В этом году оренбургскому троллейбусу исполняется 70 лет, но, похоже, до юбилея он не доживет. Власти запланировали снять его с маршрутов. Ликвидацию "рогатых" провели или анонсировали в Белгороде, Орле, Костроме. Говорят о закрытии в Воронеже, Вологде, Калининграде. Главный аргумент чиновников: троллейбус - устаревший вид транспорта, износ парка приближается к 100 процентам, поэтому его срочно надо заменить автобусом. На обновление парка троллейбусов денег в бюджетах нет.
В феврале возмутились тверичане, обвинив свой минтранс в разрушении экологически чистого трамвайного и троллейбусного движения в городе. "Порезаны и приведены в негодность исправные троллейбусные линии, рабочие троллейбусы разломаны экскаваторами и сданы в металлолом, разрушено депо", - пишут авторы обращения. Истребление электротранспорта началось в Твери три года назад.
Еще раньше - пять лет назад - ушел в прошлое троллейбусный маршрут в Волгограде. Горожан, понятно, не спросили. Они еще долго надеялись, что "рогатый" вернется. Но в 2022 году было заключено соглашение о муниципально-частном партнерстве: электротранспорт отдали в концессию. Компания с госучастием намерена развивать трамвайный парк. О троллейбусах - ни слова.
В Белгородской области их убирали с дороги прошлым летом. За помилование "рогатых" отчаянно бились молодые люди, называющие себя "урбанистами". Они горячо оспаривали рассчитанные чиновниками минтранса области многомиллионные суммы, которые пришлось бы направить из казны на обновление электротранспорта. Молодежь поддержали предприниматели. Они обещали, что восстановить троллейбусное движение можно дешевле. И называли свои расценки. Чиновники дали понять, что сегодня и для этого "дешевле" денег нет.
Троллейбусное движение закрыто в 13 городах, говорится в аналитическом отчете "Троллейбусный транспорт в России. Состояние и перспективы рынка". А действует оно в 84 городах. Пока действует.
В конце прошлого года Минтранс России решил остановить гонение на троллейбусы и разослал в регионы письма с предостережением местных властей от ликвидации инфраструктуры электротранспорта. Ведомство рекомендовало "до принятия необходимых механизмов и параметров федеральной поддержки проектов развития городского электрического транспорта не проводить" демонтаж инфраструктуры и подвижного состава.
Но тамбовские власти все-таки решили продать контактную сеть. Тамбовчане, записавшие ролик Бастрыкину, отмечали, что закрытие троллейбусных линий и "навязывание автобуса" повлекут не только разрушение инфраструктуры, но и "умышленное увеличение транспортных расходов, которые лягут на население".
С горожанами солидарны и авторы аналитического отчета. И предупреждают, чтобы окончательно не убить российский троллейбус, надо в ближайшие пять лет заменить не менее 30-40 процентов парка. Иначе ущерб от закрытия троллейбусного движения может повлечь серьезные потери для бюджетов. Во-первых, это потеря городского имущества, во-вторых, общий рост стоимости транспортного обслуживания.
Эксперты считают, что для восполнения накопленного износа подвижного состава и инфраструктуры необходимо финансирование в рамках федеральной целевой программы. Средства должны предоставляться на конкурсной основе с обязательным контролем достигнутых результатов.
Кстати, есть еще варианты, например, опыт Москвы. Здесь троллейбусы заменили электробусами. Или можно стать участником федеральной программы "Чистый воздух" нацпроекта "Экология". В 2023 году благодаря им троллейбусный парк Братска станет одним из самых молодых в стране. Где взяли деньги? Финансирование идет по линии нацпроекта. Может, имеет смысл расширить программу "Чистый воздух"?
Пока Минтранс России разрабатывает меры поддержки электротранспорта, есть регионы, которые находят возможности сохранить и приумножить "рогатое хозяйство".
Петербург, например, имеет самую развитую троллейбусную сеть. Новые районы города обслуживают троллейбусы с автономным ходом, которых раньше здесь не было. Чебоксары - на втором месте по количеству троллейбусов на жителя и числу перевезенных пассажиров. А в Крыму, где находится самая протяженная в мире междугородняя горная троллейбусная трасса, этот экологически чистый вид транспорта не только сохранили, но и продолжают развивать. "Сейчас в нашем парке 248 троллейбусов, - рассказал "РГ" первый заместитель гендиректора предприятия "Крымтроллейбус" Вячеслав Мартынов. - Электрический транспорт востребован, им активно пользуются. Да, автобус мобильнее, его можно поставить на любой маршрут. Но экологию тоже нельзя сбрасывать со счетов".
С 1 марта новое троллейбусное депо начали создавать под Пензой. Электротранспорт пустят в пригород, где сейчас активно возводятся многоэтажки. "Планируем вывести на маршруты города 100 троллейбусов", - сообщил глава региона Александр Богомаз. А в Ростове власти намерены в два раза увеличить количество троллейбусных маршрутов. Сегодня этот вид транспорта пользуется у ростовчан особой популярностью.
И не только у них, судя по отчаянной борьбе оренбуржцев, тамбовчан, белгородцев и других горожан за сохранение троллейбусного движения.
Комментарий
Александр Морозов, вице-президент Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта:
- Каждый вид транспорта имеет свою нишу по эффективности использования в зависимости от провозной способности. Если попытаться пассажиропоток, предназначенный для троллейбуса, обслуживать автобусами, расходы становятся на 15 процентов выше.
Почему? В том числе и из-за стоимости топлива и занятии части места салона автобусов под шахту для двигателя внутреннего сгорания. В целом троллейбус экономичнее на 15 процентов, чем автобус. А трамвай - на 40 процентов автобуса и на 25 процентов - троллейбуса. Поэтому для каждого потока необходимо использовать транспорт по экономическим показателям, а не по идеологическим соображениям.