Омская область. Чему научили местных школьников советники по воспитанию?

Тип: статья

- В большинстве (восемьдесят процентов) - это учителя, старшие вожатые, социальные педагоги, психологи и библиотекари. Еще двадцать процентов - выпускники и старшекурсники омских вузов, а также новые для школ кадры из сферы молодежной и социальной политики, культуры, - пояснила региональный координатор проекта "Навигаторы детства" Александра Огородникова.

Работу новых сотрудников оценивали федеральные эксперты, которые проводили мониторинги и опросы в школах региона. И в результате признали опыт омичей успешным.

Количество детей - участников российского движения школьников, юнармейских и волонтерских отрядов - выросло в разы. В пилотных регионах оказалось намного больше победителей всероссийских конкурсов. Примечательно, что в большинстве это не городские, а сельские ребята, у которых мотивация к участию в различных конкурсах оказалась выше. В каждой третьей школе заметно снизилось количество неблагополучных детей, состоящих на учете в ПДН. Хулиганить стало некогда.

Стоит сказать, что проект в большей степени направлен не столько на активистов, которые и так всегда готовы участвовать в любом начинании, сколько на ребят, не слишком общительных, застенчивых, предпочитающих оставаться в тени, а также склонных к неблаговидным поступкам. Задача советников - найти способ вывести их из состояния отчужденности, помочь раскрыть таланты и обрести друзей.

- Для этого у советников немало возможностей. Они держат тесную связь с молодежными организациями. Внедряют воспитательные программы министерства просвещения РФ. Взаимодействуют с руководством школы, классными руководителями, учителями, родителями и активом. Привлекают школьников к участию в различных конкурсах - от "Юнармии" до "Большой перемены". Например, проект "Орлята России" ориентирован на развитие социальной активности младших школьников. К "орлятам" в регионе уже присоединились более двухсот классов из 98 образовательных организаций. А десять из них вместе с классными руководителями стали участниками профильной смены Всероссийского детского центра "Орленок", - отмечает Александра Огородникова.

Под руководством советников ребята открывают пункты юнкоров, выпускают газеты, причем делают это с удовольствием. Например, подборка видеоновостей, подготовленная учениками школы N36, была признана лучшей в конкурсе "Медиашкола РДШ", и в качестве приза юные журналисты получили возможность пройти стажировку в крупнейших информационных агентствах. Юные экологи наводят порядок в парках и дворах, вместе с родителями высаживают аллеи памяти героев. Волонтеры помогают пожилым людям, устраивают для них праздники.

- Мы создали штаб воспитательной работы, в который вошли учителя, психологи, а также родители, которые всего за год из сторонних наблюдателей превратились в активных участников процесса. Сейчас они уже самостоятельно заявляют об успехах своих детей на профильных сайтах, - рассказала советник директора Гауфской средней школы Азовского района Светлана Архатова. - К социальной работе мы подключили дом культуры, в секциях, кружках которого сейчас занимается восемьдесят процентов учеников. Сотрудничаем с центром "Сибирские стрелы", где мальчишек из группы риска учат стрельбе из лука, кожевенному и столярному делу. Число ребят с ограничениями по здоровью, которых также увлекли подобными занятиями, за год выросло в четыре раза. Любопытно, что вместе с детьми на занятия приходят уже и их родители.

В Азовском районе ребята из экологического кружка заняты поиском хозяев для бродячих собак и кошек. А в рамках ежегодной театральной недели все классы, в том числе и младшие, вместе с родителями ставят спектакли. Это, конечно же, объединяет детей и взрослых. Еще одно направление - "Разговор о важном": об уроках истории, традициях, о том, что значит любить Родину, и что такое патриот.

- В новом учебном году откроем "точку роста" для будущих педагогов, - продолжает Светлана Архатова. - Сегодня многим сельским школам не хватает учителей. Поэтому будем воспитывать собственные кадры.

Гауфские педагоги признаются: в работе им помогает то, что здесь сумели сохранить традиции. В школе есть краеведческий музей и уголок боевой славы, здесь не забыли историю пионерии и комсомола. В экспозиции - воспоминания, фотографии. Здесь лучшая в школах Омской области библиотека.

Но в работу включается и новое поколение педагогов.

- Я с детства мечтал быть учителем. А после работы в детском лагере по-настоящему "зацепило". Поэтому загорелся идеей воспитания патриотов, - рассказал четверокурсник Омского педагогического университета, советник директора школы N 141 Павел Губарев. - Самый комфортный для меня возраст - подростки. Контакт с ними выстаиваю по принципу "относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе". И все складывается.

Молодой педагог помогает разрешать спорные ситуации, которые частенько возникают у подростков. Устраивает образовательные и исторические квесты, выявляет лидеров. И уже подметил, что отстающие ученики, становясь активистами, подтягиваются и в учебе: получать двойки им уже неудобно.

- Планирую устроить в октябре в честь Дня отца школьный родительский форум с мастер-классами, спортивным марафоном и другими активностями от пап, - продолжает Павел Губарев. - Ребята, учителя и родители уже выразили готовность поддержать эту идею.

Задача советников по воспитанию как раз и состоит в том, чтобы объединить детей и взрослых. При их поддержке в этом году 34 омские команды приняли участие во всероссийском конкурсе "Лучший родительский актив РДШ", а команда Пристанской школы Таврического района заняла первое место.

И это только начало.

Комментарий

Александра Огородникова, координатор проекта "Навигаторы детства" в Омской области:

- В новом учебном году участниками проекта станут уже 603 школы региона. Кроме того, наш опыт возьмут на вооружение образовательные учреждения Новосибирской, Томской, Иркутской областей и Алтайского края. Интерес к проекту колоссальный, наши телефоны не умолкают ни на минуту.

"Российская газета"