Зачем понадобились поправки
Требования к разработке документов стратегического планирования муниципального уровня станут более подробными и конкретными, а полномочия органов местной власти расширятся. Это произойдет, когда вступят в силу изменения в Федеральном законе от 28.06.2014 № 172-ФЗ (законопроект № 439861–7). Госдума уже приняла поправки в первом чтении.
Сейчас в Законе № 172-ФЗ отсутствуют четкие требования к документам стратегического планирования, принимаемым на муниципальном уровне. Для их разработки органы местного самоуправления не имеют конкретных целевых и методических ориентиров. Недостаточную конкретизацию правил отмечали представители местных и региональных исполнительных органов власти, а также эксперты. Законопроект № 439861–7 устранит пробелы федерального законодательства в сфере стратегического планирования на муниципальном уровне.
Муниципалитеты получат больше полномочий
Субъекты РФ определят, в каких случаях муниципалитеты смогут участвовать в подготовке региональных документов стратегического планирования
Законопроект № 439861–7 уточняет полномочия органов местного самоуправления. Сейчас они разрабатывают, рассматривают, утверждают и реализовывают документы стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления. Когда поправки вступят в силу, местные власти:
- продолжат выполнять те же функции в отношении документов стратегического планирования, но только по вопросам местного значения (п. 2 ст. 6 Закона № 172-ФЗ);
- не должны будут разрабатывать и утверждать документы стратегического планирования в отношении своих прав, которые установлены статьями 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
Законопроект расширит полномочия органов местного самоуправления. Они получат возможность участвовать в подготовке региональных документов стратегического планирования (п. 5 ст. 6 Закона № 172-ФЗ). Случаи, в которых муниципалитетам будет предоставлено это право, регионы установят своими нормативными правовыми актами.
Станет больше участников стратегического планирования
Рекомендация: Cлучаи, в которых этих участников можно задействовать в стратегическом планировании, предусмотрите муниципальными нормативными правовыми актами
Круг участников стратегического планирования на уровне муниципального образования расширится (п. 5 ст. 6 Закона № 172-ФЗ). Сейчас в него входят органы местного самоуправления и муниципальные организации. Авторы законопроекта предлагают добавить в перечень иные органы, граждан, общественные организации и хозяйствующие субъекты. По мнению разработчиков законопроекта, это позволит повысить качество стратегического планирования. Поправка закрепляет уже сложившуюся практику вовлечения в процесс стратегического планирования широкого круга участников.
Придется разрабатывать больше прогнозов
Изменится перечень муниципальных документов стратегического планирования (п. 5 ст. 11 Закона № 172-ФЗ). Сейчас в него входит прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный (от 1 года до 5–7 лет) или долгосрочный (15–20 лет) период. Законопроект такой альтернативы органам местного самоуправления не предоставляет. Они будут разрабатывать прогноз социально- экономического развития муниципального образования как на долгосрочный, так и на среднесрочный период (подп. 3 и 3.1 п. 5 ст. 11 Закона № 172-ФЗ). Это повысит взаимосвязанность документов стратегического планирования с точки зрения оценки значений показателей, характеризующих прогнозное и целевое состояние муниципального образования в долгосрочной перспективе.
Требования к разработке документов стратегического планирования станут конкретнее
По действующим правилам органы местного самоуправления:
- разрабатывают, утверждают и реализуют документы стратегического планирования для обеспечения бюджетного процесса в соответствии с Бюджетным кодексом;
- могут принимать решения о разработке и утверждении стратегии социально-экономического развития муниципального образования, а также план мероприятий по ее реализации.
Никаких других требований или особенностей разработки документов стратегического планирования в Законе № 172-ФЗ не установлено. В новой редакции будет больше конкретики. Глава 11 «Стратегическое планирование на уровне муниципального образования» получит новое название — «Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания на уровне муниципального образования». Закон № 172-ФЗ будет дополнен:
2 новые главы с описанием подготовки всех типов документов стратегического планирования муниципального образования появятся в Законе № 172-ФЗ
1) главой 11.1 «Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования на уровне муниципального образования»;
2) главой 11.2 «Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования на уровне муниципального образования».
Эти главы будут содержать подробное описание и особенности разработки всех типов документов стратегического планирования муниципального образования:
- стратегии социально-экономического развития (ст. 39 гл. 11 Закона № 172-ФЗ);
- прогноза социально-экономического развития на долгосрочный период (ст. 39.1 гл. 11.1 Закона № 172-ФЗ);
- бюджетного прогноза на долгосрочный период (ст. 39.2 гл. 11.1 Закона № 172-ФЗ);
- прогноза социально-экономического развития на среднесрочный период (ст. 39.3 гл. 11.1 Закона № 172-ФЗ);
- плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития (ст. 39.4 гл. 11.2 Закона № 172-ФЗ);
- муниципальных программ (ст. 39.5 гл. 11.2 Закона № 172-ФЗ).
Стратегия социально-экономического развития
На заметку: Стратегия социально-экономического развития — основа для разработки муниципальных программ, схемы территориального планирования, генерального плана, плана мероприятий по реализации стратегии
Разработка стратегии социально-экономического развития муниципального образования останется правом, а не обязанностью органов местного самоуправления (п. 1 ст. 39 Закона № 172-ФЗ). Разрабатывать этот документ можно будет только на период, не превышающий тот, на который вы подготовили долгосрочный прогноз социально-экономического развития муниципального образования (п. 2 ст. 39 Закона № 172-ФЗ).
Появятся минимальные требования к структуре стратегии социально-экономического развития. Она должна содержать:
- оценку текущего социально-экономического положения или стратегический анализ муниципального образования;
- цели и задачи социально-экономической политики муниципального образования;
- показатели достижения целей и задач социально-экономического развития, сроки и этапы реализации стратегии;
- ожидаемые результаты реализации стратегии;
- информацию о механизмах реализации стратегии, в том числе муниципальных программах, возможных источниках финансового обеспечения.
Благодаря минимальным требованиям подходы к разработке стратегий муниципальных образований станут едиными. Сегодня они существенно различаются в разных регионах. В то же время в стратегию можно будет включать иные положения, определяемые муниципальными правовыми актами (подп. 6 п. 3 ст. 39 Закона № 172-ФЗ). Благодаря этому органы местного самоуправления сохранят необходимую свободу при формировании структуры стратегий, а сами стратегии будут отличаться друг от друга.
По новым правилам утверждать стратегию муниципального образования имеет право только представительный орган. Порядок ее разработки и корректировки местные власти определят муниципальным нормативным правовым актом (п. 6, 7 ст. 39 Закона № 172-ФЗ).
На заметку: Методическую поддержку обеспечит Минэкономразвития
По действующим правилам регламент разработки документов стратегического планирования в муниципальных образованиях устанавливают регионы. Они же оказывают муниципалитетам методическую поддержку (п. 2 ст. 5 Закона № 172-ФЗ). Когда поправки вступят в силу, эти функции будет выполнять Минэкономразвития (п. 3 ст. 39.4 Закона № 172-ФЗ). В частности, министерство обеспечит муниципалитетам методическую поддержку разработки и корректировки стратегии и плана мероприятий по ее реализации.
Регионам придется отменить свои рекомендации, а муниципалитетам — скорректировать стратегии социально-экономического развития муниципальных образований, чтобы привести их в соответствие с новыми требованиями законодательства.
Прогнозные документы
Новые положения Закона № 172-ФЗ требуют разрабатывать прогноз социально-экономического развития каждые три года на шесть и более лет (п. 1 ст. 39.1). На основе этого документа ваши финансисты будут формировать бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период.
Прогноз социально-экономического развития на среднесрочный период разрабатывайте ежегодно на основе долгосрочного прогноза и стратегии. Используйте среднесрочный прогноз как основу для разработки проекта местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Важно запомнить! Учитывайте среднесрочный прогноз, если необходимо скорректировать долгосрочный
Оба прогноза утверждает администрация муниципального образования (п. 4, 5 ст. 39.1 Закона № 172-ФЗ). Порядок разработки и корректировки, требования к содержанию этих документов установите муниципальным нормативным правовым актом (п. 4 ст. 39.1 Закона № 172-ФЗ).
План мероприятий по реализации стратегии
План мероприятий по реализации стратегии орган местного самоуправления разрабатывает на основе ее положений и на период ее реализации. Порядок разработки и корректировки, требования к содержанию плана установите муниципальным нормативным правовым актом (п. 2, 4, 5 ст. 39.4 Закона № 172-ФЗ). Утверждает план мероприятий местная администрация. Она же принимает решение о его корректировке.
Муниципальные программы
За представительными органами муниципальных образований закрепят право рассматривать проекты муниципальных программ и предложения о внесении в них изменений. Порядок рассмотрения представительный орган должен будет установить своим нормативным правовым актом. Муниципальные программы утверждает местная администрация в соответствии с Бюджетным кодексом.
Перечень муниципальных программ, порядок их разработки, реализации и оценки их эффективности органы местного самоуправления утверждают муниципальным нормативным правовым актом.
Оценивать эффективность реализации программ придется ежегодно
В Законе № 172-ФЗ появится статья 44.1 «Реализация документов стратегического планирования муниципальных образований». Осуществлять реализацию стратегии законодатель предлагает путем разработки плана мероприятий по ее реализации, а положения стратегии детализировать в муниципальных программах.
Законопроект содержит понятие оценки эффективности реализации муниципальной программы. Проводить такую оценку нужно будет ежегодно в отношении каждой муниципальной программы. Порядок проведения оценки и ее критерии органы местного самоуправления установят муниципальным нормативным правовым актом.