19-20 января 2010 года Исполнительной дирекцией Ассоциации "Совет муниципальных образований Хабаровского края" совместно с Институтом экономики города (г. Москва), Дальневосточным центром социальных инноваций проведен краевой семинар на тему: "Дошкольное образование: пути развития и задачи муниципалитетов".
Участниками семинара, который прошел в городе Хабаровске, стали около 42 представителей органов исполнительной власти, местного самоуправления и образовательных учреждений Хабаровского края. Целью организаторов было не только познакомить участников с современными моделями развития системы дошкольного образования в России, но и сформировать практические навыки использования программно-целевого подхода для развития дошкольного образования на местном уровне.
Особенностью двухдневных занятий было то, что слушателям были предложены разнообразные формы деятельности: групповая работа "Разработка стратегии развития системы дошкольного образования в муниципалитете на основе ситуационного подхода", презентации, круглый стол, индивидуальные консультации. Чтобы познакомить участников с опытом развития муниципальной системы дошкольного образования Белогорского района Амурской области, на семинаре выступила Викарчук Нина Ростиславовна - заведующая методическим кабинетом МУ "Отдел образования администрации Белогорского района".
Основным докладчиком на семинаре стал уже хорошо известный специалистам местного самоуправления Хабаровского края Д.Г.Бычков — руководитель проекта "Социальная политика" Института экономики города (г. Москва).
Ученые и специалисты в России и за рубежом единогласно сходятся во мнении о значимости дошкольного периода в становлении личности, воспитании, обучении и развитии ребенка. Дошкольное образование позволяет сформировать у ребенка важнейшие качества личности (память, мышление, внимание, воображение, речь), позволяющие впоследствии успешно учиться в начальной школе, общаться со сверстниками и взрослыми и усваивать необходимую информацию. Тем не менее, статус дошкольного образования до сих пор остается не до конца определенным и вопрос о том, чем собственно является дошкольный блок – значимой компонентой образовательной системы или лишь довеском к ней, выполняющим в основном социальные функции, по-прежнему остается открытым. Федеральным законом РФ «Об образовании» закреплена норма о преемственности между программами дошкольного и начального школьного образования, что возводит дошкольную ступень в ранг базисной части единой образовательной системы. Однако, например, в федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО) на 2006-2010 годы в части дошкольного образования затронуты только вопросы образования детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). В настоящее время дошкольное образование не включено в национальный проект «Образование» дошкольное образование (предполагается, что оно войдет в состав проекта с 2010 г.).
Другим аспектом проблемы развития системы дошкольного образования стало снижение доступности услуг дошкольного образования.
Презентация Белогорского района Амурской области (2,0 МБ)
Альтернативные формы дошкольного образования Белогорского района (110,5 КБ)
Программа дошкольного образования Белогорского района Амурской области (228,5 КБ)
Практики по решению проблемы дефицита мест (176,0 КБ)
Конкурсная документация-заказ в дошкольном образовании, г.Пермь (465,0 КБ)