Как обустроить умные пешеходные переходы, чтобы сохранить жизнь и здоровье людей

Тип: статья

Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, чем умный пешеходный переход отличается от обычного? В чем его преимущества?

«Умный пешеходный переход» — это интеллектуальная система светового сопровождения людей на нерегулируемых переходах. Уникальность проекта — в использовании динамической подсветки. Она выделяет человека как динамический объект и сопровождает его до конца движения по переходу. Тем самым система акцентирует внимание водителя на пешеходе в темное время суток или в плохую погоду и снижает вероятность наезда.

Какое оборудование входит в состав комплекса?

Светильники, модуль управления, датчики движения, камера фото- и видеофиксации. Камера фиксирует нарушение правил дорожного движения водителями.

Какие исследования вы проводили перед тем, как обустроить первый умный пешеходный переход?

Мы изучили статистику дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов. В 2019 году в России 917 наездов на пешеходов со смертельным исходом произошли на переходах, то есть в местах, где люди должны чувствовать себя в безопасности. Еще больше людей из-за ДТП на нерегулируемых переходах стали инвалидами, получили травмы различной степени тяжести. Прибавьте к этому искалеченные жизни водителей. Многие из них были лишены свободы на годы. По данным ГИБДД, треть всех ДТП в России — это наезды на пешеходов. Бо́льшая часть из них происходит по вине водителей на нерегулируемых переходах.

Затем мы выявили факторы, которые существенно влияют на риск ДТП и тяжесть их последствий. Основных факторов три:

  • скорость движения транспорта;
  • отсутствие дорожно-транспортной инфраструктуры для пешеходов;
  • плохая видимость, то есть недостаточная освещенность дорог или ее полное отсутствие.

Теоретически риск для пешеходов исключает подземный переход. Но мы для себя решили, что это не выход из положения. Многим людям неудобно и тяжело спускаться в подземный переход. А чтобы до него добраться, зачастую нужно пройти полкилометра. Кроме того, сооружение подземного перехода — это более затратное мероприятие, чем оборудование пешеходного перехода светодиодной подсветкой.

Когда и где в вашем городе появился первый умный пешеходный переход?

Первый пешеходный переход мы обустроили в начале 2020 года у дома № 38 по Псковской улице. Итоги его работы городская администрация подвела в конце того же года. Мы сравнили свежие данные о ДТП со статистикой за предыдущие годы. В 2018 году в этом месте случилось девять дорожно-транспортных происшествий, в результате которых пострадали четыре человека. В 2019 году было 11 ДТП и 3 пострадавших. В 2020 году, после установки на переходе нового оборудования, случилось только два происшествия без пострадавших. Тогда мы приняли решение установить такое же оборудование на других объектах.

Сколько сейчас умных пешеходных переходов в Великом Новгороде?

В 2021 году был заключен контракт на оборудование интеллектуальными системами светового сопровождения шести нерегулируемых переходов на проспекте Мира в рамках приоритетного национального проекта «Безопасные качественные дороги». До конца года здесь должны поменять дорожное полотно, тротуары, дорожные знаки. Уже завершен ремонт асфальтового покрытия. Подрядчик приступил к монтажу оборудования для шести умных пешеходных переходов. Поэтому в ближайшее время в Великом Новгороде таких переходов будет уже семь.

Как выбираете места для установки нового оборудования? На каких дорогах стоит обустраивать умные пешеходные переходы?

В идеале — на всех. Но в первую очередь там, где есть аварийные участки, напряженный трафик и большое количество пешеходов. Мы выявляем именно такие дороги и будем обустраивать на них умные пешеходные переходы.

Планируете ли вы увеличивать количество умных пешеходных переходов в городе в 2022 году?

Безусловно. Мы планируем оперативно принимать решения и выделять деньги из бюджета на обустройство умных пешеходных переходов в течение всего следующего года.

Какие еще практики в сфере безопасности пешеходов на дорогах вы считаете необходимыми в масштабе всей страны?

Одна из основных причин гибели людей на дорогах — нарушение скоростного режима со стороны водителей. Поэтому одной только организации освещения пешеходных переходов недостаточно. Нужно вводить ограничения скорости в жилых районах и местах интенсивного движения пешеходов, устанавливать соответствующие дорожные знаки.

Полезно обустраивать перед пешеходными переходами искусственные дорожные неровности, создавать шумовые полосы, переоборудовать наземные переходы из нерегулируемых в регулируемые.

Какие из этих мероприятий реализованы в Великом Новгороде?

В прошлом году мы значительно улучшили освещенность улиц города, в том числе проезжих частей. В рамках муниципального контракта мы заменили 9,1 тыс. светильников, в том числе на дорогах, ведущих к школам, детским садам, социальным учреждениям. Также установили источники дополнительного освещения на 36 пешеходных переходах. Теперь людей на дорогах значительно лучше видно.

Кроме того, мы впервые создали на проезжей части шумовые полосы. Они появились в очаге аварийности на пересечении Новолучанской улицы и улицы Черняховского. Сейчас мы проводим мониторинг эффективности данной практики, чтобы принять решение о необходимости ее распространения.

Какие еще умные решения в сфере дорожно-транспортной инфраструктуры внедрены в городе?

На трех перекрестках в городе установлены умные светофоры. Программа включает красный, желтый и зеленый сигналы более гибко, в зависимости от дорожной ситуации. Это удобно и водителям, и пешеходам. Датчики выделяют пешеходов из общего потока, и программа включает для них зеленый сигнал светофора. Красный свет для транспорта будет гореть до тех пор, пока по дороге движется человек. А ночью умный светофор позволит водителям не стоять на пустых перекрестках. Сейчас мы разрабатываем проекты 10 новых светофорных объектов.

За победу в конкурсе городу выделили 30 млн руб. На что планируете потратить эти средства?

Призовые деньги мы направим:

  • на озеленение и комплексное благоустройство городских территорий;
  • устройство новых контейнерных площадок на территории частного сектора;
  • организацию раздельного сбора мусора;
  • строительство парковки вблизи Свято-Юрьева мужского монастыря;
  • благоустройство парков и видовых точек в местах туристского показа;
  • компенсацию затрат, связанных с реализацией проекта «Умный пешеходный переход».

Сергей Бусурин, мэр города Великий Новгород