По ее словам, на федеральном уровне уже есть достаточно четкое понимание особенностей осуществления контрольно-надзорной деятельности в нынешних реалиях. Однако вопросы муниципального контроля еще предстоит дорабатывать.
— В 2023 году число обращений к региональному уполномоченному, связанных с проверками, резко снизилось, — в частности отметил уполномоченный по защите предпринимателей в Новгородской области Юрий Михайлов. — Подавляющее большинство из тех жалоб, что остались, связаны с муниципальным контролем, в частности с контролем благоустройства территории.
Речь, в частности, идет о размещении вывесок. Во многих регионах в последние годы введен так называемый дизайн-код муниципальных образований, и для размещения вывесок требуется согласование с муниципальными администрациями.
Михайлов рассказал, как на муниципальном уровне используется эта лакуна:
- В 2023 году администрация Новгорода рассылала предпринимателям предостережения о необходимости согласовывать вывески.
- Затем прокуратура города внесла администрации представление об отсутствии проверок после вынесенных предостережений.
- Городская администрация, в свою очередь, выдала распоряжение о проведении выездных обследований без взаимодействия с контролируемыми лицами.
- По результатам выездных обследований предпринимателям были выданы предписания с указанием сроков приведения вывесок в соответствие с дизайн-кодом.
- Если предписание не выполняется в срок, составляется протокол, и материалы направляются в суд для привлечения предпринимателя к административной ответственности.
Наталья Рябова считает, что обоснованность обязательных проверок по итогам предостережений крайне спорна.
— В рамках реализации поручения президента России о проведении мониторинга реализации Федерального закона № 248-ФЗ информация о ситуации в Новгороде будет доведена до Генеральной прокуратуры для того, чтобы прояснить тенденции контроля за муниципальными контрольными мероприятиями со стороны региональных прокуратур, — подчеркнула Рябова. — Также будут дополнительно проработаны вопросы, возникшие при анализе правоприменительной практики в Чувашской Республике и Пермском крае, бизнес омбудсмены которых активно участвуют в мониторинге.