"Во многих городах региона действительно большой пассажиропоток на отдельных дорогах, однако он выходит на пик только два раза в сутки, - комментирует директор института транспортного планирования Михаил Якимов. - Москва же в этом плане существенно отличается: там поток стабилен в течение длительного времени".
Соответственно "выделенки" в мегаполисе делать целесообразнее, но это не значит, что регионам нельзя перенимать опыт. "Выделенки" уместны и за пределами столицы, просто подход к их проектированию должен быть гибче.
В региональном министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры учли многие факторы и подобрали 100 участков, на которых "выделенки" должны были прийтись ко двору. Полосы рисовали там, где количество автобусных маршрутов - три и больше, число проездов автобусов в сутки - свыше 300, а пассажиропоток за день переваливает за 2 тысячи человек. Цель была благая - пересадить жителей на общественный транспорт, который будет курсировать точно по расписанию и быстрее личных машин. Но что-то пошло не так.
В Лобне и Подольске сотни водителей публично заявили, что "выделенки" значительно ухудшили транспортную ситуацию. Скорость автобусов сильно не увеличилась, а частные автомобили встали в многокилометровые пробки. Аналогичная ситуация наблюдалась в Мытищах и Чехове. Наблюдатели отмечают, что на многих улицах региона - лишь по две полосы движения в каждую сторону. А проспекты, где число рядов увеличивается до четырех-шести, не слишком протяженные.
"Такое явление можно наблюдать в Королеве, Чехове, Путилково, - рассказал старший руководитель проектов группы компаний SRG Александр Багрецов. - Например, Путилковское шоссе за пределами населенного пункта двухполосное, а в самом Путилково - на протяжении всего лишь 4 километров с "выделенкой" - четырехполосное". И получается, что на части пути автобусы действительно оказываются быстрее общего потока. Но это лишь иллюзия - на сужении проезжей части общественный транспорт надолго останавливается, пытаясь вклиниться между машинами. С другой стороны кое-где в Подмосковье и сами автолюбители создают проблемы, подчеркивают в пресс-службе ГК "АВТОДОМ". Они знают, что концентрация "камер на полосу" в Подмосковье значительно ниже, чем в столице. Поэтому так и норовят объехать пробку по выделенной полосе.
Сотни водителей публично заявили, что выделенки в области значительно ухудшили транспортную ситуацию
Так или иначе местные власти услышали водительское недовольство пробками. "Учитывая значительное количество обращений, связанных с "выделенками", обратился к министру транспорта и дорожной инфраструктуры с предложением пересмотреть схему дорожного движения, - отметил глава Чехова Григорий Артамонов. - Позиция по обязательному выделению полос для общественного транспорта понятна, но главное в работе администрации - удобство жителей". Теперь в Чехове решили сократить протяженность выделенных полос. Если и это не поможет, перейдут к более радикальным мерам. А в Мытищах на одной из крупных улиц "выделенку" и вовсе убрали. Неудача эксперимента уже заставила чиновников задуматься: в администрации Чехова, в частности, прорабатывают проект расширения проезжей части.
Это, впрочем, не значит, что от выделенных полос за пределами Москвы откажутся совсем, тем более что удачные региональные примеры есть. "Наиболее успешным внедрение выделенных полос является в Нижнем Новгороде и Южно-Сахалинске", - полагает член комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Илья Зотов. Да и лидером по "концентрации" выделенок (отношению их числа к количеству жителей и площади города) является вовсе не Москва, а Казань.