С точки зрения действующего законодательства Российской Федерации казна рассматривается как объект и одновременно как субъект права публичной собственности - государственной и муниципальной и, которая является определяющей частью экономической основы местного самоуправления.
Казна муниципального образования «Город Архангельск» состоит из средств городского бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями. Основная и значимая роль в муниципальной казне отведена городскому бюджету, который является главным рычагом реализации социально-экономической политики муниципалитета.
Как отметил мэр Архангельска Виктор Павленко, сегодня главной задачей областных властей и муниципалитета является выработка такого механизма межбюджетных отношений, при котором главы муниципалитетов будут заинтересованы в увеличении собственных доходов местных бюджетов. Ведь местное самоуправление по Конституции имеет особые функции и в повседневной практической жизни является самым близким к людям уровнем власти. При этом для выполнения своих обязательств перед жителями в Архангельске задействованы все внутренние резервы.
«Еще 8 лет назад городской бюджет Архангельска не превышал 3,7 млрд. рублей на 350 тыс. населения. За это время город увеличил собственные ресурсы и в 2013 году объем муниципального бюджета составил 7,9 млрд. рублей, - подчеркнул Виктор Павленко. - Но для выполнения полномочий по 131-го Федеральному закону Архангельску необходимо минимум 12 млрд. рублей. Кроме того, дополнительные средства нам необходимы, прежде всего, на развитие инфраструктуры для жилищного строительства, с тем, чтобы участвуя в программах Фонда ЖКХ расселять аварийные дома и выполнять судебные решения по предоставлению жилья.».
Бюджет муниципального образования «Город Архангельск» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов характеризуется значительными новациями - с одной стороны это новые подходы к его формированию, а с другой стороны это значительное снижение доходного потенциала. Главным нововведением является переход к утверждению городского бюджета с 2014 года на трехлетний период (очередной финансовый год и плановый период).
Несмотря на рост основных характеристик бюджета, перспективы в отношении доходной базы отнюдь не оптимистичны исходя из наблюдаемой за последние годы тенденции снижения устойчивости городского бюджета.
Так, поступление собственных доходов городского бюджета на 2014 год прогнозируется ниже уровня 2013 года на 5,3%.
В первую очередь, снижение собственных доходов обусловлено сокращением норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц с 40 до 35 % в связи с передачей на региональный уровень полномочий по дошкольному образованию. Также поступление данного налога снизится еще и в связи с расширением прав граждан на получение имущественных вычетов. В результате городская казна в условиях 2014 года недополучит около 400 млн. рублей. Для города Архангельска это значительные средства, которые могли бы быть направлены на его развитие.
И, к сожалению, согласно бюджетному законодательству в перспективе можно потерять еще до 5 % отчислений по налогу на доходы физических лиц - тут муниципальные образования полностью зависят от решения властей Архангельской области.
Вместе с тем есть и положительные изменения. Повышению доходного потенциала городского бюджета должны будут способствовать передача с 1 января 2014 года 20 % доходов от аренды и продажи земельных участков, госсобственность на которые не разграничена, а также зачисление в городской бюджет около 0,5 % акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла в целях формирования муниципального дорожного фонда. Однако прирост собственных доходов от этих факторов составит в совокупности лишь 75 млн. рублей.
Ощутимо сокращается и объем финансовой поддержки из областного бюджета - Архангельску на 2014 год в областном бюджете предусмотрено практически на 20 % меньше безвозмездных перечислений, чем в 2013 году.
Связано это с тем, что региональная казна Архангельской области тоже испытывает значительные трудности и в поиске резервов, в первую очередь, смотрит в сторону бюджетов муниципальных образований. Так что в 2014 году город не получит средства на выполнение полномочий, связанных со статусом административного центра, а это 600 млн. рублей. Также отменена предусмотренная компенсация затрат на уплату транспортного налога и налога на имущество организаций в связи с отменой с 1 января 2013 года областных льгот по указанным налогам. Под угрозой и реализация совместных инвестиционных проектов.
Кроме того, полностью за счет собственных средств Архангельск будет обеспечивать исполнение майских Указов Президента России по повышению оплаты труда педагогических работников учреждений дополнительного образования, работников учреждений культуры и социальных работников с учетом индикаторов повышения средней заработной платы, заложенных в отраслевых «дорожных картах».
В результате, чтобы выровнять ситуацию потребовалось сократить на 5 % все расходы на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и нужд учреждений, на предоставление субсидий юридическим лицам и некоммерческим организациям, а также отказаться от индексации денежного содержания муниципальных служащих.
Вместе с тем были сохранены все социальные гарантии работникам и обучающимся муниципальных учреждений, иным категориям населения города.
Но, все же, главным нововведением в отношении расходной части явилось внедрение с 2014 года «программного» бюджета города.
Практически все расходы сгруппированы теперь по приоритетным направлениям и будут исполняться в рамках 19 муниципальных и 16 ведомственных целевых программ, общий объем которых в каждом году занимает около 97 % от общих расходов бюджета. Внедрение программно-целевых подходов будет способствовать проведению дальнейшей работы по повышению эффективности бюджетных расходов и обеспечит концентрацию бюджетных средств на наиболее значимых направлениях муниципальной ответственности.
Тем не менее, несмотря на все усилия по оптимизации расходных обязательств города в ближайшие годы городской бюджет по-прежнему будет носить дефицитный характер и в связи с тем, что банковские кредиты остаются единственным реальным источником покрытия дефицита, мы начинаем приближаться к практически предельному уровню долговой нагрузки.
Еще одной серьезной проблемой для городского бюджета стала обязанность муниципальных образований по созданию дорожных фондов с 1 января 2014 года. Конечно, предполагалось, что муниципальные дорожные фонды должны стать основой для развития сети местных дорог. Однако как это сделать при отсутствии реальных источников формирования таких фондов остается загадкой.
К примеру, в Архангельске прогноз поступлений по источникам формирования дорожного фонда на 2014 год составляет порядка 100 млн. рублей, из которых лишь 20 млн. рублей являются собственными доходами. Тогда как расходы на эти цели, предусмотренные в городском бюджете на 2014 год, составляют более 547 млн. рублей. При этом увязка каких-либо иных доходов в качестве источников дорожного фонда неизбежно ведет к отвлечению денежных средств от иных расходных обязательств. Передача местным бюджетам отчислений от транспортного налога с физических лиц по нормативу 40 % для пополнения муниципального дорожного фонда могла бы стать одним из вариантов его источников формирования.
Реальная самостоятельность и эффективность местного самоуправления зависит, в первую очередь, от наличия и объема материально-финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении муниципального образования.
Бюджетная и налоговая политика муниципального образования «Город Архангельск» определяется в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, основными направлениями бюджетной и налоговой политики Архангельской области с учетом задач и приоритетов социально-экономического развития города Архангельска.
Так, бюджетная и налоговая политика муниципального образования «Город Архангельск» в области доходов на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов нацелена на обеспечение необходимого уровня доходов городского бюджета, а также на максимально эффективное использование и управление муниципальным имуществом.
В основе бюджетной и налоговой политики в области доходов заложены следующие основные направления:
1. Повышение роли доходов от использования муниципального имущества.
Реализация данного направления должна осуществляться, в том числе, путем проведения мероприятий по выявлению неиспользуемых земельных участков с целью вовлечения их в хозяйственный оборот, осуществление муниципального земельного контроля по вопросам оформления прав и соблюдения сроков освоения земельных участков.
2.Повышение эффективности взаимодействия с главными администраторами доходов городского бюджета по улучшению качества администрирования доходов и обеспечение эффективного использования инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов и иных платежей в бюджетную систему.
С этой целью будет продолжена работа межведомственной комиссии по своевременному поступлению платежей в городской бюджет, а также проведению претензионной работы с неплательщиками, осуществлению мер принудительного взыскания задолженности.
3. Повышение эффективности управления муниципальным имуществом города Архангельска, в том числе и через оптимизацию состава имущества казны.
Не секрет, что в переходный период 90-х годов прошлого века городу передавалось все, что только можно. В том числе, жилые дома со всеми входящими в их состав помещениями общего пользования (подвалы, чердаки, колясочные, лифтовые и т.п.). Может быть, это имущество и следует рассматривать как хорошее подспорье муниципалитету (как потенциальный источник дохода, либо объект для решения задач местного значения), но только в отношении тех помещений, которые действительно являются обособленными, имеют изолированный вход и не предназначены для обслуживания дома. Тогда эти помещения действительно могут быть использованы для решения задач и выполнения функций местного самоуправления, либо вовлечены в хозяйственный оборот в целях получения дополнительного дохода в муниципальную казну.
И совсем другая ситуация, когда помещения в многоквартирных домах, например, подвалы, зарегистрированы в собственность города, а фактически имеют все признаки общего имущества многоквартирного дома. Вовлечь их в оборот крайне сложно. Как показывает опыт Архангельска, подвалы жилых домов (имеющие, как правило, значительные площади), практически не продаются в рамках реализации прогнозного плана приватизации в связи с их удручающим техническим состоянием и низкой коммерческой привлекательностью. Кроме того, большая часть из них обременена внутридо-мовыми сетями. Более того, город систематически, из года в год, несет значительные затраты по содержанию общего имущества многоквартирного дома пропорционально своей доле в общем имуществе (определяемой пропорционально площади принадлежащих городу помещений в доме).
На наш взгляд, единственным разумным выходом из сложившейся ситуации является плановая инвентаризация таких объектов, выявление в отношении них признаков наличия общего имущества (с учетом действующего законодательства РФ и сложившейся правоприменительной практики) и принятие решений либо об исключении данного имущества из казны города (как являющегося общим имуществом многоквартирного дома в силу закона), либо о разделе данных объектов, целью которого будет являться образование на базе данных помещений новых объектов, часть которых будет сохранена в казне муниципального образования и подлежит вовлечению в оборот в целях пополнения доходной части муниципального бюджета, а часть - подлежит исключению из реестра муниципальной собственности и включению в состав общего имущества многоквартирного дома.
В настоящий момент мэрия города приступила к выполнению комплекса мероприятий по оптимизации состава муниципального имущества в этой части, ведется разработка муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих действия департамента муниципального имущества мэрии города Архангельска в этой сфере.
4. Проведение работы, связанной с расширением налогооблагаемой базы по имущественным налогам. В частности, одним из источников роста доходов городского бюджета может стать в дальнейшем земельный налог.
На всех уровнях власти и экспертного сообщества говорится о необходимости широкой инвентаризации городских земель, постановки участков на кадастровый учет и увеличению, тем самым, поступлений земельного налога. При всех этих положительных рассуждениях, вынуждены констатировать, что органы местного самоуправления, финансируя из городского бюджета работы по межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами, не получают ожидаемого эффекта в части повышения доходов за счет земельного налога по сформированным участкам. Для сведения, на сегодняшний день в городе Архангельске сформировано и поставлено на кадастровый учет за счет городского бюджета 285 земельных участков под многоквартирными домами. При этом, город Архангельск, потратив на указанные мероприятия только за последние три года более 1,9 млн. рублей, практически не получил дополнительных поступлений по земельному налогу от этих участков. Причина такого неутешительного результата очень простая - в сведениях, предоставляемых Росреестром в налоговую инспекцию, отсутствует информация о долях в праве собственности на сформированный земельный участок в разрезе собственников помещений в доме. И, соответственно, невозможно исчислить земельный налог, приходящийся на каждого собственника. По результатам анализа текущей ситуации в других регионах России следует признать, что практически ни в одном муниципальном образовании земельный налог под многоквартирными жилыми домами должным образом не рассчитывается и не взимается.
Многочисленные попытки мэрии города Архангельска урегулировать сложившуюся ситуацию на местном уровне с привлечением представителей Росреестра и налоговых служб наталкиваются на безусловный аргумент налоговых органов, заключающийся в том, что действующим законодательством Российской Федерации не определен орган, в компетенцию которого входит расчет размера долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, а также не установлен порядок определения указанных долей. В нашем случае налоговый орган предлагает муниципальному образованию самому определить такой орган и урегулировать порядок расчета долей. Однако, хотелось бы напомнить, что в соответствии со статьей 391 НК РФ именно налоговый орган обязан осуществлять расчет и взимание земельного налога, в связи с чем, подобные предложения представляются нам не конструктивными.
Идеальным решением вопроса было бы установление Правительством Российской Федерации органа (например Росреестр), в компетенцию которого входил бы расчет размера долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и разработка методики расчета долей конкретных собственников в правах на придомовой земельный участок.
Вместе с тем, мэрией города Архангельска рассматриваются и иные варианты урегулирования данного вопроса, не предусматривающие принятие нормативных правовых актов на уровне Правительства РФ и в федеральных министерствах. В частности, учитывая, что налоговой базой по земельному налогу является величина кадастровой стоимости земельного участка (статья 390 НК РФ), рассматривается вариант введения и закрепления на муниципальном уровне порядка расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровой стоимости земли, приходящейся на 1 квадратный метр общей площади многоквартирного дома). Расчет такого показателя без серьезных усилий и затрат может быть выполнен мэрией города Архангельска сразу же после постановки земельного участка на кадастровый учет и предоставлен налоговому органу в привязке к конкретному земельному участку с известным кадастровым номером. После получения указанных сведений о величине удельной кадастровой стоимости, налоговому органу не составит труда рассчитать величину земельного налога в отношении каждого собственника, исходя из площади принадлежащих указанным лицам помещений в доме и ставки земельного налога. Расчет долей в этом случае не требуется.
В настоящий момент мэрия города Архангельска планирует проведение консультаций по данному вопросу с профильным комитетом городской Думы и представителями Росреестра и налоговой службы по городу Архангельску.
5. Продолжение работы по повышению эффективности межбюджетных отношений с Архангельской областью, в первую очередь, в части сохранения доходной базы.
Необходимо усилить работу по привлечению в городской бюджет межбюджетных трансфертов, добиваясь при этом полноценного финансового обеспечения государственных полномочий за счет средств областного бюджета, а также выделения дополнительных ресурсов из федерального и областного бюджетов, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для софинансирования расходных обязательств города Архангельска.
Кроме сказанного выше, перед органами местного самоуправления стоит задача и по улучшению инвестиционного климата своих территорий. Для ее реализации необходимо будет разработать стандарт по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в целях содействия в формировании системы поддержки инвесторов и развитии предпринимательства на муниципальном уровне, а также регламентацию порядка взаимодействия всех субъектов инвестиционной деятельности.
Решение проблем по улучшению инвестиционного климата потребует законодательной поддержки, на что очень рассчитывают муниципалитеты. Нужна также и целевая помощь в форме государственной программы в сфере улучшения инвестиционной привлекательности.
Одновременно стандарт предполагает и гарантированную поддержку региональных властей согласно заключаемому между регионом и муниципалитетом соглашению о его внедрении, в котором будет зафиксирован необходимый для реализации инвестиционных проектов период и соответствующие этому периоду отчисления по налогам в городской бюджет. Это позволит инвесторам планировать свои расходы с учетом мер поддержки бизнеса.
Таким образом, состояние казны муниципального образования «Город Архангельск» на сегодня позволяет говорить не о развитии финансово-экономической базы местного самоуправления, а скорее о необходимости ее сохранения.
Муниципальные образования сегодня, как никогда, нуждаются в финансовой поддержке и укреплении их экономической основы. Речь идет, прежде всего, о необходимом наличии устойчивых собственных источников доходов местных бюджетов, которые бы позволяли не только осуществлять покрытие текущих расходов, но и на самостоятельной основе планировать и претворять в жизнь программы комплексного развития территорий, инвестиционный климат которых в настоящее время особого оптимизма не вызывает, но вполне может быть улучшен за счет реализации предпринимаемых на уровне государства решений, позволяющих мотивировать как деятельность муниципалитетов, так и малый и средний бизнес.
По материалам журнала "Муниципалитет"