Экономику муниципалитетов поднимут предприниматели
В 2016 году исполняется 10 лет со дня вступления в силу 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", но, к сожалению, эффективной работу органов МСУ назвать до сих пор нельзя. Оправдывают это традиционно - вечной нехваткой денег в местных бюджетах: дескать, надо оставлять там больше налогов. Этому представлению об экономических основах МСУ способствует и 131-ФЗ, в 49-й статье которого записано: «Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований». А откуда берутся имущество и бюджет? Их должны обеспечить вышестоящие органы власти!
Специалисты Дальневосточного научного центра местного самоуправления (ДВНЦМС) думают иначе. Ни имущества, ни бюджета не будет, если население, проживающие в муниципальном образовании, не будет работать. А потому экономической основой местного самоуправления могут и должны стать предпринимательство и некоммерческая деятельность жителей. Для доказательства своей гипотезы ДВНЦМС подготовил аргументированный проект, который не просто получил одобрение экспертов – на его осуществление в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 1 апреля 2015 года выделен грант.
Суть проекта в следующем. В соответствии с федеральным законом № 131-ФЗ местное самоуправление отвечает за вопросы, значительная часть которых предполагает «производство» на территории муниципального образования большого количества различных услуг. Они обеспечивают жизнедеятельность людей и определяют качество их жизни. Речь, прежде всего, - как о коммунальных услугах (электро- или теплоснабжение, обеспечение газом и водой, водоотведение, уборка мусора, содержание дорог и др.), так и об услугах социальных (дошкольное, школьное, дополнительное образование, здравоохранение, услуги культуры и досуга и т.д.).
Кто должен предоставлять населению эти услуги? Согласно современным представлениям о местном самоуправлении «производством» большинства из них должны заниматься сами граждане, выбирая их для себя в качестве предпринимательской или некоммерческой деятельности. По мнению директора ДВНЦМС Нины Полички органы местного самоуправления должны побуждать к этому граждан и организации, а также оказывать им поддержку. Это и есть, по сути, современное местное самоуправление. Таким образом, только вовлечение населения в предпринимательскую и некоммерческую деятельность может повысить качество жизни в муниципалитетах, поскольку других ресурсов попросту нет.
Однако, как показывает анализ практики, развитием предпринимательской, некоммерческой и добровольческой деятельности в большинстве муниципалитетов практически не занимаются – просто потому, что ни органы местного самоуправления, ни сами граждане не знают, как это делать! К тому же в массовом сознании превалируют старые представления о том, что удовлетворение как количественных, так и качественных потребностей в товарах и услугах – это забота государственных и муниципальных предприятий и учреждений. Одним словом, как это часто бывает, главная проблема в умах, а не в деньгах.
Проект, который разработал Дальневосточный научный центр местного самоуправления и уже начал осуществлять при финансовой поддержке президентского гранта, предполагает внедрение системы «Вовлечение населения в предпринимательскую и некоммерческую деятельность по решению вопросов местного значения» в муниципалитеты Дальневосточного федерального округа. В каждом из трех пилотных муниципалитетов (они определяются в ходе конкурса) будут разработаны и реализованы планы совместных действий ДВНЦМС и органов местного самоуправления по внедрению этой системы, которые будут включать в себя пошаговое достижение поставленных целей. На основе полученных результатов будет подготовлена и издана брошюра «Предпринимательство как экономическая основа местного самоуправления». Тема «Предпринимательство как экономическая основа местного самоуправления» станет главной на XI Дальневосточной школе-семинаре «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке», которая пройдёт в одном из регионов ДФО, а также на всероссийском семинаре в Общественной палате России в сентябре 2016. Авторы проекта уверены: вовлечение населения в предпринимательскую и некоммерческую деятельность по решению вопросов местного значения – это реальный шанс обеспечить уверенное будущее многих людей и развитие муниципальных образований.
Дайте голодающему удочку, а не рыбу
Пожалуй, одним из главных уроков в жизни для доктора педагогических наук, кандидата физико-математических наук, эксперта Общественной палаты России Нины Полички стали слова ее учителя по системному анализу: «Всё вокруг – ресурсы. Просто их надо увидеть!» Сегодня возглавляемый ею Дальневосточный научный центр местного самоуправления (ДВНЦМС) увидел и предложил к освоению ресурсы, которые помогут эффективно решать вопросы местного значения, за которые отвечают органы местного самоуправления.
- То есть, надо знать, где взять деньги?
- Деньги – это готовая «рыбка», лучше, как известно, иметь удочку. Сколько бы денег ни давали, их никогда не хватит. Увеличьте финансирование - и для решения вопросов местного значения тут же создадут новые муниципальные предприятия и учреждения, которые будут поставлять дорогие и не всегда качественные, потому что у МУПов и МУ нет стимула повышать качество и бороться за потребителя, его им местная власть «поставит». Да и убытки можно списать за счёт бюджета.
К сожалению, такому отношению способствует 131-ФЗ, в 49-й статье которого читаем: «Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований». А откуда берутся имущество и бюджет? Их должны обеспечить вышестоящие органы власти!
Но ведь ни имущества, ни бюджета не будет, если население, проживающее в муниципальном образовании, не будет работать! Вот почему экономической основой местного самоуправления могут и должны стать предпринимательство и некоммерческая деятельность жителей. Для доказательства этой гипотезы наш ДВНЦМС подготовил аргументированный проект, который не просто получил одобрение экспертов – на его осуществление в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 1 апреля 2015 года выделен грант.
Суть проекта в следующем. В соответствии с федеральным законом № 131-ФЗ местное самоуправление отвечает за вопросы, значительная часть которых предполагает «производство» на территории муниципального образования большого количества различных услуг. Они обеспечивают жизнедеятельность людей и определяют качество их жизни. Речь, прежде всего, - как о коммунальных услугах (электро- или теплоснабжение, обеспечение газом и водой, водоотведение, уборка мусора, содержание дорог и др.), так и об услугах социальных (дошкольное, школьное, дополнительное образование, здравоохранение, услуги культуры и досуга и т.д.).
Кто должен предоставлять населению эти услуги? Согласно современным представлениям о местном самоуправлении, «производством» большинства из них должны заниматься сами граждане, выбирая их для себя в качестве предпринимательской или некоммерческой деятельности. Органы местного самоуправления должны побуждать к этому граждан и организации, а также оказывать им поддержку. При этом на территории того или иного муниципалитета, а не откуда-то извне, виднее, на какого рода услуги транспорта, связи, общественного питания или торговли есть спрос у местного населения. Именно на этих рынках необходимо в первую очередь развивать предпринимательство и вовлекать в него население. Это, по сути, и есть современное местное самоуправление.
- Но разве все из нас являются прирожденными бизнесменами?
- Конечно, нет! Основам предпринимательства, самозанятости надо учить.
Сегодня огромный ресурс для развития человеческого потенциала и социально-экономического развития села, района, города, региона – именно в образовании. Надо перестать смотреть на систему образования только как на расходную статью бюджета. Она должна помочь людям уйти от устаревших представлений о собственных возможностях, научить их реализовываться в новом, более востребованном качестве. Самое интересное, что это не потребует особых финансовых затрат.
Ежегодно в бюджет закладываются весомые суммы на повышение квалификации учителей – нужно лишь политическое решение, что эти финансы выделяются и на региональный компонент, чтобы они работали на интересы региона. По этому принципу, кстати, в хабаровской гимназии № 3 уже четвёртый года преподается, например, наш курс по основам самозанятости, этот опыт перенимают уже и другие образовательные учреждения. Причем, ценен и отрицательный результат, когда человек вовремя понимает, что предприниматель из него не получится, он застрахован от резких и ошибочных шагов в дальнейшем: не заложит квартиру, не спустит все сбережения на сомнительный проект.
Мы начинали этот курс в 2012 году со своеобразного эксперимента: объявили педагогам-первым слушателям нашего курса о якобы готовящемся их увольнении. Что делать в такой ситуации? Как решать проблему трудоустройства и самореализации? Те, кто сумел, памятуя о своих умениях и навыках, создать некий – пусть очень небольшой! - бизнес-проект, и стали первыми преподавателями курса по самозанятости. Если в школе преподаётся курс «Основы самозанятости и предпринимательства» детям, то она может обучать этому и взрослых и стать объектом инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании.
Мы разработали новую систему профориентации, в том числе, например, по заказу минобразования Хабаровского края, программу обучения самозанятости для старшеклассников из числа коренных малочисленных народов Севера, она работает уже второй год. И это в местах, где уровень безработицы высок, где людям сложнее всего адаптировать традиционные виды деятельности к новым экономическим реалиям. При этом там сегодня практически отсутствует инфраструктура для оказания элементарных бытовых услуг. Нужно и можно коренным образом изменить представления людей о будущей профессии. Только вовлечение населения в предпринимательскую и некоммерческую деятельность может повысить качество жизни в муниципалитетах, поскольку других ресурсов попросту нет.
- И как заставить эти ресурсы работать на общее благо?
- В марте этого года наш Дальневосточный научный центр местного самоуправления (ДВНЦМС) подготовил аргументированный проект, направленный на решение этой задачи, и он не просто получил одобрение экспертов – на его осуществление в соответствии с распоряжением президента Российской Федерации от 1 апреля 2015 года выделен грант.
Нашим проектом предполагается внедрение системы «Вовлечение населения в предпринимательскую деятельность по решению вопросов местного значения» в муниципалитеты Дальневосточного федерального округа.
В каждом из трех пилотных муниципалитетов (они определяются в ходе конкурса) будут разработаны и реализованы планы совместных действий ДВНЦМС и органов местного самоуправления по внедрению этой системы, которые будут включать в себя пошаговое достижение поставленных целей. На основе полученных результатов будет подготовлена и издана брошюра «Предпринимательство как экономическая основа местного самоуправления». Тема «Предпринимательство как экономическая основа местного самоуправления» станет главной на XI Дальневосточной школе-семинаре «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке», которая пройдёт в одном из регионов ДФО, а также на всероссийском семинаре в Общественной палате России в сентябре 2016 года.
Ну, а главным результатом, конечно же, должно стать реальное изменение к лучшему качества жизни - и конкретных людей, и поселений в целом.