Прокуратура Хабаровского края: Обзор нормативных правовых актов, принятых в целях поддержки населения и отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска из-за введения ограничений в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц

Тип: обзор

В целях реализации указанных нормативных правовых актов распоряжением Правительства Хабаровского края от 02.03.2022 № 191-рп «О создании оперативного штаба по повышению устойчивости экономики Хабаровского края в условиях санкций» создан соответствующий оперативный штаб Хабаровского края.

Исполняя решения оперативного штаба по вопросу обеспечения устойчивости экономики края в условиях внешнего санкционного давления аналогичные оперативные штабы созданы в муниципальных образованиях края.

Компетенция, порядок реализации полномочий (в том числе принятия решений) указанных коллегиальных органов должны быть регламентированы муниципальными нормативными правовыми актами.

Указанное обусловлено тем, что указанные комиссии наделены полномочиями по принятию решений, обязательных для исполнения гражданами и организациями.

Так, во исполнение статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 339 «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления» принято постановление Правительства Хабаровского края от 29.03.2022 № 149-пр «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления», пунктом 1 которого установлена необходимость принятия муниципальных правовых актов местной администрации в соответствии с которыми по 31 декабря 2022 г. включительно в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного муниципальным правовым актом местной администрации.

С учетом изложенного, требуется введение органами местного самоуправления соответствующего нормативного регулирования.

Также в текущем году приняты нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие компетенцию органов местного самоуправления по установлению мер поддержки хозяйствующих субъектов.

Так, статьей 8 Федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что орган местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, вправе определить случаи установления в 2022 году льготной арендной платы по договорам аренды указанных земельных участков и размер такой платы. Размер арендной платы не может быть менее одного рубля и устанавливаться на срок более 1 года.

Пунктом 1 «Особенностей разрешительных режимов в сфере торговли», утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 № 353, установлена возможность продления на срок до 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) без проведения торгов сроков действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году».

Ряд нормативных правовых актов устанавливает особенности осуществления деятельности органов местного самоуправления в текущем году.

Федеральным законом от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены особенности организации и проведения в 2022 году проверок при осуществлении муниципального контроля в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся в период по 31 декабря 2022 года, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом.

Статьей 7 Федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены особенности осуществления в 2022 году градостроительной деятельности, в том числе процесса согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа, проекта документа о внесении изменений в соответствующий генеральный план.

Так, срок согласования не может превышать один месяц со дня поступления в согласующие органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана, проекту документа о внесении изменений в генеральный план и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования. Уполномоченный орган местного самоуправления обязан обеспечить доступ к проектам генеральных планов поселений, проектам генеральных планов городских округов и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за один месяц до их утверждения.

Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о проведении таких общественных обсуждений или публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не может превышать один месяц.

По проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, подготовленным применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, к территории за границами населенных пунктов, и по проектам документов о внесении изменений в утвержденные генеральные планы, подготовленным применительно к отдельным населенным пунктам, к территории за границами населенных пунктов, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся только:

а) в населенном пункте, в отношении которого подготовлен проект генерального плана или проект документа о внесении изменений в генеральный план;

б) в ближайшем населенном пункте с участием правообладателей земельных участков, имеющих общую границу с таким населенным пунктом, и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладателей помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

Федеральным законом от 26.03.2022 № 67-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» определены особенности исчисления налоговой базы по земельному налогу в 2023 году. Если кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в единый государственный реестр недвижимости и применяемая с 1 января 2023 года, больше стоимости, указанной в едином государственном реестре недвижимости, применяемой с 1 января 2022 года, то для расчета используются показатели 2022 года.

Правило не действует, если кадастровая стоимость участка увеличилась из-за изменения его характеристик.

Постановлением Правительства РФ от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году» упрощен порядок предоставления земельных участков российским гражданам и организациям.

Так, установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается регионом.

Кроме того, допускается продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду гражданину, при условии отсутствия информации о выявленных и неустраненных нарушениях законодательства при использовании такого земельного участка. Определены сроки процедур предоставления земельных участков.

Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 № 590 «О внесении изменений в общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и об особенностях предоставления указанных субсидий и субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2022 году» установлен ряд условий при предоставлении субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в соответствии с пунктами 3 и 7 статьи 78, пунктами 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, например:

- срок окончания приема предложений (заявок) участников отбора может быть сокращен до 10 календарных дней, следующих за днем размещения объявления о проведении отбора;

- у участника отбора может быть неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, не превышающая 300 тыс. рублей;

- участник отбора не должен находиться в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с отказом от исполнения заключенных государственных (муниципальных) контрактов по причине введения санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия, и (или) введением мер ограничительного характера;

- в случае невозможности достижения значений результатов предоставления субсидии в сроки, определенные соглашением (договором) о предоставлении субсидии, главный распорядитель по согласованию с получателем субсидии вправе принять решение о внесении изменений в соглашение в части продления сроков достижения результатов (но не более чем на 24 месяца) без изменения размера субсидии, а в случае невозможности достижения такого результата без изменения размера субсидии главный распорядитель вправе принять решение об уменьшении значения результата предоставления субсидии.

Учитывая изложенное, у органов местного самоуправления возникает обязанность принятия соответствующим муниципальных нормативных правовых актов, а также приведения в соответствие с федеральным и региональным законодательством муниципальных нормативных правовых актов (административных регламентов предоставления муниципальных услуг).

Настоящая информация направляется для сведения и использования в работе для повышения качества муниципальных нормативных правовых актов.

Титова Н.В. - Старший помощник прокурора края по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами края, органами местного самоуправления