- Татьяна Петровна, какую работу проводит администрация городского округа, чтобы увеличить доходную часть местного бюджета?
Мы ежегодно разрабатываем и реализуем план мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета округа. Согласно плану ежедневно проводим мониторинг поступления доходов. Администраторы доходов ежемесячно отчитываются перед управлением финансов администрации городского округа. К каждому отчету администратор прилагает подробную пояснительную записку о работе, которую он провел, чтобы увеличить доходы и ликвидировать недоимку. По итогам работы администраторов доходов бюджета мы ежеквартально проводим семинары-совещания. Эти мероприятия позволяют обеспечить выполнение и перевыполнение плана по поступлениям в бюджет. Благодаря реализации плана мероприятий в бюджет Сорочинского городского округа в 2017 году дополнительно поступило более 13 млн руб., а в 2018-м — почти 18 млн руб.
- Какие мероприятия плана позволяют увеличить налоговую базу местного бюджета?
Прежде всего это мероприятия, направленные на повышение результативности межведомственной комиссии по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взносов. В состав комиссии входят представители администрации городского округа, ФНС, центра занятости населения, ФСС. Члены комиссии проводят с плательщиками индивидуальную работу, чтобы сократить недоимку. Комиссия приглашает на свои заседания руководителей предприятий, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, имеющих задолженность по налоговым и неналоговым платежам. По итогам работы межведомственной комиссии в 2017 году в бюджет удалось дополнительно мобилизовать 6,4 млн руб., в 2018-м — более 5 млн руб.
Специалисты администрации Сорочинского городского округа регулярно проводят рейды совместно с налоговыми инспекторами. Они выезжают к налогоплательщикам-должникам, выявляют административные нарушения в сфере торговли и благоустройства (несанкционированную торговлю и реализацию алкогольной продукции, неформальную занятость и т. д.). По итогам рейдов в бюджет дополнительно мобилизованы доходы на сумму около 2,5 млн руб. в 2017 м и свыше 3,2 млн руб. в 2018 году.
Другое мероприятие плана — оценка эффективности налоговых льгот и ставок местных налогов. Мы отменили неэффективные льготы по земельному налогу. Экономический эффект превысил 7 млн руб. В 2018 году провели анализ эффективности коэффициента К2 по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Увеличили индекс, А, который учитывает особенности видов предпринимательской деятельности, на один пункт по всем видам деятельности. Ожидаем, что экономический эффект в 2019 году превысит 1,6 млн руб., в 2020-м — 800 тыс. руб.
Мы проанализировали поступление налога на имущество физических лиц, исчисленного по инвентаризационной и по кадастровой стоимости. Увеличили на один пункт (с 0,1 до 0,2%) ставку в отношении объектов недвижимости, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 406 НК. Экономический эффект в 2019-м и последующих годах, по прогнозам, должен превысить 2,4 млн руб.
- Какие мероприятия плана позволяют увеличить неналоговую базу местного бюджета?
Администрация Сорочинского городского округа постоянно ведет поиск новых источников неналоговых доходов бюджета городского округа. Мы организовали работу по взиманию платы за размещение нестационарных торговых объектов. Сейчас это стабильный источник неналоговых доходов бюджета. В 2016 году в бюджет поступило 168,3 тыс. руб., в 2018-м — уже 643,8 тыс. руб.
Доходы в виде госпошлины за размещение рекламных конструкций за прошлый год удвоились: 90 тыс. руб. против 45 тыс. руб. в 2017 году. Выросли и поступления в виде платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций. В 2017 году мы получили 129,6 тыс. руб., в 2018-м — 146 тыс. руб.
Еще один источник поступлений — госпошлина за выдачу специального разрешения на движение по автодорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. В 2017 году доходы по этой статье составили 17,6 тыс. руб., в 2018-м — 326,4 тыс. руб.
Неналоговые доходы бюджета округа растут и за счет выморочных земельных участков. Работу с ними проводит отдел по управлению имуществом и земельным отношениям. В 2017 году администрация городского округа в плановом порядке провела выверку паевых земельных долей. Мы выявили 1709 невостребованных земельных долей, по которым никто не вступил в наследство после смерти собственника. Администрация подала в суд 520 судебных исков на 6,1 тыс. га земли с требованием признать право муниципальной собственности за городским округом. В 2018 году мы подали в суд уже 716 судебных исков на 13,5 га земли.
В отношении земельных участков, право собственности на которые суды признали за муниципальным образованием, проведены торги. Эту землю администрация сдала в аренду сельхозпроизводителям. В результате в 2017 году в бюджет поступили доходы на сумму 553,5 тыс. руб., в 2018-м — более 1,2 млн руб. Дополнительный эффект — вовлечение в сельскохозяйственный оборот более 19,6 тыс. га земли.
Всего за 2016–2018 годы городскому округу удалось привлечь доходы из пяти дополнительных источников. По ним мы получили в 2016 году 168,3 тыс. руб., в 2017-м — более 1,1 млн руб., в 2018-м — более 2,4 млн руб.
- В Сорочинском городском округе внедрено инициативное бюджетирование. Расскажите об этом.
Мы вовлекаем население в распределение средств бюджета на конкурсной основе и на принципах софинансирования. Часть средств на реализацию проекта выделяет область. До 20 процентов стоимости мы финансируем из местного бюджета. Средства самих граждан покрывают до 20 процентов стоимости проекта, деньги спонсоров — до 10 процентов.
В рамках инициативного бюджетирования в 2018 году мы благоустроили три места массового отдыха в селах, а также отремонтировали водозаборную скважину. В 2019 году планируем реализовать еще восемь проектов, основанных на местных инициативах. Их общая стоимость — 6,7 млн руб.
Администрация привлекает средства спонсоров. В 2018 году в бюджет Сорочинского городского округа поступили средства от ООО «Терминал Сервис», ООО «РОСТА-Терминал», ООО «Газпромнефть-Оренбург», АО «Оренбургнефть», ООО «Сорочинский маслоэкстракционный завод», БФ «Сафмар» и других компаний. Общая сумма превысила 20,6 млн руб.
- Внедрили ли вы кассовое планирование для управления бюджетными потоками? Если да, то каковы результаты этой работы?
Управление финансов ведет кассовый план в ежедневном и ежемесячном форматах. Это позволяет предотвращать кассовые разрывы и эффективно использовать временно свободные средства. Чтобы составить кассовый план исполнения местного бюджета в части расходов, главные распорядители бюджетных средств предоставляют в управление финансов сведения о планируемых объемах кассовых выплат. Большая часть кассовых расходов заявляется на 15-е и 30-е числа каждого месяца с поправкой на выходные и праздничные дни. Увеличение расходов 15-го числа каждого месяца происходит в связи с необходимостью выплатить аванс по заработной плате работникам муниципальных учреждений, 30-го числа — в связи с выплатой заработной платы и начислений на нее. Администраторы доходов бюджета в рамках кассового планирования не только составляют кассовый план на год и месяц, но и делают разбивку доходов по дням.
Кассовые выплаты для исполнения муниципальных закупок производятся по плану-графику закупок. На уровне главного распорядителя бюджетных средств сроки кассовых выплат устанавливаем так, чтобы расчеты по закупкам не совпадали по времени с выплатой зарплаты и иными ежемесячными платежами. Это позволяет избежать больших кассовых разрывов.
Чтобы предотвратить неисполнение бюджетных обязательств, управление финансов контролирует обеспечение минимального уровня денежных средств на едином счете бюджета. Также проводим еженедельный и ежемесячный мониторинг кассовых потоков, чтобы исключить ошибки в кассовом планировании.
Результат ведения кассового плана по расходам — сбалансированность исполнения бюджета, предотвращение кассовых разрывов, снижение риска возникновения просроченной кредиторской задолженности.
На заметку: Как администрация работает с населением, чтобы увеличить доходы бюджета:
Администрация регулярно проводит разъяснительную работу с населением. Когда наступают сроки уплаты местных налогов, сотрудники администрации обходят должников, вручают им напоминания о необходимости погасить задолженность и оформить право собственности на имущество. В 2017 году благодаря такой работе поступления налога на имущество физических лиц увеличились на 7,5 процента, местных налогов — на 26,6 процента. В 2018 году поступления местных налогов возросли на 9,7 процента. На всех автобусных маршрутах администрация разместила социальную рекламу. В ней муниципалитет обращается к гражданам и призывает их своевременно платить налоги.
Актуальную информацию об изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, сроках уплаты налогов администрация размещает на официальном сайте и сайте управления финансов.
- Как администрация оптимизирует расходы бюджета? На чем экономите?
Для оптимизации расходов администрация Сорочинского городского округа приняла специальную программу на 2017–2019 годы (утв. постановлением от 03.07.2017 № 1130-п). В рамках реализации этой программы мы повысили эффективность использования муниципального имущества. В частности, учреждения культуры предоставили в аренду имущество, которое не использовали. Мы провели реструктуризацию сети учреждений, сократили расходы на их содержание. Чтобы снизить затраты, вывели за штат обслуживающий персонал и непрофильных специалистов с учетом установленных норм нагрузки. Кроме того, мы жестко контролируем расходы из фонда оплаты труда и не допускаем увеличения численности работников администрации.
- На XI Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» округ стал победителем в номинации «За лучшую организацию работы с кадрами». Каких принципов вы придерживаетесь в этой работе?
На протяжении многих лет на всех должностях я придерживаюсь одного принципа — находить, привлекать и ценить талантливых людей. Талантливый человек может быть неудобен в общении, но это всегда креативный сотрудник, мнение и идеи которого для меня важны. Стараюсь приложить максимум усилий для того, чтобы находить таких людей, привлекать их к муниципальному управлению, давать им возможность профессионально развиваться, воплощать свои идеи.
- За победу в конкурсах администрация получила сертификаты и дотации. На что город потратил эти средства?
За победу в конкурсе «Лучшая муниципальная практика» городскому округу выделили 1,52 млн руб. На эти средства мы закупили мебель для общеобразовательных организаций.
По итогам XI Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» Минфин Оренбургской области поощрил Сорочинский городской округ дотацией в сумме 500 тыс. руб. на реализацию мер по обеспечению сбалансированности бюджета. За высокое качество управления муниципальными финансами по итогам 2017 года администрация округа получила сертификат на сумму 638 тыс. руб. На эти средства мы профинансировали мероприятия по сокращению долговой нагрузки на бюджет и снижению кредиторской задолженности.
- В 2018 году город стал лидером регионального рейтинга открытости бюджетных данных. Что это за рейтинг? Как его составители оценивали муниципалитеты?
Рейтинг городских округов и муниципальных районов Оренбургской области по уровню открытости бюджетных данных формирует областной Минфин на основе мониторинга. Цель — стимулировать органы местной власти к повышению уровня открытости бюджетных данных и вовлечь население в бюджетный процесс. В ходе формирования рейтинга областные специалисты оценивали:
— информационное наполнение порталов (сайтов), предназначенных для размещения бюджетных данных;
— полноту и качество информации, которую муниципальные учреждения разместили на сайте bus.gov.ru;
— информационное наполнение порталов «Бюджет для граждан», полноту и понятность интернет-брошюр, размещенных в открытом доступе;
— способы и технологии вовлечения населения в бюджетный процесс.
По итогам оценки открытости бюджетных данных Сорочинский городской округ набрал 106 баллов из 106 возможных.
Кроме того, в 2018 году управление финансов администрации округа принимало участие в региональном конкурсе на лучшее предложение по формированию и представлению бюджета для граждан. Наши финансисты представили на конкурс проекты в номинациях «Бюджет в стихах» и «Бюджетный квест». В первой номинации проект «Бюджет глазами граждан» отмечен дипломом II степени. Во второй номинации проект «Бюджетные головоломки» отмечен дипломом I степени.
- Какие мероприятия в сфере открытости бюджета помогли стать лидером рейтинга?
Для населения созданы серия анимационных фильмов и брошюры «Бюджет для граждан». Они объясняют финансовые показатели в форме, понятной любому человеку. Открытости бюджета способствует обнародование нормативных актов, регулирующих вопросы бюджетного процесса. В связи с переходом к программным бюджетам предоставляем населению максимум информации о муниципальных программах — их роли, целях и задачах, инструментах реализации, мероприятиях. Механизм любой программы предусматривает отчетность о ее исполнении, поэтому мы информируем население о результатах. К формированию бюджета привлекаем общественный совет.