Простор для выгула
В России хотят массово создавать игровые площадки для собак, в том числе большие зоны и специальные маршруты в парках, а также урны для отходов животных. Создание инфраструктуры предлагается включить в программы благоустройства городов, а также в обязанности девелоперов при строительстве домов. Инициативу подготовил Общественный совет при Минстрое, она будет направлена в ведомство, рассказал «Известиям» руководитель рабочей группы по инфраструктуре для выгула собак при Общественном совете министерства Артем Гебелев.
«Известия» направили запрос в Минстрой.
— Важно отметить, что нужны именно игровые площадки для питомцев, а не дрессировочные, которые в основном существуют сегодня. В таких зонах должны быть созданы условия для удовлетворения основных базовых и видотипичных потребностей четвероногих: физическая нагрузка, познавательная активность, игра, общение с сородичами и взаимодействие со своим хозяином, — подчеркнул он.
Важно оборудовать и обычные парковые и лесопарковые зоны специальными урнами — там, где их сейчас нет, добавил Артем Гебелев. Зачастую владельцы уходят гулять с питомцем в удаленные от дворов места, пояснил он.
Стоимость создания одной небольшой площадки в 400 кв. м составляет 1–10 млн рублей в зависимости от оснащения, сказал эксперт. В среднем такой территории достаточно для выгула 40 собак в день, отметил он.
— Давно следует начать включать такую инфраструктуру в комфортную городскую среду, в том числе потому, что это нужно для безопасности граждан. С другой стороны, приоритетом должно оставаться создание благоприятных условий для жителей и повышение ответственности собственников животных. Если все эти условия будут соблюдены, инициативу можно поддерживать, — сказал член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Якубовский.
Любые дополнительные обязательства девелоперы переложат на покупателей недвижимости, но при текущей стоимости жилья сумма в 10 млн рублей вряд ли будет сильно заметна в итоговой стоимости квартиры, сказал парламентарий.
— Как правило, затраты на благоустройство прилегающей территории не превышают 2–3% от объема инвестиций в строительство жилого комплекса, поэтому создание игровых и прогулочных площадок для собак в целом не окажет влияния на себестоимость, — согласен вице-президент блока проектирования GloraX Павел Гаврилов.
Инициатива — логичный шаг в развитии общественных пространств, в том числе и жилых комплексов, уверен замдиректора по продажам ГК «Гранель» Сергей Нюхалов. Предложение направлено на большую социальную группу, которая по всей стране насчитывает миллионы людей, подчеркнул девелопер.
По информации из открытых источников, которые приводит Общественный совет при Минстрое, всего в РФ проживает 17–20 млн собак, их владельцами являются около 40% россиян. У москвичей же, например, порядка 1,2 млн собак, но в городе обустроено только около 700 площадок для выгула, отметил коммерческий директор Optima Development Дмитрий Голев.
— В России, а особенно в столице и Санкт-Петербурге, виден постоянный рост интереса к pet-friendly-инфраструктуре. В период пандемии и в целом с популяризацией удаленных моделей труда в Москве спрос на домашних животных увеличился многократно, а значит, возникла необходимость в более активном обустройстве специальных мест для них, — отметила руководитель интерьерного отдела архитектурного бюро T+T Architects Анастасия Абашева.
Пилотный проект по массовому созданию игровых площадок для собак уже реализуется в Татарстане под руководством местного Института развития городов, отметил Артем Гебелев.
Детальные оценки
Площадки для выгула домашних животных — это действительно часть глобальной комфортной городской среды и инициатива по централизованному созданию такой инфраструктуры в городах при парках, скверах — правильное решение, считает коммерческий директор ГК «Основа» Игорь Сибренков.
— Уже сегодня в современных новостройках появляются элементы инфраструктуры, рассчитанной именно на владельцев домашних животных. Например, на первых этажах в лобби предусматриваются специальные помещения для мойки лап собакам. Полноценные площадки для выгула в крупных проектах также присутствуют, — подчеркнул девелопер.
Но в небольших проектах такую площадку открыть чаще всего не получится в силу ограниченной площади участка, отметил он. Поэтому создание специальных оборудованных мест в районах жилой застройки на городском уровне — правильная инициатива, считает Игорь Сибренков.
По мнению директора по маркетингу и продукту проекта D’oro Mille Татьяны Калюжновой, реализовывать инициативу нужно в первую очередь в контексте жилых районов. С другой стороны, как отметил основатель брокерского агентства недвижимости Dolgov PRO Дмитрий Долгов, практически все владельцы домашних животных обращают особое внимание на новостройки, в которых продумано наличие инфраструктуры для их питомцев.
— Мы оцениваем эту инициативу позитивно, проблема организации мест для выгула домашних животных во дворах давно назрела. Вопрос этот поднимается не впервые, и площадки для выгула собак появляются время от времени в новостройках Подмосковья — запрос от потребителей достаточно высок, — отметил коммерческий директор компании «Главстрой Регионы» Алексей Артошин.
С одной стороны, централизованные места для выгула собак позволят обезопасить других жильцов и исключить выгул животных на детских площадках, сказал директор по продажам федеральной компании «Этажи» Сергей Зайцев. С другой стороны, такие игровые площадки могут потребовать выделения дополнительных земельных участков, что скажется на себестоимости и конечной цене недвижимости, полагает он.
Впрочем, эту проблему легко решить, дополнив действующие градостроительные нормы и правила минимальными требованиями к организации площадок и прогулочных зон для питомцев с их владельцами, считает главный специалист генерального плана компании We-On Анастасия Литвинова.
— Развивать такие общественные пространства с необходимым оснащением можно по схеме государственно-частного партнерства, стимулируя интерес бизнеса. Такие территории можно сделать экономически выгодными: бесплатный Wi-Fi от операторов с рекламными опциями, фудтраки, торговые точки с продажей лакомств и амуницией, пространства для лекций кинологов, — полагает глава архитектурного бюро MAD Architects Мария Николаева.
В целом такие пространства можно рассматривать как новую точку притяжения для людей, отметила руководитель отдела продаж девелоперской компании «Мармакс» Анна Терехова.
Инициатива может вызвать затруднение лишь для девелоперов камерных проектов, поэтому нужно ввести минимальный порог количества квартир в проекте, при котором инфраструктура для собак становится обязательной(например, от 250 квартир), считает управляющий партнер компании «Метриум» Надежда Коркка.