Органы местного самоуправления должны содержать и благоустраивать воинские захоронения: устанавливать надгробия, памятники, стелы, обелиски и другие мемориальные сооружения, увековечивающие память погибших (ст. 11 Закона № 4292-1).
Из статьи вы узнаете, кто и как ведет учет воинских захоронений. Посмотрите КВР, коды КОСГУ и проводки, чтобы правильно отразить в бюджетном учете затраты на их содержание.
Кто и как учитывает воинские захоронения
На территориях субъектов РФ учет воинских захоронений ведут органы местного самоуправления. На каждое захоронение составляют паспорт. Порядок паспортизации и централизованного учета воинских захоронений устанавливает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
На каждом воинском захоронении устанавливают мемориальный знак. Элементами таких захоронений являются Вечный огонь и Огонь памяти. Вечный огонь входит в комплекс воинского захоронения или мемориала и горит постоянно. Огонь памяти зажигают в памятные даты. Форма реестра централизованного учета мемориальных сооружений, находящихся вне воинских захоронений и содержащих Вечный огонь и Огонь памяти, установлена приказом министра обороны от 06.02.2019 № 56.
Многие мемориальные сооружения признаны объектами культурного наследия регионального значения. Но при этом они не включены ни в один из реестров собственности: ни федеральной, ни региональной, ни муниципальной. В результате из бюджетов не выделяются средства на содержание этих сооружений. Поэтому региональные власти рекомендуют органам МСУ признать право муниципальной собственности на мемориальные сооружения на территориях муниципальных образований. Включить объект в реестр муниципального имущества можно по двум основаниям:
Документ: Закон РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»
- памятник монументального искусства является неотъемлемой частью городского ландшафта, важным элементом его внешнего благоустройства;
- поддержание памятников в надлежащем состоянии относится к вопросам местного значения и входит в сферу ответственности органов местного самоуправления.
Процедура признания права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество состоит из шести действий. Вы можете увидеть их в алгоритме:
Как признавать право муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество
1. |
Подготовить технический план сооружения. В нем указать: наименование объекта, местонахождение, дату обнаружения (постройки), категорию объекта. Также в плане описывают предмет охраны, графически отображают границы территории объекта культурного наследия и т. д. |
|
2. |
Поставить объект недвижимости на государственный кадастровый учет |
|
|
3. |
Поставить объект недвижимости на учет в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхозяйное имущество |
|
4. |
Подать в суд заявление о признании права муниципальной собственности по истечении года после постановки на учет в Росреестре |
|
5. |
Провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект, если суд удовлетворит заявление |
6. |
Закрепить памятное сооружение на праве оперативного управления за администрацией муниципального образования |
Как вести бюджетный учет объектов
До признания права муниципальной собственности на монумент бесхозяйное имущество учитывают на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». После регистрации права собственности памятные объекты отражают на счете 1 108 00 «Нефинансовые активы имущества казны». А когда право оперативного управления закрепляют за соответствующим органом власти, памятные объекты учитывают на балансовом счете 1 101 00 «Основные средства».
Учет у органа власти, уполномоченного на ведение учета имущества казны:
УВЕЛИЧЕНИЕ ЗАБАЛАНСОВОГО СЧЕТА 01— принят к забалансовому учету бесхозяйный объект до момента признания судом права муниципальной собственности; |
ДЕБЕТ КРБ 1 108 51 310 КРЕДИТ КДБ 1 401 10 19Х— принят объект к учету в составе имущества казны после вынесения судом решения об обращении в собственность органа местного самоуправления; |
УМЕНЬШЕНИЕ ЗАБАЛАНСОВОГО СЧЕТА 01— списан объект с забаланса; |
ДЕБЕТ КРБ 1 401 20 281 КРЕДИТ КРБ 1 108 51 410— передан органом местного самоуправления памятный объект департаменту культуры с закреплением права оперативного управления. |
Учет у департамента культуры:
ДЕБЕТ КРБ 1 101 12 310 КРЕДИТ КДБ 1 401 10 195— принят к учету памятный обелиск. |
Как учитывать расходы на содержание объекта
Орган власти, которому передали мемориал, должен содержать сооружение в том же порядке, что и другие свои основные средства.
Затраты отражают так:
- текущий ремонт и благоустройство — КВР 244 и подстатья 225 КОСГУ;
- капитальный ремонт — КВР 243 и подстатья 225 КОСГУ;
- работы, связанные с реконструкцией, реставрацией объекта, приводящие к увеличению его балансовой стоимости, — КВР 414 и статья 310 КОСГУ.
Документ: Как применять КВР 247 — в письмах Минфина от 26.04.2021 № 02-05-10/31757, от 17.02.2021 № 02-05-10/10752, от 03.09.2020 № 02-05-10/79715
С 1 января 2021 года расходы на оплату потребленных энергетических и коммунальных ресурсов в рамках договоров поставки газа отражают по КВР 247. И Минфин не раз разъяснял, как применять этот код. Однако уточнений по поводу использования кода вида расходов для отражения затрат на оплату газа для Вечного огня и Огня памяти от ведомства не поступало.
Считаем, что больше для этих целей подходят КВР 244 и подстатья 225 КОСГУ, так как обеспечение функционирования Вечного огня и Огня памяти нельзя отнести к коммунальным услугам.