Изменятся требования к разработке документов стратегического планирования

Тип: статья

Зачем понадобились поправки

Требования к разработке документов стратегического планирования муниципального уровня станут более подробными и конкретными, а полномочия органов местной власти расширятся. Это произойдет, когда вступят в силу изменения в Федеральном законе от 28.06.2014 № 172-ФЗ (законопроект № 439861–7). Госдума уже приняла поправки в первом чтении.

Сейчас в Законе № 172-ФЗ отсутствуют четкие требования к документам стратегического планирования, принимаемым на муниципальном уровне. Для их разработки органы местного самоуправления не имеют конкретных целевых и методических ориентиров. Недостаточную конкретизацию правил отмечали представители местных и региональных исполнительных органов власти, а также эксперты. Законопроект № 439861–7 устранит пробелы федерального законодательства в сфере стратегического планирования на муниципальном уровне.

Муниципалитеты получат больше полномочий

Субъекты РФ определят, в каких случаях муниципалитеты смогут участвовать в подготовке региональных документов стратегического планирования

Законопроект № 439861–7 уточняет полномочия органов местного самоуправления. Сейчас они разрабатывают, рассматривают, утверждают и реализовывают документы стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления. Когда поправки вступят в силу, местные власти:

  • продолжат выполнять те же функции в отношении документов стратегического планирования, но только по вопросам местного значения (п. 2 ст. 6 Закона № 172-ФЗ);
  • не должны будут разрабатывать и утверждать документы стратегического планирования в отношении своих прав, которые установлены статьями 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Законопроект расширит полномочия органов местного самоуправления. Они получат возможность участвовать в подготовке региональных документов стратегического планирования (п. 5 ст. 6 Закона № 172-ФЗ). Случаи, в которых муниципалитетам будет предоставлено это право, регионы установят своими нормативными правовыми актами.

Станет больше участников стратегического планирования

Рекомендация: Cлучаи, в которых этих участников можно задействовать в стратегическом планировании, предусмотрите муниципальными нормативными правовыми актами

Круг участников стратегического планирования на уровне муниципального образования расширится (п. 5 ст. 6 Закона № 172-ФЗ). Сейчас в него входят органы местного самоуправления и муниципальные организации. Авторы законопроекта предлагают добавить в перечень иные органы, граждан, общественные организации и хозяйствующие субъекты. По мнению разработчиков законопроекта, это позволит повысить качество стратегического планирования. Поправка закрепляет уже сложившуюся практику вовлечения в процесс стратегического планирования широкого круга участников.

Придется разрабатывать больше прогнозов

Изменится перечень муниципальных документов стратегического планирования (п. 5 ст. 11 Закона № 172-ФЗ). Сейчас в него входит прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный (от 1 года до 5–7 лет) или долгосрочный (15–20 лет) период. Законопроект такой альтернативы органам местного самоуправления не предоставляет. Они будут разрабатывать прогноз социально- экономического развития муниципального образования как на долгосрочный, так и на среднесрочный период (подп. 3 и 3.1 п. 5 ст. 11 Закона № 172-ФЗ). Это повысит взаимосвязанность документов стратегического планирования с точки зрения оценки значений показателей, характеризующих прогнозное и целевое состояние муниципального образования в долгосрочной перспективе.

Требования к разработке документов стратегического планирования станут конкретнее

По действующим правилам органы местного самоуправления:

  • разрабатывают, утверждают и реализуют документы стратегического планирования для обеспечения бюджетного процесса в соответствии с Бюджетным кодексом;
  • могут принимать решения о разработке и утверждении стратегии социально-экономического развития муниципального образования, а также план мероприятий по ее реализации.

Никаких других требований или особенностей разработки документов стратегического планирования в Законе № 172-ФЗ не установлено. В новой редакции будет больше конкретики. Глава 11 «Стратегическое планирование на уровне муниципального образования» получит новое название — «Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания на уровне муниципального образования». Закон № 172-ФЗ будет дополнен:

2 новые главы с описанием подготовки всех типов документов стратегического планирования муниципального образования появятся в Законе № 172-ФЗ

1) главой 11.1 «Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования на уровне муниципального образования»;

2) главой 11.2 «Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования на уровне муниципального образования».

Эти главы будут содержать подробное описание и особенности разработки всех типов документов стратегического планирования муниципального образования:

  • стратегии социально-экономического развития (ст. 39 гл. 11 Закона № 172-ФЗ);
  • прогноза социально-экономического развития на долгосрочный период (ст. 39.1 гл. 11.1 Закона № 172-ФЗ);
  • бюджетного прогноза на долгосрочный период (ст. 39.2 гл. 11.1 Закона № 172-ФЗ);
  • прогноза социально-экономического развития на среднесрочный период (ст. 39.3 гл. 11.1 Закона № 172-ФЗ);
  • плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития (ст. 39.4 гл. 11.2 Закона № 172-ФЗ);
  • муниципальных программ (ст. 39.5 гл. 11.2 Закона № 172-ФЗ).

Стратегия социально-экономического развития

На заметку: Стратегия социально-экономического развития — основа для разработки муниципальных программ, схемы территориального планирования, генерального плана, плана мероприятий по реализации стратегии

Разработка стратегии социально-экономического развития муниципального образования останется правом, а не обязанностью органов местного самоуправления (п. 1 ст. 39 Закона № 172-ФЗ). Разрабатывать этот документ можно будет только на период, не превышающий тот, на который вы подготовили долгосрочный прогноз социально-экономического развития муниципального образования (п. 2 ст. 39 Закона № 172-ФЗ).

Появятся минимальные требования к структуре стратегии социально-экономического развития. Она должна содержать:

  • оценку текущего социально-экономического положения или стратегический анализ муниципального образования;
  • цели и задачи социально-экономической политики муниципального образования;
  • показатели достижения целей и задач социально-экономического развития, сроки и этапы реализации стратегии;
  • ожидаемые результаты реализации стратегии;
  • информацию о механизмах реализации стратегии, в том числе муниципальных программах, возможных источниках финансового обеспечения.

Благодаря минимальным требованиям подходы к разработке стратегий муниципальных образований станут едиными. Сегодня они существенно различаются в разных регионах. В то же время в стратегию можно будет включать иные положения, определяемые муниципальными правовыми актами (подп. 6 п. 3 ст. 39 Закона № 172-ФЗ). Благодаря этому органы местного самоуправления сохранят необходимую свободу при формировании структуры стратегий, а сами стратегии будут отличаться друг от друга.

По новым правилам утверждать стратегию муниципального образования имеет право только представительный орган. Порядок ее разработки и корректировки местные власти определят муниципальным нормативным правовым актом (п. 6, 7 ст. 39 Закона № 172-ФЗ).

На заметку: Методическую поддержку обеспечит Минэкономразвития

По действующим правилам регламент разработки документов стратегического планирования в муниципальных образованиях устанавливают регионы. Они же оказывают муниципалитетам методическую поддержку (п. 2 ст. 5 Закона № 172-ФЗ). Когда поправки вступят в силу, эти функции будет выполнять Минэкономразвития (п. 3 ст. 39.4 Закона № 172-ФЗ). В частности, министерство обеспечит муниципалитетам методическую поддержку разработки и корректировки стратегии и плана мероприятий по ее реализации.

Регионам придется отменить свои рекомендации, а муниципалитетам — скорректировать стратегии социально-экономического развития муниципальных образований, чтобы привести их в соответствие с новыми требованиями законодательства.

Прогнозные документы

Новые положения Закона № 172-ФЗ требуют разрабатывать прогноз социально-экономического развития каждые три года на шесть и более лет (п. 1 ст. 39.1). На основе этого документа ваши финансисты будут формировать бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочный период разрабатывайте ежегодно на основе долгосрочного прогноза и стратегии. Используйте среднесрочный прогноз как основу для разработки проекта местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Важно запомнить! Учитывайте среднесрочный прогноз, если необходимо скорректировать долгосрочный

Оба прогноза утверждает администрация муниципального образования (п. 4, 5 ст. 39.1 Закона № 172-ФЗ). Порядок разработки и корректировки, требования к содержанию этих документов установите муниципальным нормативным правовым актом (п. 4 ст. 39.1 Закона № 172-ФЗ).

План мероприятий по реализации стратегии

План мероприятий по реализации стратегии орган местного самоуправления разрабатывает на основе ее положений и на период ее реализации. Порядок разработки и корректировки, требования к содержанию плана установите муниципальным нормативным правовым актом (п. 2, 4, 5 ст. 39.4 Закона № 172-ФЗ). Утверждает план мероприятий местная администрация. Она же принимает решение о его корректировке.

Муниципальные программы

За представительными органами муниципальных образований закрепят право рассматривать проекты муниципальных программ и предложения о внесении в них изменений. Порядок рассмотрения представительный орган должен будет установить своим нормативным правовым актом. Муниципальные программы утверждает местная администрация в соответствии с Бюджетным кодексом.

Перечень муниципальных программ, порядок их разработки, реализации и оценки их эффективности органы местного самоуправления утверждают муниципальным нормативным правовым актом.

Оценивать эффективность реализации программ придется ежегодно

В Законе № 172-ФЗ появится статья 44.1 «Реализация документов стратегического планирования муниципальных образований». Осуществлять реализацию стратегии законодатель предлагает путем разработки плана мероприятий по ее реализации, а положения стратегии детализировать в муниципальных программах.

Законопроект содержит понятие оценки эффективности реализации муниципальной программы. Проводить такую оценку нужно будет ежегодно в отношении каждой муниципальной программы. Порядок проведения оценки и ее критерии органы местного самоуправления установят муниципальным нормативным правовым актом.

ТАТЬЯНА КРАСНИКОВА, исполнительный директор ООО «Научные разработки», к. э. н.