Поддержите ТОСы, чтобы сократить расходы муниципалитета

Тип: статья

Чем полезны ТОСы в условиях сокращения доходов местных бюджетов

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) может позиционировать себя как социально ориентированную некоммерческую организацию. В таком качестве ТОС может выигрывать гранты и получать субсидии из бюджетов различных уровней — в частности, в рамках региональных программ и конкурсов социально значимых проектов. Деньги выделяют на проекты, которые жители сами одобрили.

ПРИМЕР 1. В Алтайском крае проводят конкурс среди руководителей органов ТОС. В рамках конкурса социально значимых проектов «Губернское собрание Иркутской области» учреждена номинация «Лучший проект ТОС Иркутской области». Аналогичные конкурсы проводятся в Барнауле, Бердске, Иркутске, Искитиме, Комсомольске-на-Амуре, Омске, Саянске, Томске, Уссурийске и других городах. Победители конкурсов получают финансирование на реализацию проектов на территории, где создано территориальное общественное самоуправление.

На заметку: Также деятельность ТОС финансируется за счет личных средств граждан

Какие вопросы помогают решить ТОСы

Практика показывает, что ТОСы могут помочь органам МСУ в решении практически любых вопросов местного значения. В таблице ниже мы привели примеры из практики российских муниципалитетов.

К каким работам можно привлекать ТОСы

Вопрос местного значения, сфера деятельности органа МСУ Примеры работы, в которой могут помочь ТОСы
Благоустройство 1. Установка, ремонт детского игрового или спортивного оборудования, малых архитектурных форм. 
2. Озеленение, художественное оформление территории. 
3. Благоустройство скверов, парков, пешеходных дорожек. 
4. Уборка территорий, организация и проведение субботников, демонтаж некапитальных строений. 
5. Оборудование площадок для выгула собак. 
6. Обустройство парковок. 
7. Установка видеонаблюдения за объектами благоустройства и озеленения
Работа с детьми и молодежью 1. Работа с трудными подростками и неблагополучными семьями, организация профилактической работы с подростками. 
2. Создание молодежных секций. 
3. Взаимодействие с молодежью и образовательными организациями по направлениям: соучаствующее и социальное проектирование. 
4. Организация и проведение конкурсов среди молодежи. 
5. Организация отдыха детей в каникулярное время
Дорожная деятельность 1. Асфальтирование дорог. 
2. Ремонт пешеходных и автодорожных мостов
Обращение с ТБО Организация вывоза мусора из частного сектора города
Физкультура и спорт Развитие дворового спорта
Организация досуга Проведение культурно - спортивных мероприятий, конкурсов
Муниципальные услуги 1. Организация независимой оценки качества исполнения муниципальных услуг. 
2. Опросы пользователей услуг, проживающих на территории ТОС. 
3. Оказание социально значимых услуг по месту жительства граждан
Строительство и ремонт социальных объектов 1. Строительство спортивных сооружений, объектов для активного отдыха. 
2. Ремонт школ, клубов, домов культуры, объектов ЖКХ
Муниципальные выборы, референдумы, голосования по выбору общественных территорий для благоустройства Подготовка и проведение выборов в органы власти, референдумов, тематических голосований, соцопросов, анкетирований
Поддержка социально незащищенных слоев населения Обучение пожилых людей работе на компьютере и общению в соцсетях
Общественный порядок Содействие работе участковых уполномоченных полиции

Руководителей и членов ТОС можно задействовать в мероприятиях по осуществлению общественного контроля, привлекать к участию в работе общественных советов, разработке программ инициативного бюджетирования и социальных программ. Активисты могут стать партнерами социальных предпринимателей.

Как создать условия для развития ТОС

ТОСы могут существовать в крупных и малых городах, а также на сельских территориях. Далее расскажем, что необходимо для создания и развития ТОСов в муниципальном образовании.

Сформируйте нормативную базу

Органы МСУ должны принять муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов территориального общественного самоуправления, независимо от того, приняты ли аналогичные документы на уровне региона. Примерный перечень мы привели ниже.

Примерный перечень актов, которые составят нормативную базу для развития ТОС

Кроме того, можно включить планы или программы развития территорий, на которых созданы ТОСы, в состав стратегии развития муниципального образования. Некоторые ваши коллеги уже опробовали такую практику и оценили ее положительно.

ПРИМЕР 2. В 2014 году органы МСУ Новосибирска приступили к формированию стратегии развития города. Активисты ТОС задумались над тем, как в соответствии с этой стратегией будут развиваться микрорайоны города, где есть территориальное общественное самоуправление. Так возникла идея составить комплексные планы социально — экономического развития территорий.

Каждый орган ТОС подготовил свой план в пять этапов.

1. В ходе опросов и анкетирования жителей города выявили задачи, которые надо решить, степень их значимости, готовность граждан принять участие в их решении.

2. Привлекли представителей организаций жизнеобеспечения города, органов МСУ, СМИ, культурно-просветительских, образовательных, спортивных, общественных организаций. С предприятиями и организациями, которые выразили готовность участвовать в реализации плана развития территории, органы ТОС подписали соглашения.

3. Согласовали план с администрацией района города.

4. Организовали и провели общественное обсуждение.

5. Утвердили план на собрании или конференции ТОС.

Позже планы заменили комплексными программами развития территорий. На городской конференции ТОС в 2019 году была одобрена инициатива включения этих программ в стратегию развития города в качестве отдельного документа. Разработчики стратегии согласились с активистами.

Окажите активистам поддержку

Активистам, которые захотят объединиться в ТОС, потребуется информационная, организационная, консультационная, методическая поддержка. Органы местного самоуправления могут предоставить ее различными способами.

ПРИМЕР 3. В Абакане создали специальный сайт «ТОС города Абакана» (тос.абакан.рф). На нем можно найти всю информацию о создании, развитии и практике деятельности ТОСов, о реализованных ими проектах. Администрация Амурска и Южно-Сахалинска издала и распространила брошюру «Как создать ТОС. Пошаговая инструкция». В приложениях к ней — образцы необходимых документов.

Для поддержки общественных инициатив и ТОС органы МСУ могут создать муниципальные учреждения.

ПРИМЕР 4. В Ангарске работает муниципальное казенное учреждение «Центр поддержки общественных инициатив». В Бийске — муниципальное казенное учреждение «Управление по работе с населением». В Красноярске — муниципальное казенное учреждение «Управление по работе с ТСЖ и развитию местного самоуправления». Муниципальные ресурсные центры поддержки общественных инициатив функционируют в Канске (Красноярский край), Новокузнецке. Они помогают в создании ТОСов и организации их деятельности, оказывают информационную, консультационную, методическую поддержку.

На заметку: Разместите информацию о региональной поддержке ТОС на официальном сайте муниципального образования и в местных СМИ

ТОСам оказывают помощь Общенациональная ассоциация ТОС, Сибирский центр поддержки общественных инициатив, Институт неправительственного сектора, региональные советы муниципальных образований. Например, при ассоциации «Совет муниципальных образований Ставропольского края» создан координационный совет ТОС. Рекомендуем выяснить, какие меры поддержки ТОС существуют в вашем регионе. Это могут быть конкурсы, региональные программы, в которых ТОС могут принять участие, поддержка в создании органов ТОС, финансовая, информационная поддержка. Донесите эту информацию до органов ТОС.

Наладьте взаимодействие с ТОСами

Для взаимодействия органов МСУ с ТОСами создайте в местной администрации или при главе муниципального образования специальные структуры. Это могут быть отделы, управления, советы, работающие на постоянной основе, или временные комиссии для реализации отдельных проектов. В состав таких комиссий и советов должны входить представители органов ТОС и местной власти.

ПРИМЕР 5. В Абакане, Ангарске, Бердске, Саяногорске, Сургуте, Кемерове, Удан-Удэ представители ТОС входят в состав различных общественных советов. В Кургане созданы координационные советы ТОС при главе муниципального образования. В Омске и Новосибирске кроме координационного совета создан экспертный совет по развитию ТОС.

Можно приглашать представителей ТОС на заседания и совещания в местную администрацию, чтобы обсудить аспекты взаимодействия или реализации совместного проекта или мероприятия. Возможны и другие формы совместной работы.

ПРИМЕР 6. В Омске должностные лица органов МСУ проводят выездные приемы граждан в комитетах ТОС. В ходе таких приемов инициативы граждан можно сразу обсудить с органами ТОС на предмет реализации.

Какие процессы создают стимулы для развития ТОС

Реализация национальных проектов в муниципальных образованиях может стать стимулом для организации деятельности ТОС.

ПРИМЕР 7. В городе Калтане Кемеровской области в процессе участия в приоритетном проекте «Формирование комфортной городской среды» по инициативе одного из депутатов городского Совета народных депутатов активные жители создали ТОС.

Еще один стимул для создания новых ТОСов — преобразование муниципальных районов в муниципальные округа. Ликвидация поселений приводит к тому, что населенные пункты отдаляются от местной власти. Возможности решать вопросы местного значения на отдаленных территориях сокращаются. ТОС в этом случае может выступать альтернативой администрациям ликвидированных поселений, но лишь частично. ТОС не обладает властными полномочиями, не имеет бюджета, не может принимать общеобязательные для исполнения муниципальные акты.

Как повысить эффективность ТОСов

Рекомендация: Организуйте встречу представителей органов ТОС с членами общественных и добровольческих организаций и помогите в разработке проекта соглашения

Организуйте взаимодействие органов ТОС с общественными организациями и волонтерскими отрядами. Это позволит увеличить ресурсы при реализации целей и повысить эффективность работы ТОС. Взаимодействие возможно в рамках соглашений между ТОСами и этими организациями.

Некоторые активисты в Новокузнецке и Новосибирске совмещают должности председателя совета многоквартирного дома и председателя ТОС. Это также увеличивает ресурсы и возможности для реализации социальных проектов и решения проблем территории. В Ангарске, Красноярске, Саянске, Томске советы ТОС объединились с советами МКД. Объединение ресурсов и опыта положительно отразилось на решении местных задач. Вместе оказалось проще преодолеть пассивность и иждивенческие настроения местных жителей.

Важная деталь: Минус регистрации в качестве юрлица — необходимость вести бухучет и документооборот, сдавать отчетность

Порекомендуйте активистам зарегистрировать орган ТОС в качестве юридического лица. Тогда ТОС сможет предлагать свои проекты и получать ресурсы для их реализации через участие в грантовых конкурсах различных организаций. Кроме того, юридические лица могут вести хозяйственную деятельность, заключать договоры как с органами МСУ, так и с другими юрлицами или гражданами. Наличие статуса юридического лица и счета в банке позволяет ТОС активнее привлекать финансирование для реализации своих проектов.

Повысить эффективность работы ТОС помогут современные технологии.

ПРИМЕР 8. В Новокузнецке активисты ТОС, представители власти и активные жители используют в своей работе технологию форсайта. Это методика долгосрочного прогнозирования научно-технологического и социального развития муниципального образования, основанная на опросе экспертов. В городе было проведено уже два форсайта: «Умный дом в Новокузнецке» и «Мой квартал через 20 лет». Последний позволил смоделировать механизмы социального, пространственного и технологического развития микрорайона крупного города. В мероприятии приняли участие студенты Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета, обучающиеся по направлению «Государственное и муниципальное управление», и студенты Новокузнецкого строительного техникума — будущие архитекторы, а также специалисты отдела общественных отношений администрации города, руководители ТОС.

Проектируемые кварталы были определены заранее, их границы совпали с границами ТОС. Из числа студентов были определены модераторы. Они организовывали работу групп. Дискуссию в группах дополняла работа с тремя видами карточек — желательных, нежелательных и вероятных сценариев развития умных технологий. Среди желательных участники указали автоматизированные системы парковок, полезные и умные приспособления, улучшение экологической ситуации. Среди нежелательных — отсутствие человеческого общения и личных контактов, парковки вместо газонов, излишнее видеонаблюдение, потерю исторического наследия. Среди вероятных — ухудшение экологической ситуации, увеличение оттока жителей из города, усиление электронного контроля, развитие искусственного интеллекта, появление новых технологичных арт-объектов, использование возобновляемых источников энергии, появление новых видов транспорта. Результаты проведения мероприятия лягут в основу разработки документов стратегического планирования.

НАТАЛЬЯ МАЛЬКОВЕЦ, доцент кафедры экономики и управления Новокузнецкого института Кемеровского государственного университета, ответственный секретарь секции местного самоуправления Ассоциации сибирских и дальневосточных городов