Новые обязанности муниципалитета по работе с бесхозяйными объектами теплоснабжения

Тип: статья

С 13 июля 2021 года у органов местного самоуправления поселений, городских и муниципальных округов появились новые обязанности. Муниципалитет должен определить единую теплоснабжающую организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных источников тепловой энергии до признания права собственности на них. Раньше органы МСУ определяли такую организацию только в отношении тепловых сетей.

Кроме того, по новым правилам муниципалитеты обязаны проверять:

  • соответствуют ли бесхозяйные объекты теплоснабжения требованиям безопасности;
  • оформлены ли документы, необходимые для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения.

Если в ходе проверки орган МСУ выявил нарушения, он должен принять меры. Об этих и других изменениях читайте в статье.

Документ: Изменения предусмотрены Федеральным законом от 02.07.2021 № 348-ФЗ. Они внесены в статьи 8 и 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»

Зачем потребовалось вносить изменения в Закон № 190-ФЗ

Бесхозяйные объекты недвижимости Росреестр ставит на учет по заявлению органа МСУ муниципального образования, на территории которого они находятся. Через год орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот объект.

В отношении бесхозяйных тепловых сетей ранее уже был установлен исключительный порядок определения организации, которая осуществляет содержание и обслуживание таких сетей до признания права собственности на них. Правила указаны в части 6 статьи 15 Закона № 190-ФЗ. Но данный порядок не применялся в отношении источников тепловой энергии — котельных и ТЭЦ. Это не позволяло возложить на теплосетевую организацию обязанность по эксплуатации бесхозяйного источника тепловой энергии. В результате возникали проблемы, ведь для эксплуатации таких объектов нужны топливно-энергетические ресурсы и квалифицированные специалисты. Кроме того, бесхозяйные тепловые сети никто не проверял на соответствие требованиям безопасности. Закон № 348-ФЗ устранил эти пробелы.

Порядок определения теплосетевой организации, которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей до признания права собственности на них, теперь распространяется в том числе и на источники тепловой энергии. Это позволит предотвращать аварии, риск которых возникает в связи с прекращением работы объекта. Понятие «бесхозяйная тепловая сеть» заменено понятием «бесхозяйный объект теплоснабжения». Оно включает как бесхозяйные тепловые сети, так и бесхозяйные источники тепловой энергии.

На заметку: Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается день, когда орган МСУ составил об этом акт. Форму акта муниципалитет утверждает сам (ч. 6 ст. 15 Закона № 190-ФЗ)

Какие проверки теперь обязан проводить орган МСУ

Если в муниципальном образовании выявили бесхозяйный объект теплоснабжения, то в течение ближайших 60 дней организуйте его проверку на соответствие требованиям:

  • промышленной безопасности;
  • экологической безопасности;
  • пожарной безопасности;
  • безопасности в сфере теплоснабжения;
  • безопасности в сфере электроэнергетики.

Проверьте наличие документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения.

Раньше орган местного самоуправления должен был выполнить лишь две обязанности. Во-первых, обратиться в Росреестр, чтобы тот поставил объект на учет. Во-вторых, организовать кадастровые работы. Законодатели сохранили эти обязанности за муниципалитетами. Если в ходе проверки орган местного самоуправления выявил нарушения, он должен принять меры. Какие именно, посмотрите в таблице ниже. Для этих целей орган МСУ вправе привлекать на возмездной основе третьих лиц (ч. 6.2 ст. 15 Закона № 190-ФЗ).

Какие меры принять по результатам проверки

Нарушение Какие меры принять
Бесхозяйный объект теплоснабжения не отвечает требованиям безопасности
Организовать приведение бесхозяйного объекта теплоснабжения в соответствие с требованиями безопасности
Нет документов, необходимых для безопасной эксплуатации бесхозяйного объекта теплоснабжения
Организовать подготовку и утверждение необходимых документов

Что сделать, прежде чем вы определите обслуживающую организацию

Пока права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения не зарегистрированы, орган местного самоуправления организует его содержание и обслуживание (ч. 6.1 ст. 15 Закона № 190-ФЗ).

По старым правилам вы должны были определить организацию, тепловые сети которой соединены с бесхозяйными, или единую теплоснабжающую организацию, в которую входят эти сети. Срок — 30 дней с даты выявления бесхозяйных тепловых сетей. Затем организация начинала содержать и обслуживать данные сети. Орган регулирования обязан был включить в ее тарифы затраты на содержание и обслуживание бесхозяйной сети.

Теперь действуют более сложные правила (ч. 6.3 ст. 15 Закона № 190-ФЗ). Прежде чем орган МСУ определит организацию, которая будет содержать и обслуживать бесхозяйный объект теплоснабжения, он должен:

  • уведомить орган государственного энергетического надзора о выявлении такого объекта;
  • направить в этот орган заявление о выдаче разрешения на допуск объекта в эксплуатацию.

Если орган госэнергонадзора выдал разрешение, орган МСУ определяет теплосетевую организацию, сети которой соединены с бесхозяйной сетью. Либо единую теплоснабжающую организацию, в которую входят бесхозяйные тепловая сеть и источник тепловой энергии. Срок — 30 дней со дня, когда Росреестр поставил объект на учет.

На заметку: Датой определения организации считается день, когда вступило в силу решение органа МСУ о ее определении (ч. 6.5 Закона № 190-ФЗ)

Не определяйте теплосетевую или единую теплоснабжающую организацию, пока объект не привели в соответствие с требованиями безопасности. Документы, необходимые для его безопасной эксплуатации, также должны быть в порядке.

Бесхозяйный объект теплоснабжения, для которого вы определили обслуживающую организацию, должен быть включен в утвержденную схему теплоснабжения (ч. 6.4 ст. 15 Закона № 190-ФЗ). В соответствии с ней орган регулирования включит затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию объекта в тарифы этой организации (ч. 6.6 Закона № 190-ФЗ).

На заметку:

Кто отвечает за соблюдение требований безопасности при обслуживании бесхозяйного объекта

Закон № 348-ФЗ распределил ответственность за соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании бесхозяйного объекта теплоснабжения. С даты его выявления и до определения обслуживающей организации ответственность лежит на органе МСУ. Когда вы определите такую организацию, за безопасность начнет отвечать она.

Игорь Комаров, юрист, эксперт журнала «Практика муниципального управления»