Работать открыто, доступно, гласно

Тип: статья

В 2004 г. впервые избран главой Шатурского муниципального района, 12 октября 2008 г. из­бран на второй срок, 8 сентября 2013 г.-на третий. Секретарь политсовета Шатурского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия». Решением президиума Международной академии общественных наук от 25.07.2007 № 39 ему присвоено Почетное звание члена-корреспондента МАОН. Награжден: медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» (II степени); почетными знаками Московской областной Думы «За вклад в развитие законодательства», «За верность Подмосковью»;знаками губернатора Московской области «БЛАГОДАРЮ», «За труды и усердие», «За полезное». Победитель Первого национального конкурса «Информационное партнерство: власть -общество - СМИ» в номинации «Народный глава». Занял второе место в Ежегодном конкурсе муниципальных образований 2009 г. в номинации «Лучший глава муниципального образования». Спецпризер Второго Всероссийского конкурса «Открытый муниципалитет» в номинации «Самый открытый глава муниципального образования» (2013 г.). Награжден дипломом «За успешное внедрение механизмов открытости в деятельности органов местного самоуправления».

Андрей Давыдович, в прошлом году вы были избраны главой муниципального района тре­тий раз подряд. На ваш взгляд, в чем причина такого постоянства избирателей?

Думаю, это положительная оценка моей работы. Хотя отмечу, что каждые выборы приносят что-то свое, что нужно взять на вооружение. Например, в первую мою выборную кампанию первоочередными пробле­мами были текущие крыши, продуваемые межпанель­ные швы, низкая температура в квартирах, отсутствие горячей воды вне отопительного сезона. Существо­вавший дефицит тепла мы ликвидировали, переведя на природный газ три крупные мазутные котельные. В поселке Шатурторф газовая котельная не справлялась и не могла полностью обогреть жилые дома, мы модернизировали установленные там котлы, по­высив их мощность. Сейчас во всех квартирах поселка тепло.

До моего прихода к власти в селах и по­селках горячая вода в квартиры поступала только во время отопительного сезона, в остальное время люди водой не пользова­лись, власти аргументировали это тем, что топить котельную летом дорого. Поэтому на­чиналась моя деятельность с разъяснения населению простых истин: если в квартире есть кран, значит, горячая вода из него долж­на течь круглогодично - сколько бы это ни стоило бюджету. Сейчас горячая вода по рай­ону есть, и все уже воспринимают это как само собой разумеющееся.

Таких вопросов, препятствующих комфортной жизни населения, было решено в годы моей работы достаточно. Например, много жалоб поступало на работу пассажирского транспорта: срывы расписания, поломки автобусов, удручающее состояние автопар­ка. Сегодня мы поменяли ситуацию в корне и обрели возможность разрабатывать расписание по просьбам населения, вводить новые маршруты, менять схему движения транспорта. Раньше не было ни одного школьного автобуса, дети из деревень сами добира­лись до места учебы. Сегодня таких автобусов семь, и они возят детей из деревень во все сельские школы.

Люди видят, как год от года меняется их жизнь в сторону улучшения, видимо, поэтому и доверили мне район в очередной раз.

А как вы формируете бюджет района, какие есть возможности для его оптимизации?

Каких-то особенностей формирования бюджета Шатурского района нет: как и в других муниципальных образованиях, наш бюджет разрабатывается по нор­мативам подушевого финансирования, принятым для всей Московской области. Пожалуй, единственная особенность: мы отказываемся от дотаций, просим заменить их на дополнительные отчисления от на­лога на физических лиц. Делаем это намеренно, сидеть и ждать дотаций-это не для нас. Администрация рай­она договаривается с местным бизнес-сообществом, что заработная плата должна индексироваться и выплачиваться открыто и прозрачно, а не в конвертах. Подписывается трехстороннее соглашение между районной администрацией, профсоюзами и работо­дателями, в котором устанавливается минимальный размер заработной платы на текущий период. Кроме того, проводим отраслевые соглашения, где оговари­ваем уровень зарплаты в промышленности, строи­тельстве или торговле. Потому что легально выпла­ченная заработная плата - это гарантированное по­ступление налогов в бюджеты всех уровней.

Бюджет формируется непросто. К примеру, мы не получили из области в достаточном объеме сред­ства на содержание Комплексного молодежного центра, не получили ни копейки на содержание Еди­ной дежурной диспетчерской службы -телефон 112. Есть еще отдельные вопросы, на которые средств либо не хватает, либо они предусмотрены далеко не в пол­ном объеме. В таких условиях мы вынуждены финан­сировать в первую очередь вопросы, которые явля­ются для нас наиболее важными, и не спешить с фи­нансированием непервоочередных.

Является ли малый бизнес у вас реальной силой? Удается ли его поддерживать в сегодняшних условиях? Какова доля малого бизнеса, как много людей работает в этой сфере?

Малый бизнес в Шатурском районе является дей­ствительно реальной силой, в этой сфере работает более 10 тыс. чел., а это четвертая часть трудоспособ­ного населения, и они формируют на сегодня пример­но 22% доходной части бюджета. После кризиса 2008-2010 гг. кто первым встал на ноги? Кто быстрее оправился после сильнейшего удара? Малый бизнес.

К сожалению, мы не устанавливаем налоговые льготы, нету нас такой возможности и такого права. Чем мы можем поддержать малый бизнес? Такие пред­приятия и организации имеют возможность получить в аренду помещения, находящиеся в муниципальной собственности, и на льготных условиях выкупить площади, которые они занимают. Кроме того, мы пре­доставляем гранты по муниципальной программе поддержки малого бизнеса. Пусть это и небольшие деньги, но у нас есть предприятия, которые получали по 600 тыс. руб., по 200 тыс., по 100 тыс. Согласен, это не такие уж крупные суммы для развития предпри­ятий малого бизнеса, но для них это тоже поддержка.

Также вместе со службой занятости населения на протяжении последних трех лет мы ведем активную работу по поддержке граждан, решивших создать свой бизнес, открыть собственное дело. Им выпла­чивается порядка 70 тыс. руб. Конечно, это не очень большие деньги, но людей, обратившихся за финан­совой помощью и начавшихтрудиться в районе само­стоятельно, насчитывается уже порядка 150 чел.

Каким потенциалом располагают местные сельхозпроизводители?

В Шатурском районе стабильный, давно сло­жившийся рынок сельхозпроизводителей. В первую очередь следует отметить наших «тяжеловесов» -ООО «АПК"Шатурский"» и ООО «Экологическое хо­зяйство "Спартак"». Это два крупнейших хозяйства, работающих по нескольку десятков лет, их продукция давно полюбилась и шатурянам, и гостям нашего рай­она. Много у нее постоянных поклонников и цените­лей и среди столичных жителей, которые, приезжая на дачу, приобретают молоко, творог, кефир и прочую молочную продукцию. Есть свои покупатели и у мест­ных фермеров, стаж которых на нашей шатурской земле исчисляется десятками лет, в течение которых они непрестанно снабжают и местных, и приезжих покупателей отборными овощами. Как известно, в сельском хозяйстве многое зависит от погоды, по­этому у фермеров год на год не приходится. Но в целом крестьянские хозяйства у насуже стали неотъемлемой частью сельскохозяйственной отрасли района.

Из новых, появившихся в последние несколько лет на землях Пышлицкого сельского поселения, нуж­но отметить два хозяйства, которые занимаются про­изводством семенного картофеля, - это ООО «Агро-форвард» и ООО «Агроцентр"Коренево">>. В этом же поселении успешно развивается ООО «Евроонлайн» -сельхозпредприятие, занимающееся производством баранины и открывшее ферму «Баранье царство».

Реализуются ли на территории района какие-либо инвестиционные проекты в промышлен­ности?

К сожалению, кроме кирпичного завода в Кри­ва ндинском сельском поселении и компании «Спец­железобетон» других строящихся предприятий на территории района нет. Наш самый главный пробел, который мы должны заполнить в ближайшее время,- это привлечение инвестиций и создание ра­бочих мест в районе. Созданных за последние пять лет почти 600 рабочих мест мало, нам необходимо еще 400-500.

Мы рады инвесторам, но это не значит, что нами будут рассматриваться предложения по строительству объектов, связанных с ути­лизацией промышленных отходов либо пере­работкой бытового мусора. С такими пред­ложениями к нам обращаются на дню по не­сколько раз. Но вредные производства нам на территории не нужны.

В настоящее время мы разрабатываем инвестиционный паспорт, учитывающий буквально все площадки для реализации проек­тов в промышленности, которые уже поста­вили на учет и по которым собраны техусловия, т. е. где есть возможность подключения элек­троэнергии, газа, воды, канализации. В настоя­щее время готовим их презентацию, будем размещать ее на всех сайтах, информационных площадках, активно заявлять о себе.

Нами проведен сравнительный анализ с соседними муниципальными образования­ми и областями в части инвестиционной при­влекательности, есть позиции для района выигрышные, есть проигрышные. Пожалуй, самая выигрышная - наличие трудовых ре­сурсов. Кроме того, свободных площадей у нас до­статочно, неплохая транспортная доступность. На­деемся привлечь инвесторов на свою территорию.

Как складываются взаимоотношения с кон­трольно-надзорными органами?

Начиная с 2010 г. мы почувствовали резкое уве­личение количества проверок, но сейчас оно стаби­лизировалось. Считаю, что проверять муниципали­теты нужно и важно, так как мы участвуем в различных программах, получаем денежные средства из бюд­жетов разных уровней - федерального, областного. Их расходование в любом случае нужно контроли­ровать. Кто нас проверяет? Проверяют счетная пала­та района, счетная палата Московской области, кон­трольно-ревизионное управление Минфина России, полиция, прокуратура... В комнате для проверяющих редко бывает пусто. Если раньше на каждую провер­ку реагировали возбужденно, это являлось неорди­нарным событием, то сейчас, возможно, уже привык­ли. Бывает, что одни проверяющие еще не ушли, а другие уже прислали уведомление, что придут с проверкой. Относимся к этому спокойно, сдержан­но, с пониманием, стараемся с проверяющими орга­нами найти общий язык.

Ведется ли в районе инвестиционное жилищ­ное строительство?

У нас реализован большой проект по строитель­ству жилья для переселенцев с Байконура, для них в нашем районе сдано три дома. Кроме того, рассе­ляем переселенцев с Крайнего Севера, предоставляем жилье офицерам запаса.

В 2013 г. мы построили жилья больше, чем в 2012 г. Пока не решили поставленную руководством области задачу строить квадратный метр на челове­ка в год, но зато есть к чему стремиться. Сформирован спрос на участки под возведение многоквартирных жилых домов. В апреле 2013 г. мы продавали право аренды шести участков под строительство, на все стартовая цена аренды выросла в 10-12 раз. То есть конкуренция между теми, кто хотел бы строить в на­шем районе, большая. У нас нет монополиста на стро­ительном рынке -жилье строят не только шатурские строители, но и приезжие.

Проблему обманутых вкладчиков решили еще в 2007 г., и возвращаться к ней не хочется. Поэтому в район приглашаем тех, кто действительно хочет строить, а не собрать деньги и сбежать. Пока чутье нас не подводило.

Как решаются проблемы ветхого (аварийного) жилья?

Программа переселения из аварийного жилищ­ного фонда реализуется в нашем районе уже девятый год (с 2006-го). Когда приступали к ее реализации, еще не было ни областной, ни федеральной программ, и первые дома в Шатуре расселялись за счет собствен­ных средств. Но кактолькозаработали государствен­ные программы, мы в них сразу же вошли и, можно сказать, стали одними из пионеров в Подмосковье.

С тех пор ежегодно наш район - самый активный участник программы переселения, и за минувшие годы новое комфортное жилье люди получили в Ша­туре, микрорайоне Керва, поселках Шатурторф, Черусти, Бакшеево. В прошлом году мы построили новые дома в Дмитровском и Кривандинском поселениях, сегодня идет строительство домов под расселение жителей аварийных квартир в поселках ЧерустиДу-голесский Бор, Радовицкий. Задача на 2014 г. - пере­селение из ветхого (аварийного) жилья 475 чел., на­чало строительства домов в Туголесском Боре, Осанове, Бакшееве, Мишеронском.

Является ли население союзником и помощ­ником местной власти?

Несомненно, раз люди втретий раз поддержали на выборах меня и мою команду, значит, они являют­ся нашими сторонниками. Но вместе с тем в ходе предвыборной кампании дали наказ и рассказали о том, что хотели бы в жизни района изменить. И мы работаем, чтобы население почувствовало эти пере­мены к лучшему: строим жилье, детские сады, ищем инвесторов, создаем рабочие места, выделяем землю для дачного и жилищного строительства, подводим природный газ, сети, коммуникации.

В то же время следует отметить, что население прежде всего выступает инициатором каких-то со­бытий, происходящих в районе. И здесь год от года возрастает роль общественной палаты, совета депу­татов, совета ветеранов, отдельных рядовых активи­стов, которые не дают власти прозябать, периодически выходят на нас с конкретными предложе­ниями - инициативами.

В ноябре -декабре 2013 г. мы проводили очередной социологический опрос о работе шатурской полиции. Есть, конечно, в адрес полиции обоснованная критика, но знаете, что понравилось? На вопрос: «Окажете ли вы по­мощь сотруднику полиции» 80% респондентов ответили положительно.

У нас в районе уже не первый год работа­ет народная дружина, которая состоит из пред­ставителей наиболее активной молодежи. Госдума еще только закон рассматривает о на­родных дружинах и их содействии в охране общественного порядка, а в Шатурском рай­оне народная дружина работает уже много лет: люди в форменных куртках, с жетонами выходят на улицы города и помогают сотрудникам полиции в наведении общественного порядка. Это и есть реальная помощь населения местной власти.

Какие проблемы больше всего беспокоят на­селение вашего района? Как собираетесь их решать?

Социологические опросы мы проводим регуляр­но, поэтому знаем, что на данный момент тревожит население больше всего. Это качество оказания ме­дицинских услуг, наличие медицинских кадров, воз­можность получать достойную заработную плату, не выезжая за пределы района, охрана обществен­ного порядка и благоустройство территории. Одна из тем, которая активно обсуждается, хоть и касается не всех, - это переселение из аварийного жилья. Ре­зультаты социологических опросов населения ши­роко используются нами, на их основе мы выбираем направление для своей деятельности.

Если говорить, имеется ли у нас таблетка для ре­шения этих проблем, - нет, таблетки нет. Рецепт, по идее, есть, но стоит больших денег. Сейчас ремонти­руем Шатурскую центральную районную больницу-поочередно один за другим все корпуса, но к тому времени, когда заканчиваются работы в последних, первые из отремонтированных приходят в такое со­стояние, что им снова требуется ремонт. В этом году мы от многолетней практики не отступим, планируем отремонтировать взрослую поликлинику и дет­ское инфекционное отделение.

Для решения проблемы обеспеченности кадрами мы привлекаем специалистов в район, предоставляем им жилье. В 2013 г. было предо­ставлено 13 квартир медицинским работникам. На сегодняшний день еще пять семей врачей ожидают получения жилья. Вместе стем велик процент совмещения врачами служебной на­грузки, практически каждый работает на пол­торы ставки. Мы сегодня можем взять еще по­рядка 60 чел., но это палка о двух концах: если мы наберем эти недостающие 60 чел., умень­шится зарплата всех остальных. Будут ли они работать за меньшие деньги? Скорее всего, нет. Поэто­му здесь пытаемся найти золотую середину.

Задачи, которые перед нами стоят, понятны. Мы строим дома для переселения людей из аварий­ного жилья, предоставляем жилье очередникам, реконструируем и возводим новые детские сады, занимаемся привлечением инвесторов, чтобы решить проблему рабочих мест.

Для большей безопасности жителей района уста­навливаем камеры системы видеонаблюдения «Без­опасный город». В г. Шатуре расположено 14 камер видеонаблюдения. Под внешним наблюдением в ре­жиме круглосуточной записи находятся основные муниципальные объекты: стадион «Энергия», Дворец спорта «Шатура», ДК им. Нариманова, а также другие наиболее проблемные участки города. Установлено семь видеокамер в зале многофункционального цен­тра (МФЦ).

Диспетчерами единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) в круглосуточном режиме произво­дится наблюдение за городом с помощью системы видеонаблюдения. Несколько ДТП было расследо­вано с помощью записей с камер видеонаблюдения, когда виновник ДТП скрывался с места происшествия. Изображение со всех видеокамер записывается в ар­хив глубиной два месяца.

В числе первых в области мы открыли службу «112» для оперативного решения вопросов населения. ЕДДС была создана в 2010 г., а с февраля 2013 г. это му­ниципальное казенное учреждение «Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования "Шатурский муниципальный район"». Целью ее создания является повышение готовности органов местно­го самоуправления и служб муниципального района к реагированию на угрозы возникновения чрезвычай­ных ситуаций или происшествий,эффективности вза­имодействия привлекаемых сил и средств муниципаль­ного звена Московской областной системы предупреж­дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т.ч. по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуа­ций, а также обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального района, защите населений и территорий от чрезвычайных си­туаций, обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В Шатурскую ЕДДС за 2013 г. поступило 5212 об­ращений граждан, в т. ч. по вопросам оказания меди­цинской помощи -1128, вопросам ЖКХ -1462, вопро­сам безопасности -1158, сообщений по нелегальному проживанию граждан -41, по прочим вопросам-1423.

Для приема и передачи экстренных сообщений о чрезвычайных ситуациях предусмотрено исполь­зование многоканального единого телефонного но­мера «112». С декабря 2011 г. на территории Шатур­ского района прием звонков осуществляется и от сотовых операторов.

Вы были впервые избраны главой района в 2004 г. Что изменилось в районе за прошед­шее время и что сбылось из того, что вы за­думали в начале своей деятельности?

К моменту моего вступления в должность рай­онный центр Шатура больше напоминал деревню, а не город. Мне хотелось превратить эту деревню сначала в поселок, а уж потом поселок - в город. На мой взгляд, в течение первых четырех лет сделать это удалось.

Я рад, что нам удается строить большое количе­ство жилья в сельской местности, что практически все сельские больницы приведены в надлежащее состояние. Радует, что у нас хороший подвижной со­став автобусного парка и нет срывов расписания пассажирских автобусов. Еще не все проблемы ре­шены с дорогами, но если сравнить, в каком состоянии эти дороги были, когда я принимал район, стем, какие они сейчас, - это значительные перемены, мы в этой сфере продвинулись не на шаг - на несколько шагов вперед!

Конечно, хотелось бы привлечь инвесторов для строительства двух-трех крупных заводов. Но еще до моего вступления в должность наш район один раз такие шансы упустил - тогда, с 2000 по 2004 г., был бум инвестиционной активности в Московской области. Сейчас такого оживления нет, а все крупные инвесторы, имевшие возможность основаться у нас, ушли в соседние области.

Теперь, когда уже накоплен большой опыт ра­боты, вы ни разу не пожалели, что решились на такой непростой шаг - стать главой муни­ципального образования?

Мне нравится моя работа, я получаю от нее удо­вольствие. Разве можно жалеть о чем-то, занимаясь любимым делом? У главы достойная заработная плата, определенный социальный статус. Изначально я на­меревался работать открыто, доступно, гласно. По-моему, быть на виду, быть среди людей - для руково­дителя муниципального образования самое главное. Когда население видит главу - представителя самой приближенной к населению власти на катке, в плава­тельном бассейне, на дороге, по которой он едет на велосипеде, на городском пляже или встречает его на улице города и может задать ему вопрос, обратить­ся с любой просьбой, это правильно. И каждый житель района знает, что его выслушают, ему не откажут.

Традиционный вопрос для всех мэров: ваш жизненный девиз?

Одна из главных заповедей для меня: относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились ктебе. Мне часто говорят: зачем ты берешь на работу того или иного человека, он же уже себя зарекомендовал определенным образом. А я считаю, что у человека всегда должен быть шанс. И даже если он был моим предшественником или работал в команде предше­ственника, я ему дам шанс. Глава района - работа временная. Когда-то и я буду бывшим главой. И я хочу, чтобы и тогда ко мне относились так, как я относился к своим предшественникам, ко всем, кто меня окру­жает. Такой у меня подход.

По материалам журнала "Практика муниципального управления"