Расходы на содержание памятников воинской славы. КВР, коды КОСГУ и проводки

Тип: статья

Органы местного самоуправления должны содержать и благоустраивать воинские захоронения: устанавливать надгробия, памятники, стелы, обелиски и другие мемориальные сооружения, увековечивающие память погибших (ст. 11 Закона № 4292-1).

Из статьи вы узнаете, кто и как ведет учет воинских захоронений. Посмотрите КВР, коды КОСГУ и проводки, чтобы правильно отразить в бюджетном учете затраты на их содержание.

Кто и как учитывает воинские захоронения

На территориях субъектов РФ учет воинских захоронений ведут органы местного самоуправления. На каждое захоронение составляют паспорт. Порядок паспортизации и централизованного учета воинских захоронений устанавливает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

На каждом воинском захоронении устанавливают мемориальный знак. Элементами таких захоронений являются Вечный огонь и Огонь памяти. Вечный огонь входит в комплекс воинского захоронения или мемориала и горит постоянно. Огонь памяти зажигают в памятные даты. Форма реестра централизованного учета мемориальных сооружений, находящихся вне воинских захоронений и содержащих Вечный огонь и Огонь памяти, установлена приказом министра обороны от 06.02.2019 № 56.

Многие мемориальные сооружения признаны объектами культурного наследия регионального значения. Но при этом они не включены ни в один из реестров собственности: ни федеральной, ни региональной, ни муниципальной. В результате из бюджетов не выделяются средства на содержание этих сооружений. Поэтому региональные власти рекомендуют органам МСУ признать право муниципальной собственности на мемориальные сооружения на территориях муниципальных образований. Включить объект в реестр муниципального имущества можно по двум основаниям:

Документ: Закон РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»
  • памятник монументального искусства является неотъемлемой частью городского ландшафта, важным элементом его внешнего благоустройства;
  • поддержание памятников в надлежащем состоянии относится к вопросам местного значения и входит в сферу ответственности органов местного самоуправления.

Процедура признания права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество состоит из шести действий. Вы можете увидеть их в алгоритме:

Как признавать право муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество

 

1.

Подготовить технический план сооружения. В нем указать: наименование объекта, местонахождение, дату обнаружения (постройки), категорию объекта. Также в плане описывают предмет охраны, графически отображают границы территории объекта культурного наследия и т. д.
 

2.

Поставить объект недвижимости на государственный кадастровый учет

 

3.

Поставить объект недвижимости на учет в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхозяйное имущество

 

4.

Подать в суд заявление о признании права муниципальной собственности по истечении года после постановки на учет в Росреестре

 

5.

Провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект, если суд удовлетворит заявление
 

6.

Закрепить памятное сооружение на праве оперативного управления за администрацией муниципального образования

Как вести бюджетный учет объектов

До признания права муниципальной собственности на монумент бесхозяйное имущество учитывают на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». После регистрации права собственности памятные объекты отражают на счете 1 108 00 «Нефинансовые активы имущества казны». А когда право оперативного управления закрепляют за соответствующим органом власти, памятные объекты учитывают на балансовом счете 1 101 00 «Основные средства».

Учет у органа власти, уполномоченного на ведение учета имущества казны:

УВЕЛИЧЕНИЕ ЗАБАЛАНСОВОГО СЧЕТА 01
— принят к забалансовому учету бесхозяйный объект до момента признания судом права муниципальной собственности;
ДЕБЕТ КРБ 1 108 51 310    КРЕДИТ КДБ 1 401 10 19Х
— принят объект к учету в составе имущества казны после вынесения судом решения об обращении в собственность органа местного самоуправления;
УМЕНЬШЕНИЕ ЗАБАЛАНСОВОГО СЧЕТА 01
— списан объект с забаланса;
ДЕБЕТ КРБ 1 401 20 281    КРЕДИТ КРБ 1 108 51 410
— передан органом местного самоуправления памятный объект департаменту культуры с закреплением права оперативного управления.

Учет у департамента культуры:

ДЕБЕТ КРБ 1 101 12 310    КРЕДИТ КДБ 1 401 10 195
— принят к учету памятный обелиск.

 Как учитывать расходы на содержание объекта

Орган власти, которому передали мемориал, должен содержать сооружение в том же порядке, что и другие свои основные средства.

Затраты отражают так:

  • текущий ремонт и благоустройство — КВР 244 и подстатья 225 КОСГУ;
  • капитальный ремонт — КВР 243 и подстатья 225 КОСГУ;
  • работы, связанные с реконструкцией, реставрацией объекта, приводящие к увеличению его балансовой стоимости, — КВР 414 и статья 310 КОСГУ.
Документ: Как применять КВР 247 — в письмах Минфина от 26.04.2021 № 02-05-10/31757от 17.02.2021 № 02-05-10/10752от 03.09.2020 № 02-05-10/79715

С 1 января 2021 года расходы на оплату потребленных энергетических и коммунальных ресурсов в рамках договоров поставки газа отражают по КВР 247. И Минфин не раз разъяснял, как применять этот код. Однако уточнений по поводу использования кода вида расходов для отражения затрат на оплату газа для Вечного огня и Огня памяти от ведомства не поступало.

Считаем, что больше для этих целей подходят КВР 244 и подстатья 225 КОСГУ, так как обеспечение функционирования Вечного огня и Огня памяти нельзя отнести к коммунальным услугам.

Елена Кравченко, член методического совета по бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности при Минфине Удмуртской Республики