Модерировал экспертную дискуссию Андрей Максимов, Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, Председатель экспертного совета Союза российских городов.
Перед участниками совещания выступили представители федеральных органов власти: Андрей Шевченко, Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера; Алексей Диденко, Председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению; Сергей Морозов, Заместитель Руководителя фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Первый заместитель Председателя Комитета по региональной политике и местного самоуправления и руководители ассоциаций местных властей: Иван Цецерский, Председатель Правления Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления; Руслан Кухарук, Президент Союза российских городов, Глава города Тюмени; Олег Бекмеметьев, заместитель Председателя Ассоциации городов Поволжья, глава города Ижевска; Алексей Орлов, Президент Ассоциации Города Урала, Глава Екатеринбурга; Анатолий Локоть, Первый вице-президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, Мэр города Новосибирска; Игорь Скубенко, Вице-президент Союза городов Центра и Северо-Запада России, Глава муниципального образования «Северодвинск».
Всего в совещании приняло участие порядка 780 представителей местных властей из всех субъектов Российской Федерации.
В целом, участники слушаний поддержали принятие нового федерального закона, регулирующего принципы организации местного самоуправления в России, однако отметили, что для обеспечения эффективного законодательного регулирования необходимо обеспечить серьезную доработку текста Законопроекта ко второму чтению.
В числе ключевых предложений участниками слушаний высказано следующее:
Законопроектом предусматривается организация и проведения масштабной реформы организации публичной власти на местном уровне, включая кардинальное изменение системы разграничения полномочий между уровнями публичной власти. В связи с этим требуется организовать принятие Законопроекта с учетом многочисленных замечаний и дополнений, которые высказаны муниципальным сообществом, экспертами и практиками, а также в синхронизации с принятием других важных актов законодательства и государственной политики;
Неоднозначным и требующим уточнения определение понятия местного самоуправления;
Необходимость упорядочения федеральным законом территориальной организации местного самоуправления;
Целесообразным сохранение уже отработанных конструкций «вопросы местного значения» и «полномочия по вопросам местного значения». В этой связи предлагается сохранить систему, при которой в законе об общих принципах организации местного самоуправления закрепляются вопросы местного значения и базовые организационно-правовые (обеспечивающие полномочия) – с преемственностью к статье 17 Федерального закона №131-ФЗ, а в отраслевом законодательстве детализируются полномочия по каждому вопросу местного значения.
В заключении Руслан Кухарук, Президент Союза российских городов, отметил, что распределение функциональной нагрузки в единой системе публичной власти требует очень кропотливой работы, которую в рамках формирования нового законодательства о местном самоуправлении еще только предстоит провести и Союз Российских городов готов передать свои многолетние наработки в этой части, с конкретными предложениями вплоть до проекта уточненной редакции Законопроекта, рассматриваемого сегодня Государственной Думой.
Посмотреть видеозапись совещания можно по ссылке.
Итоговый документ, Заключение Союза Российских городов, Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, Ассоциации городов Поволжья, Союза городов Центра и Северо-Запада России, Ассоциации города Урала на проект Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» сейчас дорабатывается и будет выложен дополнительно.