Что изменилось в порядке проведения государственного и муниципального контроля

Тип: статья

1 января 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Законодатель:

  • ввел новые понятия;
  • закрепил перечень мероприятий, которые органы контроля могут проводить без взаимодействия с проверяемым;
  • предусмотрел мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований;
  • закрепил для органов контроля возможность выдавать предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований;
  • установил для контролеров возможность использовать проверочные листы при проведении плановой проверки;
  • закрепил риск-ориентированный подход при проведении госконтроля.

Профилактика нарушений

С 1 января 2017 года органы государственного и муниципального контроля проводят мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии со специальными программами (ст. 8.2. Закона № 294-ФЗ). Такие программы контрольные органы утверждают ежегодно.

Для профилактики нарушений обязательных требований органы контроля проводят следующие мероприятия.

1. Размещают на официальных сайтах перечни и тексты нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля.

2. Разрабатывают и распространяют руководства по соблюдению обязательных требований, проводят семинары, конференции, разъяснительную работу в СМИ.

3. В случае изменения обязательных требований органы госконтроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, рекомендации о проведении необходимых мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.

4. Обобщают надзорную практику не реже одного раза в год, информацию о частых нарушениях размещают на официальных сайтах с рекомендациями по профилактике.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований

С 1 января 2017 года органы государственного и муниципального контроля могут выдавать предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ). Это нужно сделать, если контролеры располагают информацией о готовящихся нарушениях или признаках нарушений проверяемыми обязательных требований. О признаках нарушений они узнают из обращений и заявлений граждан и юридических лиц, а также от органов государственной власти, местного самоуправления, из СМИ. Кроме того, контролеры могут выявить такие признаки при проверках без взаимодействия с проверяемым.

Предостережение можно вынести только в случае, если у контролеров нет подтвержденных данных о том, что нарушение причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства или привело к возникновению чрезвычайных ситуаций, создало угрозу таких последствий. Предостережение выносится только тем лицам, которые ранее не привлекались к ответственности за нарушение этих требований. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать:

  • указания на обязательные требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий;
  • информацию о действиях (бездействии) проверяемого, которые могут привести или приводят к нарушению этих требований.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований — предупредительная мера. С ее помощью орган контроля указывает на нарушения, предлагает устранить их в определенный срок и уведомить об этом орган контроля.

Проведение мероприятий без взаимодействия с проверяемым

Закон № 294-ФЗ закрепил перечень мероприятий, которые органы контроля могут проводить без взаимодействия с проверяемым. В перечень вошли (ст. 8.3 Закона № 294-ФЗ):

  • плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств;
  • административные обследования объектов земельных отношений;
  • исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга;
  • измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы, размещении информации в интернете и СМИ;
  • анализ информации о деятельности проверяемых, когда предоставление такой информации обязательно (статистическая отчетность и т. п.);
  • другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законамиПолезно знать.

Если в ходе мероприятия было выявлено нарушение обязательных требований, орган контроля в пределах своей компетенции принимает меры, чтобы пресечь нарушение или назначить внеплановую проверку. Также проверяемому можно направить предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Проверочные листы

Еще одна новация введена Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ. При плановой проверке контрольные органы теперь могут использовать проверочные листы (ч. 11.1–11.5 ст. 9 Закона № 294). Для должностного лица контрольного органа можно предусмотреть обязанность использовать проверочный лист. Ее прописывают в положении о виде государственного (муниципального) контроля, порядке организации и проведения отдельных его видов.

Проверочные листы разрабатывает и утверждает орган контроля. Лист должен содержать перечень вопросов, которые контролеры могут задавать при проверках. Вопросы нужно формулировать так, чтобы ответы на них позволяли однозначно установить, соблюдает ли проверяемый обязательные требования, которые составляют предмет проверки.

Если контролер использовал проверочный лист (список контрольных вопросов), его надо заполнить и приложить к акту проверки.

Информацию о ходе разработки проектов проверочных листов и итогах их общественного обсуждения контролеры обязаны публиковать на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru. Утвержденные формы проверочных листов появятся на официальных сайтах контрольных и надзорных органов. Это позволит проверяемым проводить самопроверку и устранять нарушения до прихода инспектора.

Госконтроль станет риск-ориентированным

С 1 января 2018 года при проведении государственного контроля (надзора) будет применяться риск-ориентированный подход (ст. 8.2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 246ФЗ).

Правительство РФ имеет право определить отдельные виды государственного контроля (надзора), которые могут проводиться с применением такого подхода до 1 января 2018 года, из перечня видов госконтроля (надзора). Перечень Правительство РФ утвердило постановлением от 17 августа 2016 г. № 806. Всего в перечне 37 видов государственного контроля (надзора).

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и проведения государственного контроля, при котором выбор интенсивности, формы, продолжительности, периодичности проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности проверяемых лиц к определенной категории риска либо одному из шести классов (категорий) опасности. Какими они бывают, смотрите в таблице.

Таблица. Категории риска и классы (категории) опасности

Категории риска

Классы (категории) опасности

Особенности осуществления мероприятий по контролю

Чрезвычайно высокий риск                   

1-й

Плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)

Высокий риск

2-й

Значительный риск

3-й

Средний риск

4-й

Плановая проверка проводится не чаще одного раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)

Умеренный риск

5-й

Низкий риск

6-й

Плановые проверки не проводятся

Орган госконтроля присваивает проверяемому лицу класс (категорию) опасности с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований. Чтобы отнести проверяемого к определенной категории риска, необходимо учитывать оценку вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

Правила и критерии отнесения деятельности юридических лиц, ИП и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу опасности утверждены постановлением № 806. Они также могут быть установлены отдельным федеральным законом.

Органы госконтроля будут определять категории риска и классы отдельных видов деятельности и объектов в различных сферах контроля (надзора) по мере составления планов проверок на 2018 год. Орган местного самоуправления может направить официальное обращение в орган госконтроля, чтобы тот до 1 января 2018 года определил категории риска и классы опасности муниципальных объектов.

В отношении некоторых видов госконтроля (надзора) категории риска муниципальных объектов уже определены. Так, периодичность проведения плановых проверок в сфере пожарной безопасности МЧС утвердило приказом от 30 ноября 2016 г. № 644 (приложение № 9 к Административному регламенту).

ПРИМЕР.  К высокой степени риска в сфере федерального пожарного надзора отнесены объекты дошкольного и начального общего образования, объекты основного общего и среднего (полного) общего образования. А также объекты, на которых осуществляется оказание стационарной медицинской помощи. Периодичность проведения плановых проверок на этих объектах составляет один раз в три года.

Здания организаций по обслуживанию населения с возможным пребыванием на них более 200 человек одновременно отнесены к категории значительного риска. Периодичность проведения плановых проверок на этих объектах составляет один раз в четыре года.

Здания организаций по обслуживанию населения с возможным пребыванием на них менее 50 человек одновременно отнесены к категории умеренного риска. Плановые проверки этих объектов проводятся не чаще одного раза в 10 лет.

Все новации, кроме риск-ориентированного подхода, введены как для государственного, так и для муниципального контроля. Риск-ориентированный контроль введен с 1 января 2018 года пока только для государственных органов. Но со временем он будет распространен и на муниципальный контроль юридических лиц и предпринимателей. В связи с этим профильным подразделениям органов местного самоуправления, органам муниципального контроля рекомендуется организовать адресное взаимодействие с органами госконтроля, которые планируют проведение проверок в ближайшее время.

А.С. ЕВДОКИМОВ, эксперт журнала «Практика муниципального управления»