Каков порядок обращения с твердыми коммунальными отходами и определения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территориях частных домовладений?

Тип: обзор

транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых ком­мунальных отходов. Указанное положение вступило в силу с 1 января 2016 года (ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отхо­дах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Россий­ской Федерации»).

Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги вклю­чает в себя, в том числе, и плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Вместе с тем следует учитывать, что обязанность по внесению пла­ты за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между ор­ганом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года (ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федера­ции»).

Необходимо также отметить, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечи­вается региональным оператором, выбранным в результате конкурсно­го отбора, предусмотренного ч. 4 ст. 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный за­кон № 89-ФЗ).

При этом, согласно положениям ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ, все собственники твердых коммунальных отходов (соб­ственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуаль­ные предприниматели, в результате деятельности которых образуют­ся твердые коммунальные отходы) заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с регио­нальным оператором, в зоне деятельности которого образуются твер­дые коммунальные отходы и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с твердыми комму­нальными отходами.

На территории субъекта Российской Федерации может действо­вать несколько региональных операторов. При этом региональные опе­раторы вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, так и привле­кать к этой деятельности других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором.

С учетом изложенного полагаем, что собственники жилого дома или части жилого дома обязаны обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональ­ным оператором по обращению с твердыми коммунальными отхода­ми. Однако указанная обязанность возникает у собственников с уче­том соблюдения всеми участниками данных правоотношений условий, установленных законодательством Российской Федерации. При этом Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера­ции», который вступил в силу 29 декабря 2016 года, предусмотрен по­этапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 года.

Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 24.11 Федерального закона № 89-ФЗ информация в области обращения с твердыми коммунальными отходами является общедоступной, за ис­ключением информации, составляющей государственную, коммерче­скую и иную охраняемую законом тайну.

Доступ к указанной инфор­мации обеспечивается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, региональным оператором и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами путем ее размещения в форме открытых данных на официальном сайте уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуника­ционной сети Интернет. Информация о тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами, параметрах тарифного регули­рования, в том числе установленных на долгосрочный период регули­рования, размещается органами регулирования в средствах массовой информации и (или) на сайте в информационно-телекоммуникаци­онной сети Интернет, предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов и определенном Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 24.11 Федерального закона № 89-ФЗ).