1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он внес изменения в федеральные законы от 24.06.1998 № 89-ФЗ, от 06.10.2003 № 131-ФЗ, от 10.01.2002 № 7-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ.
Законодатель:
- уточнил понятийный аппарат;
- уточнил требования к содержанию территориальных схем в области обращения с отходами;
- установил требование о создании электронной версии схемы обращения с отходами;
- уточнил требования, касающиеся лицензирования деятельности в области обращения с отходами;
- уточнил порядок расчета и уплаты экологического сбора, расходования поступивших за счет него средств;
- уточнил полномочия региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО);
- уточнил правила, по которым нужно устанавливать тарифы в области обращения с ТКО и льготы при их уплате;
- уточнил перечень документов, прилагаемых к отчету о выполнении нормативов утилизации;
- установил требования к местам (площадкам) накопления отходов.
У органов государственной власти и местного самоуправления появились новые полномочия в сфере обращения с отходами.
В России будет создана государственная информационная система общественного контроля в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
НА ЗАМЕТКУ:
Как законодатель уточнил понятия
Термином «накопление отходов» теперь обозначают складирование отходов на срок не более 11 месяцев для дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Ранее закон не определял цели складирования отходов.
Сбором отходов раньше называли их прием или поступление от физических и юридических лиц. Теперь сбор отходов — это их прием для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, которое занимается обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением. Торговые комплексы и рынки больше не будут привлекаться к ответственности за сбор отходов от арендаторов без лицензии.
Уточнено понятие «отходы от использования товаров» . Теперь оно обозначает отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств. Ранее отходами от использования товаров называли готовые товары, утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и:
- складированные их собственником в месте сбора отходов;
- переданные лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов;
- брошенные или другим образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Новые полномочия региональных органов власти
У региональных органов государственной власти появилось полномочие организовывать деятельность по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО. Также регионы утверждают:
- инвестиционные программы по обращению с ТКО;
- порядок накопления и сбора ТКО;
- порядок разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами;
- правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра.
Региональные органы власти должны не позднее 1 июня 2018 года выбрать региональных операторов по обращению с ТКО. Операторов отберут по конкурсу на срок не менее 10 лет. Законодатель определил требования к региональному оператору по обращению с ТКО. Теперь таким оператором может быть юридическое лицо, которое обязано обеспечить:
- сбор, транспортировку, обработку ТКО;
- обезвреживание, захоронение ТКО;
- заключение договоров на оказание платных услуг по обращению с ТКО с лицами, образующими ТКО.
Региональный оператор отвечает за весь цикл обращения с ТКО на своей территории.
В территориальной схеме обращения с отходами должна быть определена зона деятельности регионального оператора. Это территория региона или ее часть, где он осуществляет деятельность на основании соглашения с органом исполнительной власти субъекта РФ. Региональный оператор не вправе отказывать в заключении договора лицам, которые образуют отходы в зоне его деятельности.
Региональные органы власти также обязаны:
- разработать электронную территориальную схему обращения с отходами;
- утвердить региональную программу обращения с отходами;
- утвердить нормативы накопления ТКО;
- создать межведомственную группу по переходу к новой системе обращения с ТКО;
- утвердить дорожные карты перехода к ней.
Новые полномочия органов местного самоуправления
Закон № 503-ФЗ наделил органы местного самоуправления муниципальных образований новыми полномочиями. Органы местного самоуправления городских поселений муниципальных районов и городских округов:
- определяют и утверждают схемы размещения мест накопления отходов;
- создают места накопления отходов и организуют их содержание в соответствии с муниципальными правилами благоустройства;
- ведут реестры мест накопления отходов;
- организуют экологическое воспитание и формирование экологической культуры в сфере обращения с ТКО.
К этим полномочиям органы местного самоуправления смогут приступить с 1 января 2019 года.
Органы местного самоуправления муниципального района будут исполнять полномочия в области обращения с отходами на территориях сельских поселений и на межселенных территориях, если иное не установлено законом региона.
С 1 января 2019 года органы местного самоуправления уполномочены вести реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В реестр включайте данные о местах нахождения площадок, их собственниках и технических характеристиках, а также об источниках образования ТКО.
Места (площадки) накопления отходов должны отвечать требованиям федеральных нормативных актов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, а также правилам благоустройства муниципальных образований. К требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства относятся в первую очередь нормы:
- Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»;
- СанПиН 2.1.7.1322–03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;
- СП 2.1.7.1386–03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».
В правилах благоустройства муниципальных образований установите требования к обустройству площадок для накопления ТКО с учетом их классов опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
Отвечать за установку и содержание мусорных контейнеров и бункеров, уборку мест погрузки ТКО будут региональные операторы ТКО. Минстрой уже разработал соответствующий проект постановления Правительства.
Вопрос об организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми комунальными отходами требует особой проработки. В связи с этим до 1 января 2019 года в этой области будут определены направления и объемы работы, ответственные лица.
НА ЗАМЕТКУ:
Как в регионах реализуют реформу обращения с отходами
Реформа системы обращения с отходами уже стартовала в 40 регионах. До конца марта 2018 года все регионы должны объявить отбор региональных операторов по обращению с отходами.
По информации Минстроя, нормативы накопления ТКО, которые отражают данные об образуемых объемах отходов, утвердили 50 регионов. Региональных операторов выбрали менее чем в половине регионов. Региональные программы обращения с отходами, без которых невозможно получить субсидии из средств экологического сбора, утвердили в 60 субъектах РФ.
Раздельный сбор отходов
Если региональный оператор ввел раздельное накопление ТКО на территории муниципального образования, органы местного самоуправления организуют места раздельного сбора. В этом случае отходы нужно складировать раздельно по видам (п. 2 ст. 13.4 Закона № 503-ФЗ). Муниципалитеты должны выделить земельные участки под контейнерные площадки, разместить на них емкости и специализированные модули для раздельного сбора отходов.
Некоторые муниципальные образования уже включились в процесс раздельного сбора отходов.
ПРИМЕР. В Казани органы местного самоуправления выделили 54 земельных участка для установки павильонов сбора вторсырья, еще 10 земельных участков определены для установки специальных емкостей для сбора особо опасных отходов — градусников, флуоресцентных и ртутьсодержащих ламп.
С 2016 года местные предприниматели начали устанавливать во дворах города специальные контейнеры для сбора использованной полиэтиленовой тары. Сейчас таких контейнеров уже 1200. Только за 10 месяцев 2017 года с их помощью собрано более 140 т пластика — это объем 40 железнодорожных вагонов. Этот пластик не попадет на полигон для захоронения, а будет использован вторично в производстве товаров.
В учреждениях и торговых центрах города также установлено 30 емкостей для сбора использованных батареек и других элементов питания.
Отходы от использования товаров
В Законе № 503-ФЗ уточняются требования, касающиеся расширенной ответственности производителей за товары и упаковку, утратившие свои потребительские свойства. Законодатель установил, что производители, импортеры товаров и упаковки обеспечивают утилизацию упаковки и отходов от использования товаров (п. 1 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ). Земельные участки для организации мест сбора отходов от использования товаров выделяют органы местного самоуправления. Узнать об объеме отходов для выделения нужного количества участков достаточной площади можно из декларации плательщика экологического сбора. Он должен указать число выпущенных в обращение за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки), подлежащих утилизации. Такую декларацию до 1 апреля 2018 года должны заполнить и представить в Росприроднадзор все плательщики экологического сбора.
Планируемые изменения
Законодательство об обращении с отходами будет меняться и дальше. Так, в этой сфере предусмотрят возможность применять механизм концессий. А меры административной ответственности дополнят и сделают более детализированными.
Концессионные соглашения
Практика концессионных соглашений сегодня активно используется в отраслях водоснабжения и теплоснабжения. На федеральном уровне рассматривается вопрос о распространении этого опыта на сферу обращения с отходами. Минстрой уже разработал проект постановления, которым Правительство изменит порядок разработки, согласования, утверждения, корректировки и контроля инвестиционных и производственных программ в области обращения с ТКО. Обязательным станет утверждение инвестиционных программ концессионеров и иных инвесторов, которые строят новые объекты обращения с ТКО.
Если постановление примут, инвестпрограммы концессионеров будут утверждать уполномоченные органы субъектов РФ. Это позволит установить экономически обоснованный тариф для оператора по обращению с ТКО. Орган, утверждающий инвестиционную программу, будет также контролировать ход ее реализации.
Поправки в КоАП
Планируется разделить виды правонарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе и с ТКО. Сегодня КоАП устанавливает только общий состав нарушения за несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с любыми видами отходов. Штраф предусмотрен единый, он не зависит от значимости правонарушения. По мере перехода на новую систему обращения с отходами возникнет необходимость дифференцировать виды правонарушений в этой области и ответственность за них.
В ряде регионов, где заработала новая система обращения с ТКО, некоторые юридические лица уклоняются от заключения договоров с региональными операторами. За отказ будет введена административная ответственность. Региональных операторов будут наказывать за нарушение схемы движения коммунальных отходов.
НА ЗАМЕТКУ:
Средства от уплаты экологического сбора пойдут на строительство объектов для утилизации отходов
Средства от уплаты экологического сбора поступают в федеральный бюджет. Закон № 503-ФЗ уточнил порядок предоставления таких средств. Регионы будут получать субсидии на софинансирование своих программ в области обращения с отходами и территориальных схем обращения. Субсидии будут получать и юридические лица:
- на покрытие расходов на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию отходов от использования товаров;
- покрытие дефицита средств, поступивших в счет оплаты населением услуг по обращению с ТКО;
- выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации и обезвреживания отходов;
- строительство и оснащение таких объектов.
Данные субсидии предоставляются в порядке, утвержденном Правительством.