Предпринимательство как экономическая основа местного самоуправления

Тип: статья

Экономику  муниципалитетов поднимут предприниматели

В 2016 году исполняется 10 лет со дня вступления в силу 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", но, к сожалению, эффективной работу органов МСУ назвать до сих пор нельзя. Оправдывают это традиционно -  вечной нехваткой денег в местных бюджетах: дескать, надо оставлять там больше налогов. Этому представлению об экономических основах МСУ способствует и 131-ФЗ, в 49-й статье которого записано: «Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований». А откуда берутся имущество и бюджет? Их должны обеспечить вышестоящие органы власти!

Специалисты Дальневосточного научного центра местного самоуправления (ДВНЦМС)  думают  иначе. Ни имущества, ни бюджета не будет, если население, проживающие в муниципальном образовании, не будет работать.  А потому       экономической основой местного самоуправления могут и должны стать предпринимательство  и некоммерческая деятельность жителей. Для доказательства своей гипотезы ДВНЦМС подготовил аргументированный проект, который  не просто получил одобрение экспертов – на его осуществление в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации  от 1 апреля 2015 года выделен грант.

Суть проекта в следующем. В соответствии с федеральным законом № 131-ФЗ местное самоуправление отвечает за  вопросы, значительная часть которых предполагает «производство» на территории муниципального образования большого количества различных услуг. Они обеспечивают жизнедеятельность людей и определяют качество их жизни. Речь, прежде всего, - как о коммунальных услугах (электро- или теплоснабжение, обеспечение газом и водой, водоотведение, уборка мусора, содержание дорог и др.), так и об услугах социальных (дошкольное, школьное, дополнительное образование, здравоохранение, услуги культуры и досуга и т.д.).  

Кто должен предоставлять населению эти услуги? Согласно современным  представлениям о местном самоуправлении «производством» большинства из них должны заниматься сами граждане, выбирая их для себя в качестве предпринимательской или некоммерческой деятельности. По мнению директора ДВНЦМС Нины Полички органы местного самоуправления должны побуждать к этому граждан и организации, а также оказывать им поддержку. Это и есть, по сути, современное местное самоуправление. Таким образом, только вовлечение населения в  предпринимательскую  и некоммерческую деятельность может  повысить качество жизни в муниципалитетах, поскольку  других ресурсов попросту нет.                          

Однако, как показывает анализ практики, развитием предпринимательской, некоммерческой и добровольческой деятельности в большинстве муниципалитетов практически не занимаются – просто потому, что ни органы местного самоуправления, ни сами граждане не знают, как это делать! К тому же в массовом сознании превалируют старые представления о том, что удовлетворение как количественных, так и качественных потребностей в товарах и услугах – это забота государственных и муниципальных предприятий и учреждений. Одним словом, как это часто бывает, главная проблема в умах, а не в деньгах.  

Проект, который разработал Дальневосточный научный центр местного самоуправления и уже начал осуществлять при финансовой поддержке президентского гранта, предполагает внедрение системы  «Вовлечение населения в предпринимательскую и некоммерческую деятельность по решению вопросов местного значения» в муниципалитеты  Дальневосточного федерального округа.   В каждом из трех пилотных муниципалитетов (они определяются в ходе конкурса) будут разработаны и реализованы  планы совместных действий ДВНЦМС и органов местного самоуправления по внедрению этой системы, которые будут включать в себя пошаговое достижение поставленных целей. На основе полученных результатов будет подготовлена и издана  брошюра «Предпринимательство как экономическая основа местного самоуправления».  Тема «Предпринимательство как экономическая основа местного самоуправления» станет главной на XI Дальневосточной школе-семинаре «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке», которая пройдёт в одном из регионов ДФО, а также на всероссийском семинаре  в Общественной палате России в сентябре 2016. Авторы проекта уверены: вовлечение населения в предпринимательскую и некоммерческую деятельность по решению вопросов местного значения – это реальный шанс обеспечить уверенное будущее многих людей и развитие муниципальных образований. 

Дайте голодающему удочку, а не рыбу                             

Пожалуй, одним из главных уроков в жизни для доктора педагогических наук, кандидата физико-математических наук, эксперта Общественной палаты России Нины Полички стали слова ее учителя по системному анализу: «Всё вокруг – ресурсы. Просто их надо увидеть!» Сегодня возглавляемый ею Дальневосточный научный центр местного самоуправления (ДВНЦМС) увидел и предложил к освоению ресурсы, которые помогут эффективно решать вопросы местного значения, за которые отвечают органы местного самоуправления.

  • То есть, надо знать, где взять деньги?
  •  Деньги – это готовая «рыбка», лучше, как известно, иметь удочку. Сколько бы денег ни давали, их никогда не хватит. Увеличьте финансирование -  и для решения вопросов местного значения  тут же создадут новые муниципальные предприятия и учреждения, которые будут поставлять  дорогие и не всегда качественные, потому что у  МУПов и МУ нет стимула  повышать качество  и бороться за потребителя, его им местная власть «поставит». Да и убытки можно списать за счёт бюджета.   

К сожалению, такому отношению способствует 131-ФЗ, в 49-й статье которого читаем: «Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований». А откуда берутся имущество и бюджет? Их должны обеспечить вышестоящие органы власти!

Но ведь ни имущества, ни бюджета не будет, если население, проживающее в муниципальном образовании, не будет работать!  Вот почему экономической основой местного самоуправления могут и должны стать предпринимательство  и некоммерческая деятельность жителей. Для доказательства этой гипотезы наш ДВНЦМС подготовил аргументированный проект, который  не просто получил одобрение экспертов – на его осуществление в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации  от 1 апреля 2015 года выделен грант.

Суть проекта в следующем. В соответствии с федеральным законом № 131-ФЗ местное самоуправление отвечает за  вопросы, значительная часть которых предполагает «производство» на территории муниципального образования большого количества различных услуг. Они обеспечивают жизнедеятельность людей и определяют качество их жизни. Речь, прежде всего, - как о коммунальных услугах (электро- или теплоснабжение, обеспечение газом и водой, водоотведение, уборка мусора, содержание дорог и др.), так и об услугах социальных (дошкольное, школьное, дополнительное образование, здравоохранение, услуги культуры и досуга и т.д.). 

Кто должен предоставлять населению эти услуги? Согласно современным  представлениям о местном самоуправлении, «производством» большинства из них должны заниматься сами граждане, выбирая их для себя в качестве предпринимательской или некоммерческой деятельности. Органы местного самоуправления должны побуждать к этому граждан и организации, а также оказывать им поддержку. При этом на территории того или иного муниципалитета, а не откуда-то извне, виднее, на какого рода услуги транспорта, связи, общественного питания или торговли есть спрос у местного населения. Именно на этих рынках необходимо в первую очередь развивать предпринимательство и вовлекать в него население.   Это, по сути, и есть современное местное самоуправление.      

  • Но разве все из нас являются прирожденными бизнесменами?
  • Конечно, нет! Основам предпринимательства, самозанятости надо учить.  

Сегодня огромный ресурс для развития человеческого потенциала и социально-экономического развития села, района, города, региона – именно в образовании. Надо перестать смотреть на систему образования только как на расходную статью бюджета. Она должна помочь людям уйти от устаревших представлений о собственных возможностях, научить их реализовываться в новом, более востребованном качестве. Самое интересное, что это не потребует особых финансовых затрат.

Ежегодно в бюджет закладываются весомые суммы на повышение квалификации учителей – нужно лишь политическое решение, что эти финансы выделяются и на региональный компонент, чтобы они работали на интересы региона. По этому принципу, кстати, в хабаровской гимназии № 3 уже четвёртый года преподается, например, наш курс по основам самозанятости, этот опыт перенимают уже и другие образовательные учреждения. Причем, ценен и отрицательный результат, когда человек вовремя понимает, что предприниматель из него не получится, он застрахован от резких и ошибочных шагов в дальнейшем: не заложит квартиру, не спустит все сбережения на сомнительный проект.

 Мы начинали этот курс в 2012 году со своеобразного эксперимента: объявили педагогам-первым слушателям нашего курса о якобы готовящемся их увольнении. Что делать в такой ситуации? Как решать проблему трудоустройства и самореализации? Те, кто сумел, памятуя о своих умениях и навыках, создать некий – пусть очень небольшой! - бизнес-проект, и стали первыми преподавателями курса по самозанятости.  Если в школе преподаётся курс «Основы самозанятости и предпринимательства» детям, то она может обучать этому и взрослых и стать объектом инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании.          

Мы разработали новую систему профориентации, в том числе, например, по заказу минобразования Хабаровского края, программу обучения самозанятости для старшеклассников из числа коренных малочисленных народов Севера, она работает уже второй год. И это в местах, где уровень безработицы высок, где людям сложнее всего адаптировать традиционные виды деятельности к новым экономическим реалиям. При этом там сегодня практически отсутствует инфраструктура для оказания элементарных бытовых услуг. Нужно и можно коренным образом изменить  представления людей о будущей профессии. Только вовлечение населения в  предпринимательскую  и некоммерческую деятельность может  повысить качество жизни в муниципалитетах, поскольку  других ресурсов попросту нет.   

  • И как заставить эти ресурсы работать на общее благо?
  • В марте этого года наш Дальневосточный научный центр местного самоуправления (ДВНЦМС) подготовил аргументированный проект, направленный на решение этой задачи, и он не просто получил одобрение экспертов – на его осуществление в соответствии с распоряжением президента Российской Федерации  от 1 апреля 2015 года выделен грант.

Нашим проектом предполагается внедрение системы  «Вовлечение населения в предпринимательскую деятельность по решению вопросов местного значения» в муниципалитеты  Дальневосточного федерального округа.

В каждом из трех пилотных муниципалитетов (они определяются в ходе конкурса) будут разработаны и реализованы  планы совместных действий ДВНЦМС и органов местного самоуправления по внедрению этой системы, которые будут включать в себя пошаговое достижение поставленных целей. На основе полученных результатов будет подготовлена и издана  брошюра «Предпринимательство как экономическая основа местного самоуправления».  Тема «Предпринимательство как экономическая основа местного самоуправления» станет главной на XI Дальневосточной школе-семинаре «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке», которая пройдёт в одном из регионов ДФО, а также на всероссийском семинаре  в Общественной палате России в сентябре 2016 года.

Ну, а главным результатом, конечно же, должно стать реальное изменение к лучшему качества жизни  - и конкретных людей, и поселений в целом.  

Презентация проекта 1 (1,8 МБ)

Презентация проекта 2 (2,7 МБ)