал определенным образом. А я считаю, что у человека всегда должен быть шанс. И даже если он был моим предшественником или работал в команде предшественника, я ему дам шанс. Глава района - работа временная. Когда-то и я буду бывшим главой. И я хочу, чтобы и тогда ко мне относились так, как я относился к своим предшественникам, ко всем, кто меня окружает. Такой у меня подход.
По материалам журнала "Практика муниципального управления"