Слова барона Мюнхгаузена, вынесенные в эпиграф, пришли на память в связи с событиями вокруг принятия очередных поправок к Федеральному закону oт 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С той лишь разницей, что ситуация с принятием этих поправок гораздо абсурднее описанной Г. Гориным.
Сразу же после опубликования в декабре 2013 г. небезызвестной статьи руководителя некоммерческого фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» г-на Бадовского", задачей которой было «доведение до сведения масс» очередной законодательной инициативы, и непосредственно после появления в марте 2014 г. законопроекта №469827-6 (далее - законопроект), и в ходе парламентских слушаний в Государственной Думе 14 апреля 2014 г. (имевших исключительно декоративный характер) практически все экспертное и муниципальное сообщество дружно и неоднократно сказало: «Нет!». После чего тут же (15 апреля 2014 г., т. е. на следующий день после упомянутых слушаний) Государственная Дума без каких-либо изменений приняла законопроект в первом чтении. Причем никакой роли не сыграли ни позиция профильного министерства, ни негативные отзывы десятков субъектов РФ, ни эмоциональные выступления практиков местного самоуправления, отмечавших явную несостоятельность и даже вредность законопроекта.
На момент написания данной статьи второе чтение законопроекта еще не состоялось, но опыт и знание особенностей современного российского «законотворческого процесса» не дают автору оснований сомневаться в том, что закон будет принят вопреки этому практически повсеместному и решительному «нет!». Несмотря на отчаянное «нет», поступившее в Думу из регионов, от большого числа ассоциаций, экспертного сообщества, и даже на «кулуарное» сопротивление самих депутатов и сенаторов, концептуально уже ничего не изменится. Ибо решение принято и «подлежит узаконению».
В значительной мере очередная «реформа реформы» местного самоуправления сводится к трем основным аспектам:
- «расчленение» крупных городов (введение как бы самостоятельных внутригородских муниципальных образований - районов и отмена выборов глав городских муниципалитетов);
- отмена прямых выборов глав муниципальных районов;
- резкое сокращение компетенции сельских поселений (введение двух разных типов поселений - городских и сельских).
Позволю себе высказать отношение экспертного сообщества к первой из перечисленных инициатив, затрагивающей крупные города. Европейский клуб экспертов местного самоуправления 19 марта 2014 г. провел специальное расширенное совещание по обсуждению упомянутой законодательной инициативы, и излагаемая позиция представляет собой консолидированную экспертную позицию.
Следует заметить, что с правовой точки зрения многие положения законопроекта вызывают серьезные сомнения в их конституционности, противоречат другим нормам действующего законодательства, а сам законопроект содержит множество чисто юридических огрехов.
Итак, пакет норм о «расчленении» крупных городов предусматривает, что в них должны быть сформированы внутригородские муниципальные образования в границах административных районов. Эти районы наделяются небольшим набором полномочий, а также собственными бюджетами и имуществом, в них должны быть сформированы собственные органы местного самоуправления. Официальным «прикрытием» раздробления крупных городов (в первую очередь столиц субъектов РФ) и создания внутригородских «как бы муниципалитетов» является забота о приближении власти в крупных городах к населению. Любой, кто всерьез отнесется к этому обоснованию, должен будет тут же признать: в таком случае мы имеем дело с классическим примером того, что в уголовном праве называется «покушением с негодными средствами».
Достаточно ознакомиться с нормами законопроекта, регулирующими порядок формирования органов местного самоуправления в городах, как все становится понятно: жителям городов «доверено» избиратьлишьдепутатов внутригородских представительных органов, а уж те в свою очередь будут избирать депутатов общегородского представительного органа. При этом жителям нельзя будет избирать ни главу района, ни главу города. Это право отойдет исключительно представительному органу. А сами избранные таким образом главы должны будут делить власть и полномочия с главами администраций, избираемыми конкурсными комиссиями. По меткому замечанию политолога А. Кынева, такая «система многоуровневого делегирования, когда население избирает только бесправных депутатов самого нижнего уровня... в современных цивилизованных странах не применяется нигде, а из нецивилизованных нечто похожее было только в почившей в бозе Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии, где сложная система многоуровневого делегирования камуфлировала одно - реальное сосредоточение всей власти в руках полковника Каддафи». В предлагаемой системе формирования органов управления жители не только ограничиваются, но, по сути, полностью лишаются возможности влиять на принимаемые решения.
Последний, но самый важный штрих для понимания формируемой системы управления (вести речь в данном случае о самоуправлении жителей не приходится): одновременно при назначении глав администраций городских округов с 1/3 до 1/2 увеличивается представительство исполнительного органа государственной власти в конкурсной комиссии. Это нововведение в сочетании с отменой прямых выборов глав городов и выстраиванием многоуровневой системы делегирования позволяет сделать безошибочный вывод об истинной цели данной «реформы» -ликвидации любой самостоятельности в управлении крупными городами.
С небольшим риском ошибиться предположу, что таким образом решается несколько задач:
- во-первых, будет выполнена давняя заветная мечта и настойчивые многолетние просьбы губернаторов об отмене выборности мэров крупных городов (которые всегда рассматривались губернаторами в качестве реальных, а нередко значительно более популярных политических конкурентов). То есть считается, что таким образом сразу будут разрешены (в пользу губернаторов) конфликты губернаторов с мэрами крупных городов;
- во-вторых, такой механизм позволяет «прибрать к рукам» наиболее привлекательные активы (которые в основном и сконцентрированы в наиболее крупных городах), предоставляя чиновникам от государства возможность уже чуть ли не напрямую распоряжаться муниципальной собственностью и муниципальными финансами, являющимися собственностью жителей. Падение доходов федеральной казны вкупе с растущими аппетитами государственных чиновников и силовиков, видимо, предполагается компенсировать «отъемом» средств у более слабых, зависимых уровней. В этом контексте необходимо отметить, что местному самоуправлению приходится все время играть с государством не только на его поле и по его правилам, но еще и в условиях, когда последнее к тому же является арбитром, да и сами правила меняет в любой момент;
- в-третьих, не исключено, что данный законопроект призван не допустить повторения ситуаций, когда, несмотря на огромный административный ресурс, власть проигрывает выборы мэров крупных городов представителям оппозиции. Вместо серьезного анализа собственных проигрышей власть просто решила упразднить сам механизм проведения наиболее значимых на местном уровне выборов.
Однако все перечисленные цели, преследуемые властью, вступают в откровенное противоречие с самой идеей, природой и сущностью местного самоуправления, а потому, как следствие, реализация этих норм ведет к дальнейшему ослаблению местного самоуправления.
Не секрет, что местное самоуправление зародилось в городах. И именно они всегда являлись и продолжают являться источником его силы и развития. Город есть единый организм, единое пространство, объединенное единой (в т. ч. технологически неразрывной) инфраструктурой, общегородским планированием, застройкой и т. д. Уже одно это означает невозможность создать «полноценное» местное самоуправление на территории каждого внутригородского района. Попытки сделать это вопреки разуму и логике, по нашему мнению, приведут к очередному провалу (система утратит и управляемость, и эффективность, конфликты «сожрут» ее изнутри) и последующему отказу от этой модели.
Кроме того, именно города, а не районы внутри них являются интегрирующим началом, дающим каждому жителю чувство самоидентификации, сопричастности. Именно на уровне города его интересы проявляются и реализуются в наибольшей мере, здесь его непосредственное участие в общегородских делах наиболее важно. То обстоятельство, что люди идентифицируют себя с городом в целом, а не с внутригородскими районами, в России проявляется наиболее явно в силу того, что в основном внутригородские районы российских городов - не исторически самостоятельные и самобытные части города с собственными традициями, отличающимися от традиций других районов (что типично скорее для старых европейских городов, сраставшихся столетиями из разных «мест»), а появившиеся в течение небольших промежутков времени в ходе индустриализации и постиндустриализации территории, в значительной мере похожие друг на друга, не обладающие какими-либо исторически сформировавшимися особенностями по сравнению с другими.
Европейский опыт допускает «одноуровневое» местное самоуправление на уровне городских районов для случаев, когда город является самостоятельным государственным образованием (например, субъектом федерации, как Берлин или Гамбург в Германии, Москва или Санкт-Петербург в России): здесь выстраивается совершенно иная конструкция отношений и разделения ответственности. Другие же крупные города по общему правилу являются едиными муниципалитетами с единой системой органов самоуправления. Обеспечение учета интересов отдельных внутригородских территорий и большей доступности городской власти достигается посредством использования иных многократно апробированных механизмов.
При этом важно заметить, что в европейских странах в последние десятилетия идет явная тенденция к расширению прав городского местного самоуправления.
Пример: Город Кельн (Германия) с населением около 1 млн является единым муниципальным образованием. Город разделен на девять городских районов, которые НЕ являются самостоятельными муниципальными образованиями.Тем не менее начиная с 1975 г. в городских районах существуют территориальные (районные) органы местного самоуправления, а именно районные представительства (советы). Необходимо подчеркнуть, что эти органы являются (формируемыми потерриториальному принципу) органами местного самоуправления г. Кельна как единого муниципалитета, а не внутригородских районов. В состав каж- дого районного совета избираются 19 членов (депутатов), которые затем из своих рядов избирают бургомистра городского района. В задачи бургомистра входят председательство на заседаниях районного совета и представительские функции. Исполнительные органы (администрации) на уровне районов не формируются.
Задача районных советов - сохранение и развитие идентичности городского района в интересах его жителей. Районные советы принимают решения по вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции (обще-) городского совета и ктекущей (оперативной) деятельности исполнительных органов и не выходящим за пределы данного городского района. В частности, к ним относятся: содержание и оснащение школ и иных муниципальных учреждений, расположенных на территории городского района; охрана памятников и поддержание/улучшение внешнего облика района; поддержка местных ассоциаций, союзов, иных объединений, действующих на территории района, и др. Перечень вопросов, отнесенных к компетенции районных советов, и порядок их взаимодействия с городским советом, комитетами (комиссиями) городского совета, главой города (обербургомистром) закреплены в уставе г. Кельна, городском Положении о разграничении компетенции (между органами местного самоуправления), регламентах городского и районных советов. Районные советы также наделены правом до принятия городским советом решений по важным вопросам, затрагивающим интересы соответствующего городского района, высказывать свое мнение (а городской совет обязан своевременно запрашивать такое мнение). Формирование органов местного самоуправления: в Кельне избираются депутаты городского совета, обербургомистр и члены (депутаты) районных советов. В городской совет г. Кельна избираются 90 депутатов, из них 45 - по одномандатным округам и 45 - по спискам партий и общественных объединений. Обербургомистр избирается напрямую сроком на шесть лет. (Кстати, районные советы избираются исключительно по спискам.)
Необходимо обратить внимание и на целый ряд других недостатков предлагаемой схемы. Так, изменение границ территорий муниципальных образований в соответствии с ч. 2 ст. 131 Конституции РФ допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий, чего данный законопроект, конечно, не учитывает.
Еще более грубым нарушением Конституции РФ и Европейской хартии местного самоуправления представляется установление законом единственного способа формирования местных органов власти в крупных городах и в муниципальных районах. Так, ст. 6 Европейской хартии местного самоуправления закрепляет требование отом, что местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая более общих законодательных положений, самостоятельно определять структуру органов самоуправления, которые они намерены создать, с тем чтобы те отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление. Статья 12 и ч. 1 ст. 131 Конституции РФ устанавливают, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Нормы законопроекта вступают в противоречие с нормой ст. 44 Федерального закона № 131 -ФЗ, предусматривающей, что структура и порядок формирования органов местного самоуправления должны определяться уставом муниципального образования, а не законом.
Законопроект, внесенный Администрацией Президента РФ, вступает в противоречие и с положениями Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», требующими расширить перечень выборных муниципальных должностей, а также с многократными публичными заявлениями Президента РФ о том, что мэров следует избирать.
Представляется, что расчленение городов сложно осуществить в правовом плане. Изменить систему только внесением изменений в Федеральный закон № 131 -ФЗ не удастся - возникнет необходимость внести изменения в десятки других законов с точки зрения как разграничения полномочий, так и их реализации, обязательно возникнут многочисленные противоречия между законодательными и подзаконными актами, рассчитанными на нынешнюю модель единства полномочий в городском округе и единую систему управления.
Снимет ли внедрение данной модели конфликты внутри регионов? Думается, что предлагаемая модель только увеличит конфликтность внутри системы управления, а также риск управленческой неразберихи и недовольства жителей. И даже если конфликт между губернаторами и мэрами крупных городов будет временно устранен ценой резкого ослабления последних и местного самоуправления в целом, на всех уровнях возникнет огромное количество новых конфликтов, в рамках действующей системы управления сложно разрешимых либо неразрешимых вовсе.
Основной механизм снижения конфликтности известен - это максимально грамотное разграничение компетенции между различными уровнями публичной власти. Если каждый отвечает за решение своих задач, то оснований для конфликтов меньше. К сожалению, именно с этим в последние годы российский законодатель справляется все хуже и хуже (разграничение уже давно переросло во все большее запутывание компетенции и законодательный хаос).
С точки зрения «политического» баланса очень важно, чтобы избирались и главы субъектов РФ, и главы городов. На фоне того, что федеральная власть наконец-то сделала первые шаги в части возвращения демократических начал при избрании губернаторов, попытки в очередной раз упразднить прямые выборы глав городов выглядят неким афронтом и могут привести к очередному серьезному дисбалансу в системе публичного управления.
Несколько лет назад российский законодатель ввел абсолютно «драконовский» механизм разрешения конфликтов с неугодными главами муниципальных образований - удаление в отставку по инициативе губернатора (я по-прежнему настаиваю на том, что норма ст. 74.1 Федерального закона № 131 -ФЗ нарушает нормы и принципы Конституции РФ и Европейской хартии местного самоуправления), тем самым создав административный путь «разрешения конфликта». Однако судя по всему выборные мэры по-прежнему остаются чрезвычайно сильным раздражителем для государственного и партийного чиновничества, настолько сильным, что ради их устранения решено пожертвовать и единством городов.
Предлагаемая система муниципального управления, безусловно, приведет кеще большему удалению жителей от власти, ибо предлагает им лишь участие в избрании коллегиального органа, обладающего минимальными полномочиями, органа, который не может решить большинство проблем/вопросов, волнующих жителей, и в конечно счете мало на что влияет. И наоборот, выборы лиц, которые в состоянии более или менее серьезно влиять на изменение ситуации в городе, окажутся для жителя недоступными. Это неминуемо приведет к росту недовольства и социальной напряженности. Власть и полностью подчиненные ей средства массовой информации будут какое-то время пытаться объяснить это «перегибами на местах», неспособностью конкретных управленцев, а также «происками оппозиции». Рассматриваемый законопроект с большой долей вероятности создаст системную проблему отчуждения жителей от власти, еще большего недоверия к ней, проблему легитимности местных властей.
На самом деле задача приближения городской власти к жителям довольно легко решается без расчленения городов и отмены прямых выборов глав. Для этого достаточно, с одной стороны, установить большую численность депутатов представительного органа в крупных городах (причем прописать это в своих уставах должны сами города, законодателю достаточно задать минимальное количество и зафиксировать принцип доступности власти в качестве базового). С другой стороны, никто не запрещает (а Федеральный закон № 131-ФЗ даже напрямую предусматривает) создание иных (кроме городской думы, местной администрации и главы муниципального образования) органов местного самоуправления городского округа, в т. ч. по территориальному принципу (например, советы микрорайонов или внутригородских районов). При этом не появляются новые муниципальные образования, город остается единым муниципалитетом, сохраняется общая система управления. Компетенция таких (территориальных) органов самоуправления определяется по аналогии с функциональными органами местного самоуправления в уставе городского округа. Внутригородские районные советы в качестве органов, которые принимают решения по тем или иным вопросам, отнесенным уставом города к их компетенции, могут создаваться и в условиях действующего законодательства - достаточно волеизъявления самих городов.
Наконец, по нашему глубокому убеждению, серьезной ошибкой законопроекта является и то, что в нем в очередной раз делается попытка устанавливать единые и общеобязательные схемы организации местного самоуправления для всей территории такой многообразной страны (в данном случае речь не только о городских округах, но и о муниципальных районах, которым законодатель также торопится навязать единственную организационную модель). Большинство предыдущих попыток с федерального уровня единообразно урегулировать особенности организации местного самоуправления для территории всей страны не увенчались успехом. Неужели за 10 лет муниципальной реформы законотворцы еще недостаточно наступали на одни и те же грабли? И неужели для того, чтобы понять, что государство и общество нуждаются в местном самоуправлении, нужно сначала разрушить его «до основания»?
По материалам журнала "Практика муниципального управления"