Основной упор сделали на развитии восточных районов. До недавнего времени инфраструктура там оставляла желать лучшего, рабочих мест не хватало. Сегодня ситуацию удалось переломить: благоустроенные территории привлекают туристов, а бизнес сообщает о росте выручки.
Главная особенность проекта - непосредственное участие в нем жителей малых городов. Ведь именно они выбирают, какие точки притяжения появятся в муниципалитетах. Для этого на федеральной онлайн-площадке с 2018 года проводят конкурс лучших объектов благоустройства. Проекты, как правило, готовят местные власти, люди их оценивают, выбирают наиболее понравившиеся, после чего заявка отправляется уже на всероссийское голосование.
За время работы нацпроекта "Жилье и городская среда" по всей стране создали больше 65 тысяч городских территорий и пространств в 84 регионах. Из них почти три сотни проектов пришлись на Калининградскую область. На их реализацию потратили свыше четырех миллиардов рублей. Инициатива, по оценке экспертов, оказалась весьма успешной и нашла положительный отклик у населения. Поэтому конкурс лучших объектов благоустройства решили продлить до 2030 года.
- Для наших городов это возможность стать еще привлекательнее, а для представителей малого и среднего бизнеса - шанс открыть магазины или, например, кафе в новых точках притяжения. Мы в целом формируем благоприятный инвестиционный климат, поскольку городская среда формируется комплексно при участии населения, бизнес-сообщества и государства, - прокомментировал министр строительства и ЖКХ Калининградской области Сергей Черномаз.
На практике нацпроект вдохнул жизнь в некогда заброшенные территории. В итоге увеличилась проходимость, а вместе с ней - доходность предприятий. У людей появилась работа, что в условиях дефицитного рынка труда в регионе особенно актуально.
В качестве примера можно привести город Гусев. Здесь реконструировали центральную площадь и привели в порядок территорию у автовокзала. После этого открылись новые магазины, предприятия общепита, химчистка, парикмахерские, деловые центры и гостиницы. Город получил почти сотню дополнительных рабочих мест.
- Такие точки притяжения сделали Гусев более привлекательным как для внутреннего туризма, так и для гостей из других регионов страны. Проходимость увеличилась. Мы сразу заметили разницу в своем кафе, куда стали чаще заходить посетители, - рассказал владелец местного кофебара Евгений Чернухин. - Но следует учитывать, что бизнесу нужно быть в тренде и подстраиваться под запросы аудитории. Само по себе благоустройство не принесет дополнительных денег предпринимателям, если они грамотно не впишутся в концепцию.
В качестве примера Евгений привел реконструированную привокзальную площадь, где появилась весьма симпатичная стена с дизайнерской подсветкой, на фоне которой так и хочется открыть небольшой итальянский ресторанчик. Однако нужно четко понимать, что в нескольких шагах находится действующий автовокзал, куда постоянно бегут пассажиры. Серьезное пафосное заведение явно окажется неформатным. А вот небольшое кафе, где можно заказать чай или кофе навынос, вполне себя оправдает.
Похожим образом ситуация обстоит и в соседнем с Гусевом городом Черняховском. Там по нацпроекту благоустроили исторический квартал. Помимо двух новых скверов и уличного освещения, на этой территории заменили все инженерные коммуникации и дорожное покрытие, а также отремонтировали тротуары и привели в порядок ливневую канализацию. Теперь это один из популярных туристических маршрутов.
- За счет организации нового трафика заметно выросла посещаемость - по нашим подсчетам, примерно на 37 процентов. Если говорить о прибыли, то средний чек также поднялся до 25 процентов. Теперь поблизости появились беседки, лавочки. Многие прогуливаются тут вечером, заглядывают к нам в магазин. Конверсия растет, равно как и покупательная способность, - отметил владелец магазина техники в Черняховске Сергей Климанов.
В региональном министерстве по культуре и туризму сообщили, что благоустроенные и реконструированные объекты на востоке Калининградской области сегодня вызывают повышенный интерес у отдыхающих. Если в 2018 году эксклав принял 1,5 миллиона туристов, то по итогам 2023-го эта цифра перешагнула отметку в два миллиона человек. Естественно, для смежного бизнеса любое увеличение проходимости потенциально приводит к росту прибыли.
Главное - подходить к вопросу благоустройства комплексно, чтобы по соседству с новыми скверами и местами для отдыха не располагались заброшенные трущобы. На это в Калининградской области делают основной упор. Проекты по формированию комфортной городской среды вписывают в уже существующие концепции развития населенных пунктов, что позволяет улучшать облик целых улиц и кварталов.