Четыре способа вовлечь граждан в бюджетный процесс

Тип: статья

С 1 января в Бюджетном кодексе закреплен принцип участия граждан в бюджетном процессе (Федеральный закон от 29.11.2021 № 384-ФЗ). Но при этом ни правовые рамки реализации данного принципа, ни его содержание в кодексе не определены. В перечень участников бюджетного процесса граждане не включены (ст. 152 БК). У первых есть бюджетные полномочия, у вторых их нет. Методические рекомендации по вопросам участия граждан в бюджетном процессе не приняты. Все это создаст трудности в реализации нового принципа бюджетной системы. Вместе с тем формы участия граждан в бюджетном процессе в законодательстве установлены. Их четыре: 

  • публичные слушания по проектам решения о бюджете и отчета о его исполнении;
  • экспертное участие;
  • бюджет для граждан;
  • инициативное бюджетирование.

Далее расскажем обо всех четырех формах участия граждан в бюджетном процессе с учетом методических рекомендаций Минфина и изменений в законодательстве.

Публичные слушания

На заметку: Не проводить публичные слушания по бюджету и отчету о его исполнении разрешается, только если данные решения принимаются сходом граждан. Это возможно лишь в малых поселениях

Органы МСУ обязаны выносить на публичные слушания проект решения о местном бюджете и отчет о его исполнении (ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления…»).

Летом 2021 года порядок проведения публичных слушаний по проекту бюджета изменился. Теперь можно предоставлять гражданам информацию о слушаниях на сайте органа МСУ. Через этот же сайт граждане могут передавать свои предложения по проекту (Федеральный закон от 01.07.2021 № 289-ФЗ). Воспользуйтесь этим, чтобы расширить охват участников публичных слушаний. Вовлекайте молодых и менее мобильных граждан, для которых традиционное очное участие в слушаниях затруднительно или непривычно.

В будущем при проведении публичных слушаний органы МСУ смогут использовать портал госуслуг. В условиях антиковидных ограничений это позволит проводить слушания дистанционно.

В связи с появлением заочных форм участия населения в публичных слушаниях рекомендуем провести подготовку. Во-первых, развивайте официальный сайт муниципального образования, особенно разделы для бюджетной информации.

Во-вторых, обеспечьте техническую возможность получать обратную связь от граждан. Разработайте порядок рассмотрения предложений, поступивших в электронной форме, и направления ответов заинтересованным жителям.

Рекомендация

Отчет разместите на официальном сайте органа МСУ в доступной для граждан форме

В-третьих, найдите способ объединить результаты заочного и очного участия граждан в публичных слушаниях. Например, предложения, которые граждане подали через интернет, можно обобщать и озвучивать на очных слушаниях. Или можно готовить общий отчет о предложениях, поступивших в рамках очных и заочных публичных мероприятий, и результатах их обсуждения депутатами.

На заметку:

Как муниципалитеты будут использовать портал госуслуг для проведения публичных слушаний

Минцифры разработало проект правил использования портала в целях организации и проведения публичных слушаний. Документ в ближайшее время должно принять Правительство. Уполномоченные сотрудники органов МСУ будут размещать материалы и информацию на «Госуслугах» не позднее чем за 20 дней до проведения публичных слушаний. Участвовать в слушаниях смогут граждане в возрасте от 18 лет, зарегистрированные на территории муниципального образования, с подтвержденной учетной записью на портале. Участники будут направлять через «Госуслуги» заявления с замечаниями и предложениями, голосовать за проект документа или против него. Выразить свое мнение гражданин сможет один раз.

Экспертное участие

Участие граждан в экспертной работе реализуется в соответствии с Законом № 131-ФЗ и уставами муниципальных образований в целях учета общественного мнения при подготовке проектов решений органов МСУ. Публичную независимую экспертизу проектов решений о бюджете и отчетов о его исполнении обычно проводит экспертная комиссия, работающая на общественных началах.

Пример. В Туле городская дума утвердила порядок проведения публичной независимой экспертизы проектов муниципальных правовых актов по вопросам бюджетной и налоговой политики. В нем установлены:

  • перечень документов, которые нужно направлять на экспертизу;
  • принципы работы экспертной комиссии;
  • правила проведения экспертизы.
На заметку: Муниципальными правовыми актами могут быть установлены требования к членам комиссии, связанные с их профессиональным образованием и опытом

Результаты публичной экспертизы проектов решений о бюджете и отчетов о его исполнении орган МСУ должен публиковать на своем сайте. Заключение экспертной комиссии направьте в представительный орган МСУ вместе с проектом или отчетом. Объедините результаты экспертизы и предложения, которые граждане высказали в ходе очных и заочных публичных слушаний. Отправьте их в представительный орган вместе с проектом или отчетом.

Бюджет для граждан

Бюджеты в доступной для граждан форме местные власти публикуют с 2016 года. Минфин утвердил Методические рекомендации по представлению местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме приказом от 22.09.2015 № 145н. Но с тех пор министерство дважды вносило в этот документ изменения.

При формировании бюджета для граждан учитывайте результаты опроса мнения местных жителей (приказ Минфина от 04.12.2018 № 249н). Такие опросы помогают выявить приоритетную для населения информацию в составе бюджета для граждан, а также оценить ее понятность и доступность. Опрос можно провести на официальном сайте органа МСУ. Минфин рекомендовал органам власти опрашивать жителей на том же информационном ресурсе, где размещен бюджет для граждан. Орган МСУ должен обеспечить людям возможность оставлять комментарии после ознакомления с бюджетом. Можно использовать для этого социальные сети. Опросы могут быть в форме анкет или в виде ранжирования бюджетной информации по значимости. Результаты опросов публикуйте и учитывайте при подготовке бюджетов для граждан.

Используйте бюджет для граждан в ходе публичных слушаний по проектам местного бюджета и отчетов о его исполнении, на сходах, собраниях и конференциях граждан (приказ Минфина от 15.10.2020 № 982).

Инициативное бюджетирование

При реализации инициативного бюджетирования учитывайте изменения, которые касаются двух форм участия населения в бюджетном процессе: собрания и опроса граждан (ст. 26.1 Закона № 131-ФЗ).

Собрание граждан можно проводить, если необходимо обсудить вопросы внесения инициативных проектов и их рассмотрения. Опрос проведите, если нужно выявить мнения граждан о поддержке инициативного проекта. В этих процедурах могут участвовать жители в возрасте 16 лет и старше. Опросить граждан можно на официальном сайте муниципального образования. Представительный орган должен установить порядок идентификации участников опроса.

Если сложно пригласить к участию в мероприятии всех граждан, сформируйте комиссию, которая выберет проекты. Включите в нее делегатов от каждого внутригородского района городского либо муниципального округа или от каждого поселения муниципального района.

Выводы и рекомендации муниципалитетам

При разработке мероприятий по вовлечению граждан в бюджетный процесс уделяйте внимание развитию не только очного участия граждан, но и заочного — через интернет.

Доработайте официальный сайт муниципального образования так, чтобы граждане смогли получать на нем информацию о публичных слушаниях по бюджету и передавать свои предложения.

Проведите опрос населения, чтобы выявить приоритеты граждан, оценить уровень понятности и доступности информации, размещенной на сайте. Пересмотрите и доработайте бюджет для граждан с учетом результатов опроса.

Используйте соцсети, чтобы информировать как можно большее число граждан о возможностях участия в бюджетном процессе и координировать очные и заочные мероприятия.

Вера Левина, профессор кафедры «Финансы и менеджмент» Тульского государственного университета, член Европейского клуба экспертов местного самоуправления, д. э. н.