Зачем нужен новый вид муниципального образования
8 мая 2019 года Федеральным законом от 01.05.2019 № 87-ФЗ введен новый вид муниципального образования — муниципальный округ. Условия создания городских округов стали более конкретными. По мнению инициаторов этих новаций, муниципальные округа необходимы, чтобы обеспечить большее разнообразие подходов к осуществлению местного самоуправления с учетом особенностей территорий.
В последние годы многие регионы стремились упростить систему местного самоуправления и перейти к его одноуровневой модели. Чтобы оптимизировать управление территориями и достичь экономии бюджетных средств, в некоторых субъектах РФ начали преобразовывать муниципальные районы в городские округа. При этом зачастую не учитывались особенности малонаселенных территорий, а также территорий, где большинство населения придерживается сельского уклада жизни и деятельности.
Важный документ: Изменения внесены в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ
ПРИМЕР 1. Территории Магаданской и Сахалинской областей в результате решений региональных властей оказались полностью разделенными на городские округа. При этом значительная часть этих городских округов по-прежнему состоит из небольших, в основном сельских населенных пунктов, окруженных тайгой. Так, Сахалинская область состоит из 18 муниципальных образований. Все они наделены статусом городского округа. Однако только в одном из них — Южно-Сахалинске — плотность населения соответствует новым критериям отнесения муниципалитетов к городским округам. Она равна 200,8 чел./кв. км.
В Магаданской области только два населенных пункта имеют статус города (Магадан и Сусуман). Однако по инициативе региональных властей всю территорию Магаданской области поделили на девять городских округов. При этом значительная часть населения области живет на малонаселенных территориях в 54 сельских населенных пунктах, а также в 24 рабочих поселках или поселках городского типа, где уклад жизни еще далек от городского. Кроме того, здесь только в одном городском округе (Магадане) плотность населения превышает среднюю по России.
Форсированное преобразование муниципальных районов в городские округа привело к тому, что в ряде субъектов РФ стали появляться городские округа, в границах которых нет ни городов, ни городских населенных пунктов.
25,7 тыс. человек — численность населения недавно созданного Шаховского городского округа Московской области
ПРИМЕР 2. В результате проводимой реформы в Московскую область теперь входят 65 муниципальных образований, но только 6 из них сохранили статус муниципальных районов. Все остальные преобразованы в городские округа, хотя доля сельских жителей в общей численности населения Подмосковья превышает 18,1 процента (1,37 млн человек).
25 апреля 2019 года Московская областная дума приняла закон, которым преобразовала Лотошинский муниципальный район в городской округ. При этом в новом муниципальном образовании из 124 населенных пунктов только один имеет статус рабочего поселка — Лотошино с населением 10,4 тыс. человек. Все остальные — сельские населенные пункты. Плотность населения нового «городского» округа составляет всего 16,47 чел./кв. км. 31 процент общей площади этого муниципального образования занимают особо охраняемые природные территории: национальный парк «Завидово», заказники и заповедные леса.
В недавно созданном Шаховском городском округе Московской области нет ни одного города, а самый крупный населенный пункт — это рабочий поселок с населением 10,6 тыс. жителей. При этом общая численность населения этого городского округа составляет 25,7 тыс. человек. Всего же в нем 152 населенных пункта, разбросанные на площади 121 888 га. Это ненамного меньше Санкт-Петербурга с площадью 143 900 га и населением 4,8 млн человек.
Рузский городской округ Московской области, созданный в 2017 году на базе одноименного муниципального района, включает в себя только один город. Это Руза с населением всего лишь 13,4 тыс. человек. Еще 18,4 тыс. человек проживают в рабочем поселке Тучково. Половина населения округа (31 тыс. человек) проживает в 228 сельских населенных пунктах и традиционно придерживается сельского уклада жизни. Жители сельских населенных пунктов, включенных в состав таких городских округов, только формально стали горожанами, а фактически остались сельскими жителями.
Чтобы в административно-территориальном устройстве муниципальных образований не возникали подобные перекосы, законодатели повысили требования к городским округам.
Что такое муниципальный округ
Муниципальный округ — это несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, которые не являются муниципальными образованиями (подп. 3.4 ч. 1 ст. 11 Закона № 131-ФЗ). Их население осуществляет местное самоуправление непосредственно и (или) через выборные и иные органы. Перечень вопросов местного значения муниципального округа соотнесен с аналогичным перечнем для городского округа. Кроме того, органы местного самоуправления муниципального округа смогут осуществлять отдельные государственные полномочия, которые им передали федеральные и региональные власти.
На заметку: На территориях с низкой плотностью сельского населения, в отдаленных и труднодоступных местностях субъектам РФ разрешено создавать муниципальные округа из населенных пунктов, не объединенных общей территорией, а также в одном населенном пункте
Основная особенность муниципального округа — это одноуровневость организации местного самоуправления на его территории. Новый вид муниципального образования обеспечивает возможность консолидации представительских и административных ресурсов, в том числе на сельских территориях, для оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления. Создать одноуровневую систему местного самоуправления теперь можно будет там, где это целесообразно.
Каким критериям теперь должен соответствовать городской округ
Для городского округа установлены три новых критерия. Они создадут барьеры для повсеместного создания городских округов и введения в их состав большого количества сельских поселений.
1. Преимущественно городская инфраструктура. Не менее двух третей населения городского округа должно проживать в городах или иных городских населенных пунктах (абз. 7 ч. 1 ст. 2 Закона № 131-ФЗ).
2. Площадь сельских территорий и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры, входящих в состав городского округа, не должна превышать площадь территорий городов и (или) иных городских населенных пунктов в составе этого городского округа в два раза и более (п. 3.3 ч. 1 ст. 11 Закона № 131-ФЗ).
3. Высокая плотность населения. На территории городского округа плотность населения должна превышать среднюю плотность населения по России в пять раз или более.
Что будет с городскими округами, которые не отвечают новым требованиям
Городской округ должен соответствовать указанным требованиям, установленным в статье 11 Закона № 131-ФЗ:
— к доле населения, проживающего в городах и (или) иных городских населенных пунктах;
— площади территории городского округа;
— плотности населения.
До 1 января 2025 года нужно пересмотреть границы муниципальных образований, привести статус городских округов в соответствие с законом
Если городской округ не соответствует этим критериям, регион своим законом наделит его статусом муниципального округа. Преобразование всех подобных городских округов в муниципальные должно завершиться не позднее 1 января 2025 года. Муниципальные округа окажутся наиболее востребованными там, где в силу неразвитости городской инфраструктуры и низкой плотности населения стало невозможно создавать городские округа. Это прежде всего малонаселенные северные, дальневосточные и иные удаленные от центра России регионы.
Как будут создавать муниципальные округа
В Законе № 131-ФЗ установлены два способа образования муниципальных округов.
1. Статусом муниципального округа можно наделить городской округ, созданный в соответствии с Федеральным законом от 03.04.2017 № 62-ФЗ.
2. В муниципальный округ могут объединиться все поселения, входящие в состав муниципального района. При этом поселения и муниципальный район утратят статус муниципального образования. Для объединения всех поселений, входящих в состав муниципального района, необходимо согласие населения. Его должны выразить представительные органы поселений и муниципального района.
Раньше при преобразовании муниципальных районов в городские округа бывали случаи, когда население не выражало согласие через представительные органы. В законах не было установлено, как выходить из подобных ситуаций. Поэтому они разрешались не в пользу населения и без учета его мнения.
ПРИМЕР 3. 24 марта 2017 года совет депутатов сельского поселения Борисовское Можайского района отклонил инициативу объединения в городской округ. 27 декабря 2017 года еще одно сельское поселение Можайского муниципального района — Порецкое — отозвало свое согласие на объединение и вхождение в городской округ. Несмотря на это, 18 января 2018 года Московская областная дума приняла закон, которым преобразовала Можайский муниципальный район в городской округ.
Совет депутатов города Электроугли Московской области своим решением от 04.05.2018 № 350/52 также отказался от преобразования всех муниципальных образований Ногинского муниципального района в один городской округ. Однако это преобразование все равно было осуществлено.
На заметку: Поправки к Закону № 131-ФЗ призваны упорядочить сложившуюся неоднородную практику территориальной организации местного самоуправления и устранить противоречия, возникающие вследствие объединения поселений в городские округа
Теперь в Законе № 131-ФЗ есть норма, которая запрещает объединять все поселения, входящие в состав муниципального района, если население двух или более поселений не выразило свое согласие на это в установленной форме (ч. 3.1–1 ст. 13 Закона № 131-ФЗ). Отказ населения лишь одного из поселений муниципального района от объединения в единый муниципальный округ не будет препятствием для укрупнения муниципалитетов.
Как разделить городской или муниципальный округ
Появилась возможность преобразовывать городские и муниципальные округа путем их разделения. Разделение, которое приводит к образованию двух и более муниципальных или городских округов, осуществляется с учетом мнения населения. Его должен выразить представительный орган муниципального или городского округа (ч. 5.1 ст. 13 Закона № 131-ФЗ).