ОМСУ будут представлять сведения для реестра недобросовестных водопользователей

Тип: статья

С 5 декабря 2019 года у органов местного самоуправления появится новая обязанность. Они должны будут представлять в Росводресурсы информацию для реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования. Кроме того, в новых положениях Водного кодекса теперь указаны последствия включения юридических и физических лиц в данный реестр. Эти положения ОМСУ должны будут учитывать при заключении договоров водопользования.

До 5 декабря ОМСУ предстоит привести муниципальные правовые акты в сфере водопользования в соответствие с новыми нормами. Рассмотрим эти изменения.

Зачем нужен новый реестр

Органы местного самоуправления могут владеть, пользоваться и распоряжаться водными объектами, которые находятся в собственности муниципального образования (ст. 27 Водного кодекса). Если физическое или юридическое лицо хочет использовать такой объект, оно должно заключить договор с органом местного самоуправления и получить его решение. На основании договора водопользования муниципалитет предоставляет объект или его часть:

Важный документ: Федеральный закон от 06.06.2019 № 139-ФЗ внес изменения в статью 16, часть 1 статьи 19, статьи 23 и 36.1 Водного кодекса
  • для забора воды с поверхности объекта; 
  • использования акватории водного объекта, в том числе с рекреационными целями; 
  • использования водного объекта без забора воды с целью производства электроэнергии.

Договор водопользования заключают, как правило, по результатам аукциона (ст. 16 Водного кодекса). Информацию о проведении аукциона на право заключить договор водопользования ОМСУ размещает на федеральном портале torgi.gov.ru в разделе «Водопользование» (ч. 5 ст. 16 ВК).

Чтобы получить водный объект или его часть в пользование, физическое или юридическое лицо обращается в ОМСУ с заявлением лично либо через МФЦ. В заявлении нужно обосновать цели, виды и сроки водопользования (ст. 23 ВК). Цель, вид и способ пользования объектом отражают также в договорах водопользования и в решениях о предоставлении водного объекта.

Муниципалитеты часто выявляют случаи нецелевого использования водных объектов. Компании и предприниматели нарушают условия, прописанные в разрешительных документах. Кроме того, в аукционах нередко участвуют и побеждают лица, которые на самом деле не заинтересованы в использовании акватории водного объекта. Их цель — получить право пользования, а затем переуступить его другому лицу за плату. Бывает и так, что компания или предприниматель подает заявку на аукцион, но потом отказывается в нем участвовать. И в первом, и во втором случае это делается ради материальной выгоды. В результате добросовестные хозяйствующие субъекты лишаются возможности использовать водный объект либо переплачивают за право пользования его акваторией. Закон № 139-ФЗ призван устранить эту проблему.

В реестр недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования будут включать сведения:

На заметку: Реестра пока не существует. Федеральные чиновники планируют запустить его к 5 декабря
  • о лицах, которым суд запретил использовать водный объект. Причина — нецелевое использование объекта либо его использование с нарушением законодательства; 
  • победителях аукциона, которые уклонились от заключения договора водопользования.

С физическим или юридическим лицом, которое числится в реестре недобросовестных водопользователей, орган местного самоуправления будет не вправе заключать договор водопользования. Аналогичный механизм правового регулирования предусмотрен Лесным кодексом и Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. В специальные реестры заносят информацию о недобросовестных арендаторах лесных участков и покупателях лесных насаждений, а также недобросовестных поставщиках.

Какую информацию будут представлять органы местного самоуправления

Перечислим виды информации, которую ОМСУ предстоит направлять в Росводресурсы.

1. Наименование, местонахождение, ИНН нарушителя, если он — юридическое лицо.

2. Наименование и ИНН учредителя юридического лица из пункта 1.

3. Фамилии, имена, отчества учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридического лица.

4. Фамилия, имя, отчество, ИНН нарушителя, если это физическое лицо или индивидуальный предприниматель.

5. Сведения о договорах водопользования, решениях о предоставлении водного объекта в пользование.

6. Дата и номер решения суда о принудительном прекращении права пользования водным объектом.

7. Дата проведения аукциона на право заключения договора водопользования в случае, если победитель аукциона уклонился от заключения договора.

ОМСУ не будут сами размещать информацию в реестре. Это сделают специалисты Росводресурсов.

В какой срок представлять информацию Росводресурсам

Срок представления информации для реестра недобросовестных водопользователей зависит от того, на каком основании местные власти предлагают включить сведения в реестр. Возможны две ситуации.

1. Право пользования водным объектом прекращено по решению суда. В этом случае представьте сведения в течение трех рабочих дней с даты, когда решение вступило в законную силу.

2. Победитель аукциона на право заключения договора водопользования не подписал этот договор. Представьте сведения в течение трех рабочих дней со дня, когда вы подписали протокол по итогам аукциона.

Росводресурсы включат информацию о нарушителе в реестр в течение 10 рабочих дней со дня, когда получили ее от ОМСУ. Если чиновники федерального агентства сочтут, что включать лицо в реестр нет оснований, они направят вам мотивированный отказ.

Росводресурсы исключат сведения из реестра через два года либо раньше по решению суда.

МАРИНА БОЙКО, главный эксперт службы внутреннего аудита ПАО «РусГидро»