Так, внесены изменения в законодательство о контрактной системе, носящие временный характер. Федеральным законом от 04.11.2022 № 420-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия части 5 статьи 2 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» допускается до 31 декабря 2023 года по соглашению сторон изменение существенных условий контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); предусматривается продление до конца 2023 года действия временных норм в сфере закупок, носящих антисанкционный характер, которые были приняты в начале 2022 года.
До 1 января 2024 года приостановлено действие правил вступления в силу законов о внесении изменений в Закон о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 1880 «О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 г. № 680» допускается изменение существенных условий муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия при невозможности их исполнения по независящим от сторон контракта обстоятельствам до конца 2023 года.
Федеральным законом от 14.07.2022 № 286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что в 2022 году муниципальная преференция в целях, предусмотренных пунктами 8, 10, 13 части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предоставляется без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим уведомлением антимонопольного органа о предоставлении государственной или муниципальной преференции (за исключением случаев предоставления муниципальной преференции, предусмотренной частью 3 статьи 19 указанного Федерального закона).
Также установлено, что в 2022 и 2023 годах орган местного самоуправления в отношении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности, вправе определить случаи предоставления отсрочки осуществления платежей по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также случаи снижения в 2022 году размера платежей по таким договорам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2022 №1743 установлено, что в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, планы проведения плановых проверок на 2023 год при осуществлении муниципального контроля включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.
Указанные ограничения не распространяются на виды государственного контроля (надзора), в отношении которых не применяется риск- ориентированный подход. Контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита.
Также в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год не включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. В отношении таких учреждений может проводиться профилактический визит продолжительностью один день, не предусматривающий возможность отказа от его проведения.
С 1 декабря 2022 г. вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2022 № 1934 «О требованиях к адресам электронной почты, используемым государственными органами и органами местного самоуправления» в соответствии с которым с 1 декабря 2022 года адреса электронной почты, используемые органами местного самоуправления, должны создаваться с использованием доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне.
С 04.05.2023 вступает в силу Федеральный закон от 04.11.2022 № 417- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданской обороне» и статьи 1 и 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», которым уточняются полномочия органов местного самоуправления в части создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальных систем оповещения населения, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны, обеспечения и осуществления своевременного оповещения населения.
В Постановлении от 09.11.2022 № 48-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что орган местного самоуправления не вправе отменять решение о вводе объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию после государственной регистрации права собственности на этот объект в ЕГРН.
Абзац первый части 1 статьи 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающий полномочие органов местного самоуправления по отмене принятых ими муниципальных правовых актов, не предполагает возможности самостоятельной отмены органом местного самоуправления разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию после государственной регистрации права собственности на этот объект в ЕГРН.
Возложение на добросовестных приобретателей объекта капитального строительства, полагавшихся на данные ЕГРН при его приобретении, неблагоприятных последствий, связанных с отменой органом местного самоуправления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, не отвечает критериям разумности и справедливости при реализации законных интересов участников рассматриваемых правоотношений.
Указанная позиция должна быть учтена при внесении изменений в муниципальные нормативные акты по вопросу получения разрешения на строительство капитальных объектов.
Ряд нормативных правовых актов Российской Федерации направлен на социальную поддержку населения и патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Федеральный закон от 14.07.2022 № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи» на органы местного самоуправления возлагает разработку и реализацию мероприятий по поддержке движения; оказание поддержки первичным и местным отделениям движения, в том числе в их взаимодействии с муниципальными учреждениями и иными организациями; поддержку движения в иных формах в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Федеральным законом от 21.11.2022 № 450-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» лица, поступившие в созданные по решению органов государственной власти Российской Федерации добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года, приравнены к ветеранам и инвалидам боевых действий. Указанное обстоятельство необходимо учитывать при определении категорий граждан, обладающих правами на получение различных муниципальных услуг.
Федеральный закон от 14.07.2022 № 299-ФЗ «О внесении изменений в статью 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определил, что порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано муниципальными образовательными организациями на дому, в том числе возможность замены бесплатного двухразового питания денежной компенсацией, устанавливается с органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2022 № 2069 «О внесении изменения в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» определено, что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 18 лет либо приобретшие полную дееспособность до достижения совершеннолетия, а также лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, не обеспеченные жилыми помещениями, до фактического предоставления им таких помещений или до исключения их из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, регистрируются по месту жительства по адресу местной администрации муниципального