Эта история произошла в Приморском крае. В 2020 году в регионе появилось новое муниципальное образование — Хорольский муниципальный округ. А еще через год работникам его учреждений начали задерживать зарплату. Эти два события тесно связаны. Причинами проблем стали неудачное планирование и бумажная волокита, но не только они. Сработал и внешний фактор — пандемия коронавируса.
Как прокурор пытался наказать директора школы за задержку зарплат
В январе 2021 года у учреждений Хорольского муниципального округа начались проблемы с финансированием. Это привело к нарушениям, которые привлекли внимание прокуратуры.
Документ: Приморский краевой суд защитил директора школы в решении от 30.08.2021 по делу № 21-837/2021
ПРИМЕР. Прокурор провел проверку в одной из муниципальных школ. Выяснилось, что в январе 2021 года работникам учреждения поздно перечислили аванс. Срок выплаты зарплаты за первую половину месяца — его 21-е число. А сотрудники получили деньги лишь 3 февраля. Учреждение нарушило требования статей 21, 22, 136 ТК и собственные правила внутреннего трудового распорядка.
Вместе с долгом по зарплате работники получили компенсацию за ее задержку. Но прокурор посчитал, что нужно еще и наказать директора школы по части 6 статьи 5.27 КоАП. В ней предусмотрен штраф для должностного лица в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.
К разбирательству подключились инспекторы труда. Они пришли к выводу, что руководителя наказывать не за что. Директор приняла все зависящие от нее меры, чтобы учреждение выполнило требования трудового законодательства. ГИТ прекратила производство по делу об административном правонарушении. Прокурора это не устроило. Он опротестовал решение инспекторов в суде. Но районный, а затем и краевой суды встали на сторону директора.
Почему судьи не поддержали прокурора? Ведь формально учреждение действительно нарушило права сотрудников. А за это предусмотрена ответственность для его единоличного исполнительного органа — директора. Более того, по мнению прокурора, проблемы с финансированием — слабое оправдание. Нужно было срочно просить помощи у местной администрации, но директор этого не сделала.
При чем тут образование муниципального округа
Чтобы разобраться в ситуации, суд направил запрос учредителю школы — окружной администрации. Вот что объяснили чиновники.
В начале 2020 года четыре поселения Приморья были объединены в Хорольский муниципальный округ. Прежде все они входили в одноименный муниципальный район. Закон Приморского края о новом муниципальном образовании вышел в конце января. После этого нужно было запустить сложный многоступенчатый процесс. В частности:
- провести выборы в местный представительный орган;
- определить структуру органов МСУ;
- создать эти органы;
- провести выборы главы;
- принять устав муниципального образования;
- внести изменения в уставы учреждений, подведомственных окружной администрации.
Местные власти намеревались завершить основную работу до конца года. Но она сильно затормозилась. Основной причиной стала пандемия коронавируса. Выборы депутатов окружной думы должны были пройти 7 июня, но из-за санитарных ограничений состоялись лишь 13 сентября. И только через 10 дней прошло заседание, на котором местный представительный орган принял решение о структуре органов МСУ.
Еще месяц ушел на создание администрации муниципального округа. Здесь тоже возникла заминка. Налоговая служба не сразу зарегистрировала местную администрацию в качестве юридического лица. Инспекция присылала отказы, которые муниципалам приходилось обжаловать. По мнению последних, налоговики проявили некомпетентность. Как бы там ни было, администрацию поставили на учет в налоговом органе лишь 7 декабря. А счет в казначействе ей открыли уже в январе 2021 года.
На заметку:
Сколько муниципальных округов создано в России
Возможность создавать муниципальные округа появилась в 2019 году, когда вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2019 № 87-ФЗ. Основная особенность муниципального округа — это одноуровневая организация местного самоуправления. Идея заключалась в том, чтобы консолидировать представительские и административные ресурсы, в том числе на сельских территориях. Результатом должна стать оптимизация расходов на содержание органов местного самоуправления.
К началу 2020 года в России было 33 муниципальных округа, а спустя год — уже 100. Больше всего — в Приволжском федеральном округе (35). Второе место разделили Сибирский и Северо-Кавказский федеральные округа. В каждом из них насчитывалось по 16 муниципальных округов.
Почему у учреждений возникли финансовые проблемы
На заметку: 1 января 2021 года начал действовать новый порядок казначейского обслуживания. Это связано с поправками к Бюджетному кодексу (Федеральный закон от 27.12.2019 № 479-ФЗ)
Именно затянувшееся формирование органов МСУ спровоцировало проблемы с финансированием подведомственных организаций. Возникла ситуация, когда учреждению нужно открыть новый лицевой счет в органе Федерального казначейства, но сделать это невозможно. Сначала надо обновить устав учреждения и зарегистрировать изменения в налоговом органе. Утверждать изменения в уставах учреждений — задача учредителя, то есть администрации муниципального округа. Но она не может приступить к исполнению своих полномочий раньше 1 февраля 2021 года.
Местные чиновники попытались выкрутиться. Было принято решение вносить изменения в уставы путем принятия постановлений администрации района. К сожалению, это уже не помогло руководству школы, о которой шла речь выше. Учреждение получило устав, утвержденный в новой редакции, лишь 18 января. А документы о регистрации изменений поступили из налогового органа только 28 января. Срок выплаты аванса работникам к тому времени уже прошел.
Вполне естественно, что суд согласился с инспекцией труда. Суд указал, что руководство школы в короткие сроки подготовило устав. Как только его утвердили, школа направила документы для регистрации в налоговый орган. С работниками она рассчиталась, как только это стало возможным. Письменное обращение в администрацию директор не оформила, но ее вину это не доказывает. Учредитель прекрасно знал о проблемах с финансированием учреждений без дополнительной информации и запросов от последних. Обращение директора школы ничего бы не изменило. Все равно пришлось бы ждать регистрации изменений в учредительных документах и открытия нового счета.